Белорусский франчайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:31, реферат

Описание работы

В современном мире бизнеса ничто не стоит на месте - любое промедление может привести к поражению в конкурентной борьбе. Крупные компании стремятся стать еще крупнее, мелкие - занять достойное место на рынке и дорасти до размера крупных. Одним из самых эффективных средств достижения этих целей является франчайзинг.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
1. Понятие и сущность франчайзинга…………………………………………..
2. Из истории франчайзинга………………………………………………………

3. Виды франчайзинга…………………………………………………………….

4. Отличие франчайзинга…………………………………………………………

5. Кому выгоден франчайзинг……………………………………………………

6. Регулирование франчайзинговых отношений………………………………..

7. Несколько советов для начинающих………………………………………….

8. Заключение …………………………………………………………………….

9. Литература……….……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

БЕЛОРУССКИЙ ФРАНЧАЙЗИНГ.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

     Розничные и обслуживающие франчайзинговые  системы заметно отличаются от систем франчайзинговых соглашений, рассмотренных  нами выше, потому что в данном случае франчайзи фактически является продолжением франчайзера. В подобных системах каждый франчайзи напоминает торговую точку компании с единственным исключением: в создание этой торговой точки вкладываются деньги франчайзи, а не собственные средства франчайзера. Ярким примером здесь может служить сеть ресторанов "McDonald's" или сеть центров документации "Xerox" (Xerox Document Center).

     В зависимости от сферы применения, франчайзинг делится на:

1) производственный - сходен с рассмотренным нами  выше типом франчайзинговых отношений между двумя производителями;

2) сервисный  - франчайзер передает франчайзи  право использовать отработанную  систему оказания услуг конечным  потребителям под торговой маркой  франчайзера;

3) сбытовой - франчайзи получает право реализовывать на определенной территории товар франчайзера под его торговой маркой.

     По  другими критериям выделяют деловой, дочерний, конверсионный, развивающийся, ограничительный франчайзинг, а  также франчайзинг бизнес-формата.

4. ОТЛИЧИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА 

     Поскольку договор франчайзинга имеет комплексный  характер и общие черты с некоторыми другими договорами, для правильного  оформления и регулирования франчайзинговых  отношений их нужно отличать от сходных  институтов.

     В первую очередь, следует провести отличие договора франчайзинга от лицензионного договора, предметом которого является передача исключительного права на использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг. В предмет же договора франчайзинга может входить не только передача лицензионного комплекса, но и другие элементы: обязательства франчайзера по обучению персонала франчайзи, обязательства франчайзи закупить специальное оборудование (сырье, комплектующие и т.д.) у франчайзера и многое другое. Кроме того, в отношениях с третьими лицами стороны лицензионного договора не ассоциируются друг с другом, в то время как франчайзи в отношениях с потребителями полностью ассоциируется с франчайзером.

     Сбытовой (и в некоторой мере сервисный) франчайзинг надо отличать от реализации товаров (оказания услуг) на основании договоров поручения и комиссии (в западных терминах - от дилерских или дистрибьюторских договоров). По договору поручения поверенный совершает от имени и за счет доверителя определенные юридические действия (в частности, заключает сделки). Права и обязанности по таким сделкам возникают непосредственно у доверителя. По договору комиссии комиссионер по поручению комитента за вознаграждение совершает сделки от своего имени, но за счет комитента. По таким сделкам приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Договор франчайзинга от указанных договоров (в чистом виде, а не в форме смешанных договоров, содержащих элементы нескольких договоров) отличает, в частности то, что:

            - по этим договорам не передаются  права на использование объектов  

     интеллектуальной  собственности, принадлежащих доверителю либо  

     комитенту  (то есть поверенный (комиссионер)  действует под своей  

    "вывеской", а не под "вывеской" доверителя  или комитента);

  • эти договоры не предусматривают обязанности доверителя (комитента) обучать своих контрагентов ведению бизнеса;
  • платежи идут от доверителя (комитента) к поверенному (комиссионеру), а не наоборот, как это имеет место в договоре франчайзинга.

     Франчайзинг имеет отличия и от договора купли-продажи (поставки) товара, когда его реализация происходит по схеме от оптового продавца к розничным. Во франчайзинговых отношениях могут присутствовать элементы договора купли-продажи (поставки) - когда франчайзи закупает у франчайзера оборудование либо сырье. Но это лишь один из многих элементов договора франчайзинга, который, имеет комплексный характер.

     Некоторые проводят также отличие договора франчайзинга от договора об исключительной продаже товара (в некоторых странах  он называется договором коммерческой концессии, а применительно к  международной купле-продаже товаров - договором об исключительном импорте), от договоров, связанных с управлением одним юридическим лицом другим, а также от договора аренды "делового комплекса". 

5. КОМУ ВЫГОДЕН ФРАНЧАЙЗИНГ 

     В отношении всех участников франчайзинговых  отношений франчайзинг имеет как плюсы, так и минусы. Рассмотрим их.

1. Преимущества франчайзинга:

1.1. Для  франчайзера:

а) возможность  развивать свою сеть и продвигать свою торговую марку на новых рынках с минимизацией собственных финансовых затрат и трудовых ресурсов;

б) приближение франчайзера к потребителю (по американской статистике, основная масса потребителей воспринимает местные отделения франчайзинговых сетей именно как местные предприятия, а не как обезличенные представительства крупных компаний, что порождает позитивную реакцию у потребителей и позволяет франчайзинговым сетям приблизиться к покупателям своих товаров или услуг. Однако следует отметить, что в европейских условиях, а тем более у нас (в России, Беларуси), этот тезис не столь однозначен. В силу своего менталитета наши потребители, обращаясь в местное отделение крупной международной компании, прежде всего "приобретают" всемирно известно торговую марку, и не склонны воспринимать это отделение как собственно местное предприятие);

в) повышенное чувство ответственности участников сети (если бы франчайзер выбрал традиционный путь развития бизнеса (с опорой на собственные средства), то в его отделениях работали бы наемные сотрудники, чья заинтересованность в успехе предприятия имеет свой предел. Кроме того, всегда есть вероятность, что сотрудники филиалов, пользуясь свей удаленностью от головного офиса, будут использовать свое служебное положение в корыстных целях. При развитии путем франчайзинга все меняется: франчайзи является независимым предпринимателем, весь доход от его предприятия, за исключением выплат франчайзеру, принадлежит ему, а успех его деятельности напрямую зависит от его усилий по продвижению марки франчайзера); 

г) снижение риска - так как собственный капитал  франчайзера участвует в расширении бизнеса в минимальной степени;

д) освобождение от необходимости оперативного управления всеми местными точками;

е) получение  дополнительных доходов за счет выплат от франчайзи.

1.2. Для франчайзи:

а) возможность  начать собственное дело не "с  нуля", а в разработанной нише - франчайзи покупает готовый бизнес, всесторонне опробованный франчайзером и другими франчайзи;

б) торговая марка - франчайзи покупает право  пользоваться относительно известной  торговой маркой, фирменным знаком (коммерческим обозначением) или стилем;

в) реклама - наличие права пользоваться "раскрученной" торговой маркой дает возможность пользоваться всей мощью рекламы этой торговой марки;

г) помощь - франчайзер передает франчайзи готовую  и всесторонне отработанную технологию ведения бизнеса и готов в любой момент прийти к нему на помощь (предоставить консультационные услуги и т.д.);

д) облегчение доступа к кредитным ресурсам - франчайзер может выступать гарантом по кредитам, заключать с банками  соглашения о выдаче кредитов его  франчайзи на специальных условиях, выдавать франчайзи товарный кредит.

1.3. Для  потребителя:

a) потребитель  получает возможность пользоваться  продуктами или услугами известной  ему торговой марки определенного  качества и по единой цене. 

2. Недостатки франчайзинга.

2.1. Для  франчайзера:

a) сокращение  дохода - франчайзеру принадлежит  не весь доход от деятельности  не принадлежащих ему отделений  франчайзинговой сети, а только  перечисляемые ими выплаты;

б) необходимость  кропотливой и продуманной работы с франчайзи, от которых фактически зависит успех бизнеса в целом, - от подбора франчайзи до помощи им в решении текущих вопросов;

в) сложность  контроля - франчайзи являются независимыми предприятиями и их сложнее контролировать на предмет соответствия используемых технологий и качества предоставляемых услуг технологиям и качеству, обусловленным договором франчайзинга;

г) негативное влияние плохо работающих отдельных  франчайзинговых предприятий на имидж франчайзинговой системы  в целом;

д) трудности  сохранения конфиденциальности коммерческой тайны, передаваемой большому количеству франчайзи;

е) выход  из франчайзинговой системы успешно  работающих франчайзи, решивших начать собственное дело на основе достигнутых  ими в рамках франчайзинговой  сети успеха и известности;

ж) правдивость  отчетности (Франчайзи начисляют выплаты, как правило, в процентах от своего оборота, а сам оборот рассчитывается, исходя из предоставляемой франчайзи бухгалтерской и финансовой отчетности. Ни для кого не секрет, что нынешняя экономическая ситуация вынуждает многие успешно действующие предприятия занижать прибыль. В рассматриваемой ситуации это невыгодно не только для налоговых органов, но и для франчайзера. Самый эффективный для франчайзера способ обеспечить правдивость отчетности - вести централизованный бухгалтерский учет, то есть освободить франчайзи от ведения отчетности и взять эту функцию на себя. Компромиссный вариант - установить твердую ежемесячную ставку выплат - будет выгоден всем: франчайзеру не надо будет беспокоиться о правдивости отчетности, а франчайзи в ведении учета не будет связан контролем франчайзера).

2.2. Для  франчайзи:

a) наличие  контроля, уменьшение экономической  свободы, ограничение инициативы - несмотря на то, что франчайзи  юридически является независимым  предпринимателем, по договору франчайзинга франчайзер получает право контролировать его деятельность;

б) дополнительная статья расходов - необходимость выплаты  роялти, вычитаемых из прибыли франчайзи;

в) привязанность  к торговой марке франчайзера, его  репутации, финансовой стабильности - в том случае, если каким-то образом репутация франчайзера испортится или он окажется банкротом, это неизбежно скажется на бизнесе франчайзи (В качестве примера можно привести историю с ресторанами "McDonald's" в Югославии: "McDonald's" всегда являлись символом Америки, и неудивительно, что после начала преступных бомбардировок Сербии силами НАТО весной 1999 г. все рестораны "McDonald's" в Белграде были разгромлены и владелец югославской сети "McDonald's" был вынужден для того, чтобы сохранить свой бизнес на плаву, перевести все названия блюд на сербский язык и вывесить объявления, что в его ресторанах подаются только югославские продукты).

г) привязанность  к единообразной коммерческой политике франчайзера и практически полное отсутствие возможности влиять на нее, необходимость сотрудничества среди всех франчайзи системы;

д) невозможность  быстрого выхода из бизнеса, так как  договор франчайзинга обычно заключается  на относительно большой срок и может  содержать запрет для франчайзи  в течение определенного времени  после прекращения договора вступать в аналогичные франчайзинговые сети.

2.3. Для  потребителя:

a) ограничение  конкуренции и сужение выбора  товаров и услуг - отсутствие  конкуренции внутри франчайзинговой  сети вследствие унифицированной  ценовой и коммерческой политики и предоставления франчайзи эксклюзивных прав на обслуживаемую ими территорию;

б) возможность  покупки продуктов или услуг  низкого качества, обусловленной  только лишь известностью торговой марки, в случае недобросовестного исполнения франчайзи своих обязательств по поддержанию уровня качества.

6. РЕГУЛИРОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ  ОТНОШЕНИЙ. 

     В Республике Беларусь до 26 февраля 2005 года нормативное регулирование франчайзинга было представлено единственно статьей 910 Гражданского Кодекса, которая предусматривала буквально следующее:

"1. По  договору комплексной предпринимательской  лицензии (договору франчайзинга) одна  сторона (правообладатель) обязуется  предоставить другой стороне  (пользователю) за вознаграждение  комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных прав (товарного знака, знака обслуживания и т.п.), предусмотренных договором, для предпринимательской деятельности пользователя.

Информация о работе Белорусский франчайзинг