Безработица - современные формы, механизм и государственное регулирование занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:03, реферат

Описание работы

Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловил возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Только государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить общество к реализации стратегических целей реформ.
Структурная перестройка экономики России привела к высвобождению работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и тем самым, появлению явной безработицы. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. БЕЗРАБОТИЦА КАК НАРУШЕНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАВНОВЕСИЯ. 4
1. 1. Безработица как экономическая проблема: содержание, формы
проявления 4
1. 2. Факторы безработицы: позиции экономических школ 6
1. 3. Инфляция и безработица: взаимодействие двух процессов 7
2. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА РЫНКА ТРУДА 10
2.1. Сущность занятости населения в России 10
2.2 Классическая теория занятости 12
2.3 Проблемы рынка труда и занятости населения 14
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

Безработица - современные формы, механизм и государственное регулирование занятости..doc

— 135.52 Кб (Скачать)

    2. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА РЫНКА ТРУДА

2.1. Сущность занятости населения в России 

     Занятость населения является естественным условием существования каждого человека. Но для рыночной экономики неприемлема категория полной занятости по следующим причинам3:

     Во-первых, значительная часть работников в  течение своей трудовой активности по различным причинам (переезд на новое место жительства, получение  новой квалификации, учеба, уход за детьми и т.д.), меняет место работы по собственному желанию. При этом его поступление на другое место работы может пройти тот или иной промежуток времени в  течении которого указанные лица относятся к категории незанятых. Данная категория составляет фрикционную безработицу.

     Во-вторых, научно- технический прогресс постоянно перестраивает структуру производства, и в этой связи возникает проблема несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. В результате на каждого незанятого вследствие закрытия ”старых “ отраслей может приходиться лишь несколько вакантных мест в “новых” отраслях. Это структурная или технологическая безработица. Для ее преодоления необходимо государству и частным фирмам создавать центры по переподготовке кадров.

     В-третьих, цикличность развития рыночной экономики приводит к сокращению спроса на рабочую силу в период депрессии и кризиса. Возникает циклическая безработица. Ликвидировать этот вид безработицы невозможно, так как нельзя отменить цикличность экономического роста. Антикризисные мероприятия могут лишь “сгладить” экономический спад и, несколько уменьшить число временно высвобождаемых работников.

     В-четвертых, существует скрытая безработица, которая  возникает, прежде всего, за счет сезонных работ, в строительстве и сельском хозяйстве.

     В-пятых, есть застойная безработица, основу которой составляют лица, не имеющие и не ищущие работу, по крайней мере, в сфере легальной экономики.

     Отметим то, что на рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию  жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

     На  рынке труда реализуется возможность:

     - свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.);

     - найма и увольнения при соблюдении  норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан  в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;

     -   независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально - квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров  культурных и духовных ценностей;

     - свободного движения заработной  платы и других доходов при  сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале4.

     В конкурентно - рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его  движение вперед. Через рынок труда  проходят, скрещиваясь в нём, три  взаимосвязанных эволюционных потока - развитие экономики (материально -  технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры,  творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание5.

     Конечной  же целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и так далее.

     Таким образом, через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока - развитие экономики (материально-технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры,  творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.

     2.2 Классическая теория занятости

     Начнем  анализ механизма рынка труда  с классической концепции занятости применительно к условиям совершенной конкуренции. Под классической теорией в немарксистской экономической литературе подразумевается преимущественно теория английских и американских экономистов, базирующихся на учении, идущем от Смита и Рикардо к Маршаллу, Пигу и другим ученым, посвятившим себя разработке  теории общего экономического равновесия. Классическая теория занятости предполагает построение функции  совокупного спроса на труд и совокупного предложения труда, применимых к условиям совершенной конкуренции.

     Эти сложные функции получаются путем  агрегирования функций спроса отдельно взятых предпринимателей и функции  предложения отдельных работников. Субъектами на рынке труда выступать  бизнес и государство, а субъектами предложения- домашние хозяйства. На рынке совершенной конкуренции количество нанимаемых предпринимателями работников определяется двумя показателями - реальной заработной платой и стоимостью (в ее денежном выражении) предельного продукта  труда. С увеличением количества нанимаемых работников происходит уменьшение величины предельного продукта (закон убывающей доходности).

     Привлечение дополнительной единицы труда прекратится  тогда, когда стоимость предельного  продукта сравняется с величиной  заработной платы.

Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить спрос на труд, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает6.

     Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная  деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно  не  только предъявляет спрос  на рабочую силу в государственном  секторе экономики, но и регулирует его в частном секторе, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики. Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и прочие.) Эти программы содействуют определенной стабилизации социально- экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены труда, напрямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.

     Значительна и вспомогательная роль государства  на рынке труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации последствий и меняющихся требований рынка.

     Важнейший показатель состояния рынка труда - уровень безработицы, которая определяется как удельный вес безработных в общей численности экономически активного населения.

     Уровень безработицы представляет собой  один из ключевых макроэкономических показателей, и правильное его определение  необходимо для осмысления и прогнозирования результатов социально-экономической политики. Вместе с тем современный рынок характеризуется постоянным динамическими изменениями, переливами рабочей силы из одного состояния занятости в другое. 

2.3 Проблемы рынка труда и занятости населения

     Занятость населения составляет необходимое  условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень  жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение  квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы.

     Современная российская экономика встала на путь реформ, перехода к рыночным отношениям. На этом пути, безусловно, имеются издержки, но общая направленность реформ в  сторону развития, которому следуют  цивилизованные страны мира, является прогрессивной.

     Проблемы  рынка труда и занятости населения  в России сложны и противоречивы. Здесь проявляются как общие  закономерности, имеющие место в  разных странах мира, так и специфические  для нашего государства процессы и явления.

     Рынок труда – это, прежде всего, система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей и продажей; это также экономическое пространство - сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара- труда; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателем и наемными работниками. Тем самым удовлетворяется потребность первых в труде, а вторых - в заработной плате7.

     Важным  принципом обеспечения занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами. Это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость.

     Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости  является разработка и задействование механизма, регулирования динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

     Отличительной особенностью нынешнего этапа развития нашей страны является то, что на фоне социальной бедности (многодетные  и неполные семьи с детьми, семьи  с иждивенцами, одинокие пенсионеры, инвалиды) усиливается экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния из-за безработицы или низкой заработной платы.

     Принимая  во внимание, что заработная плата  является основным источником доходов  большинства россиян и составляет две трети структуры доходов всего населения, вполне естественно, что ситуация, сложившаяся на рынке труда, оказала доминирующее влияние на масштабы распространения бедности в период экономических преобразований.

     Изменение профиля бедности, а именно появление категории "новых бедных", или "работающей бедноты", связано в первую очередь с невысокими конкурентными позициями отечественного производства, формировавшегося в условиях закрытости национальной экономики, неготовностью включения страны в мирохозяйственные отношения и глобальный товарный рынок. Большинство российских предприятий, несмотря на нынешний экономический подъем, пока проигрывают в международной конкуренции. Таким образом, причины российской бедности состоят, прежде всего, в вялой адаптации национальной экономики к процессам глобализации, неконкурентоспособности целых отраслей и производств, низкой производительности труда и слабой его организации, превалировании низкооплачиваемых рабочих мест и дефиците специалистов требуемой квалификации. В целом необходимо констатировать, что сложившаяся в стране модель бедности - прежде всего результат низкого уровня доходов от занятости. Факторы, связанные с крайне неудовлетворительной ситуацией на рынке труда, низким качеством рабочих мест, являются доминирующими среди причин дифференциации семей по статусу бедности. В этой связи российскую бедность можно определить в терминах "экономической" или "рыночной бедности" - бедности, связанной с местом конкретных категорий экономически активного населения на рынке труда.

     Рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей  силы, который за счет взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает размещение относительно рабочих мест экономически активного населения  по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально-квалификационном разрезах. С целью выравнивания положения между различными региональными рынками труда, обеспечение социальной защищенности трудящихся, проживающих в регионах с избыточными трудовыми ресурсами, на местных уровнях разрабатываются государственные программы занятости. Кроме того, государство предусматривает меры финансово - кредитной, инвестиционной и налоговой политики, поощрения создания малых предприятий и применение гибких режимов труда, и другие меры, способствующие сохранению и развитию системы рабочих мест.

Информация о работе Безработица - современные формы, механизм и государственное регулирование занятости