Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:19, курсовая работа
Для многих людей чувство собственного достоинства непосредственно связано с тем делом, которым они заняты. Поэтому люди, обнаружив, что они являются невостребованными на рынке труда, переживают тяжёлое психологическое потрясение. Ущерб такого рода можно проследить в тенденциях динамики показателей уровня расторгнутых браков и распавшихся семей, а также показателей уровня преступности и заболеваемости, уровня числа самоубийств увеличение безработицы на 1% несет за собой увеличение числа самоубийств на 4%0, величина которых растет в период повышения уровня безработицы.
Задачи написания курсовой работы:
1.Раскрыть основные причины и виды безработицы.
2.Рассмотреть социальные, экономические последствия безработицы.
Введение…………………………………………………………………………………3
1.Безработица – сущность и виды……………………………………………………...5
1.1 Социально – экономические последствия безработицы…...................................7
1.2 Регулирование занятости и безработицы государством………………………...8
2.Теоретические основы безработицы……………………………………………......8
2.1 Основные понятия и характеристики безработицы…………..........................8
2.2 Классификация безработицы……………………………………………………9
3 Биржа труда, методы регулирования безработицы………………………………13
3.1 Социальные последствия безработицы и политика занятости………………13
3.2 Меры регулирования занятости………………………………………………..15
3.3 Государственная служба занятости населения и ее функции…………………17
Заключение……………………………………………………………………………..24
Глоссарий………………………………………………………………………………..25
Список использованных источников………………………………………………….27
У лиц, окончивших ПТУ, распределение
доходов соответствует
Таким образом, высокий образовательный статус помогает лучше перенести социальное падение.
3.2 Меры регулирования занятости
Становление рыночных отношений всегда
затрагивает одну из важнейших сфер
экономики – занятость трудовых
ресурсов. В дореформенный период
обеспечение занятости
Отличительной особенностью рыночной
экономики является то, что человек
самостоятельно принимает решение
о том, работать ему или нет. Государство
не вправе заставить его трудиться,
что закреплено в “Законе о
занятости”. Стремление обеспечить практически
стопроцентную занятость
3.3Государственная служба
Первые биржи труда были открыты в первой половине XIX в. В России биржи труда возникли вначале XX в. Они создавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с биржами труда в России до 1917 г. получили широкое распространение платные частные посреднические конторы. Оказаться без работы еще не означает стать безработным, нужно зарегистрироваться на бирже труда и получить статус безработного. Безработным может стать человек, достигший трудоспособного возраста; не имеющий работы и заработка; готовый приступить к работе, зарегистрированный в службе занятости в целях поиска подходящей работы. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые государственные службы занятости населения, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных служб занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия. Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости. В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное
право на труд. Соответственно нужно
решать проблему организации учета
незанятого населения, необходимо из миллионов
незанятых выделить тех, кто оказался
в такой ситуации вынуждено. Законодательство
предусматривает обязанность
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.
Функции службы занятости многообразны:
а) Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда.
б) Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства.
Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника.
1.Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях,
предъявляемых к профессиям и работникам.
2.Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.
Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
В настоящее время уровень
1)Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения. В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации. Про фориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.
2)Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи.
3)В законе определен статус безработного, которым является, вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан принять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность, трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.
1.Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;
2.Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
3.Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;
4.Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.
Таким образом, функции Государственной
службы занятости значительно
Несколько лучше ситуация в области
содействия само занятости и
в такой ситуации не сможет оказать
серьезную помощь. Она не обладает
необходимой информационной базой,
а также достаточной
Решение проблем безработицы - по данным Международной организации труда (МОТ), с момента начала кризиса, безработных в мире стало на 20 миллионов больше. И еще примерно пять миллионов человек могут потерять работу в ближайшее время. Безработица в наше время становится все большей проблемой. Человек, не имеющий работы, не чувствует себя полноценным членом общества, даже если общество поддерживает его материально, через различные системы социальной помощи. Во-первых, такая поддержка всегда минимальна, а во-вторых, "не хлебом единым…". Человеку необходимо осознавать свою полезность. Человек, чувствующий себя не нужным, может скатиться к наркотикам и преступности, к депрессии и суициду. Подсчитано, что в производстве всего необходимого для жизни человечества участвует всего лишь несколько процентов населения земного шара. Что же делают все остальные? Остальные заняты созданием предметов роскоши, работают в индустрии развлечений и так далее. Все это хорошо, но в условиях происходящего снижения производства и торговли, все необязательные виды деятельности будут неизменно сокращаться. Таким образом, рост безработицы - это долгосрочная перспектива для всех стран. Поэтому, нам нужно заранее выработать правильное отношение к работе, к занятости и к распределению материальных благ. Государственные структуры пытаются решить проблему безработицы, создавая новые рабочие места. Для этого необходимо открывать новые производства, однако мир не нуждается в новых товарах. Во множестве областей промышленности, в сельском хозяйстве, в строительстве имеет место перепроизводство. Зерно залеживается в хранилищах, молоко выливают в канализацию, портовые автостоянки забиты новыми автомобилями, и т. д. Проблема не в том, чтобы создать, а в том, чтобы продать. Те, кто имеют работу, чтобы не потерять ее, трудятся без выходных и отпусков. Те, кто работы не имеет, находятся в бедственном положении. Видимо, нам предстоит делить работу между собой. Следует сокращать рабочий день, и за счет этого обеспечивать работой тех, кто ее не имеет. Это хлопотно и невыгодно владельцам предприятий, но поможет снять социальную напряженность. Многие из нас нуждаются в том или ином виде помощи. Это престарелые, больные, социально не адаптированные люди. Тех, кто не имеет работу можно привлекать к оказанию социальной помощи. Это сплотит и оздоровит наше общество и поможет достойно пережить тяжелые времена. Конкуренция в поисках работы делает нас соперниками и усиливает негативные отношения между людьми. Эта, казалось бы, "техническая" проблема свидетельствует о глубоком несовершенстве человеческих отношений. Именно в плоскости человеческих отношений следует искать и причину, и пути решения многих социальных проблем. Безработица - это лишь частный случай.