Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:31, реферат
В современном мире бизнеса ничто не стоит на месте - любое промедление может привести к поражению в конкурентной борьбе. Крупные компании стремятся стать еще крупнее, мелкие - занять достойное место на рынке и дорасти до размера крупных. Одним из самых эффективных средств достижения этих целей является франчайзинг.
Введение ………………………………………………………………………
1. Понятие и сущность франчайзинга…………………………………………..
2. Из истории франчайзинга………………………………………………………
3. Виды франчайзинга…………………………………………………………….
4. Отличие франчайзинга…………………………………………………………
5. Кому выгоден франчайзинг……………………………………………………
6. Регулирование франчайзинговых отношений………………………………..
7. Несколько советов для начинающих………………………………………….
8. Заключение …………………………………………………………………….
9. Литература……….……………………………………………………………
2. Отношения
по франчайзингу регулируются
законодательством. Договор
"Прямо
предусмотренных случаев"
Следует отметить, что отсутствие детального законодательного регулирования франчайзинга (но не его полное запрещение) в общемировом масштабе вполне нормально. Урегулирование франчайзинговых отношений законодательством - это скорее исключение из правил, нежели правило. К примеру, в ГК Российской Федерации содержится отдельная глава 54 "Коммерческая концессия", которая регулирует франчайзинговые отношения; в федеральном законодательстве США есть ряд актов, посвященных регулированию франчайзинга, кроме того на уровне законодательства некоторых штатов США присутствует требование обязательной регистрации договоров франчайзинга.
На международном уровне также отсутствуют универсальные соглашения, касающиеся франчайзинга, которые бы обладали обязательной силой для их участников. Международное регулирование франчайзинговых отношений представлено рекомендациями Всемирной организации интеллектуальной собственности, Этическим и моральным кодексами, разработанными Международной ассоциацией франчайзинга, а также некоторыми региональными актами (в частности, Директива Комиссии Европейского Союза N 4087/88).
Однако отсутствие законодательного регулирования не должно отражаться на развитии франчайзинговых отношений, которые в таком случае регулируются, в первую, очередь условиями заключенного между сторонами договора, а также субсидиарно нормами применимого законодательства о правах на объекты интеллектуальной собственности, антимонопольным законодательством и некоторыми другими отраслями законодательства.
Если вы считаете, что у франчайзинга плюсов больше, чем минусов, вот некоторые советы, с чего начать, будут для вас полезны. Причем предприниматель может купить не только импортное, но и «имя» отечественного производителя. Многие яркие брэнды отечественной торговли осваивают практику продажи франшизы в регионы страны. При этом покупателю к вопросу приобретения франшизы нужно подходить крайне внимательно и осмотрительно. Вот некоторые советы, основанные на рекомендациях специалистов Российской ассоциации развития франчайзинга (РАРФ).
1. Узнайте как можно больше о франчайзинге.
Для
начала можно ознакомится с публикациями,
которые помогут вам разобраться в деталях
этой концепции. После прочтения литературы
и заполнения анкет для самоанализа вам
следует перейти к более конкретному знакомству
с интересующей вас франшизой.
2. Посетите несколько работающих франчайзинговых предприятий
Нет, пожалуй, ни одного крупного города, где не было бы предприятий, работающих по этому принципу. Желательно лично посетить 5-6 франчайзинговых предприятий и поближе познакомиться с их работой. Многие предприятия во франчайзинге напрямую обслуживают клиентов. Вы непременно заметите «вышколенность» их сотрудников. Это результат жесткого следования стандартам, высочайший профессионализм. и вы должны понимать, что и вам, и вашим сотрудникам необходимо будет пройти активное обучение, быть профессионально организованным, педантично следовать стандартам и уметь общаться с клиентами.
3. Посетите семинар по франчайзингу.
Семинары хороши не только тем, что информация подается в структурированном и систематизированном виде и там можно задать волнующие вас вопросы специалисту, но и возможностью общения с коллегами. Обмен опытом, информацией, новые контакты и деловые связи - ценное пополнение в копилку вашего будущего успеха. Только после этого этапа накопления знаний можно переходить к окончательному выбору наиболее подходящей для вас франшизы.
4. Внимательно просмотрите каталоги франшиз вашего регионального центра или на одном из интернет-сайтов, посвященных франчайзингу Каталог Международной ассоциации франчайзинга, расположенной в Вашингтоне, например, содержит более 1000 франшиз, охватывающих более 70 отраслей хозяйства. Первичный отбор наиболее интересных для вас видов деятельности сузит поиск и поможет более детально вникать в существо дела. Рекомендуемые сайты: www.rarf.ru, www.mybiz.ru., www.fгаnсhisерrоfilеs.соm www.ifranchise.net.
5. Детально изучите интересующую вас франшизу Причем это изучение должно состоять из двух этапов:
1. Сосредоточьтесь на себе. Запросите у франчайзера Унифицированный бюллетень франшиз или целью выяснения его ключевых стандартов и условий. Примерьте к ним свои возможности. Если по метражу помещений, финансовым возможностям и т.д. вы вписываетесь в эти стандарты, можно переходить ко второму этапу.
2.
Сосредоточьтесь на
Консультации
с юристом и бухгалтером, компетентными
в вопросах франчайзинга, и честные,
взвешенные ответы самому себе на эти
вопросы помогут вам в дальнейшем избежать
разочарований.
Применение
франчайзинга в предпринимательской
деятельности дает существенные преимущества
как правообладателю (лицу, предоставляющему
право использования своих
Рассматривая преимущества франчайзинга, нельзя не остановиться на том, какие последствия имеет для потребителя его широкое использование. С одной стороны, франчайзинг способствует насыщению рынка доброкачественными товарами и услугами. С другой - франчайзинговые соглашения могут привести к нарушению прав и интересов потребителей. Ведь сама идея франчайзинга основана на своеобразной подмене субъекта, когда пользователь выступает в обороте фактически под чужим именем - под именем правообладателя, используя его фирменное наименование и товарные знаки. При такой ситуации права потребителя могут пострадать. С этой точки зрения наиболее опасным для потребителя является производственный франчайзинг. Когда потребитель покупает товар, произведенный по лицензии (лицензионный товар), он, по крайней мере, отдает себе отчет в том, что этот товар произведен не обладателем товарного знака, а совсем посторонней фирмой, которая может и не обеспечивать ожидаемого качества. Если же потребитель покупает товар, произведенный пользователем по договору коммерческой концессии, он чаще всего полагает, что товар произведен если не самим обладателем товарного знака, то хотя бы его дочерней компанией.
Небольшому магазину в современных условиях выжить нелегко. Особенно когда рынок торговли поглощается такими гигантами, как гипермаркеты и супермаркеты. И если вашему бизнесу стало тяжело конкурировать на рынке, то в качестве альтернативы специалисты предлагают сменить формат мини-универсама на узкую специализацию путем использования франчайзинга. Во многих странах франчайзинг - поддерживаемое властью «теплое и надежное гнездо» для стабильного существования малого бизнеса. В Беларуси же франчайзинг пока еще слабо развит. Однако, понимание того, что он является одним из способов выживания малого бизнеса, уже формируется.
На сегодняшний день для Республики Беларусь чрезвычайно важным является открыть себя для всемирно известных компаний-франчайзеров. В выигрыше от этого будут все: белорусское государство, субъекты хозяйствования и потребители, а также зарубежные франчайзеры. Ведь наше государство на сегодняшний день остро нуждается в скорейшем развитии тех сфер, где франчайзинг наиболее широко применяется - сферы быстрого питания, придорожного сервиса (кафе, мотели, кемпинги), автосервиса, бытового обслуживания, отдыха и развлечений, охраны здоровья, мелкорозничной торговли и многих других.
1.
Алейников Д.В. Договор
2.
Гражданское право: учебник.
3. «Главный бухгалтер», 2005г., N 24
4.
Ламейко П. Франчайзинг и его
социальная функция.
5.
Национальная экономическая
6.
«Финансовый директор», 2006 г., N 4, 5.