Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:31, реферат
В современном мире бизнеса ничто не стоит на месте - любое промедление может привести к поражению в конкурентной борьбе. Крупные компании стремятся стать еще крупнее, мелкие - занять достойное место на рынке и дорасти до размера крупных. Одним из самых эффективных средств достижения этих целей является франчайзинг.
Введение ………………………………………………………………………
1. Понятие и сущность франчайзинга…………………………………………..
2. Из истории франчайзинга………………………………………………………
3. Виды франчайзинга…………………………………………………………….
4. Отличие франчайзинга…………………………………………………………
5. Кому выгоден франчайзинг……………………………………………………
6. Регулирование франчайзинговых отношений………………………………..
7. Несколько советов для начинающих………………………………………….
8. Заключение …………………………………………………………………….
9. Литература……….……………………………………………………………
3. Виды франчайзинга…………………………………
4. Отличие франчайзинга…………………………
6. Регулирование
франчайзинговых отношений……………
7. Несколько
советов для начинающих……………………
8. Заключение
…………………………………………………………………….
9. Литература……….…………………………………………
В современном мире бизнеса ничто не стоит на месте - любое промедление может привести к поражению в конкурентной борьбе. Крупные компании стремятся стать еще крупнее, мелкие - занять достойное место на рынке и дорасти до размера крупных. Одним из самых эффективных средств достижения этих целей является франчайзинг. Логика франчайзинга проста: если кому-то удалось воплотить в жизнь хорошую идею и заработать на ней деньги, то почему бы не предоставить эту идею в аренду другим предприимчивым людям и не заработать на ней еще больше. К радости и тех, и других франчайзинг развивается стабильно и приносит высокие прибыли.
До недавнего времени так было везде, только не в Беларуси. В нашем государстве лишь отмечалось наличие высокого потенциала для развития франчайзинговых сетей, однако законодательная основа для этого отсутствовала (до 26 февраля 2005 года франчайзинг в Беларуси регулировался только одной статьей Гражданского Кодекса, имеющей отсылку к законодательству, которого не было). Поэтому большой франчайзинг обходил Беларусь стороной: либо работая здесь в других формах (к примеру, "McDonald's" - это 100-процентное иностранное предприятие, а "Coca-Cola" - совместное), либо ожидая законодательного разрешения на открытие именно франчайзинговой сети.
Тема
данной курсовой работы «Франчайзинг.
Его основные задачи, перспективы
развития и эффективность». В
работе рассмотрены вопросы истории
возникновения франчайзинга, виды франчайзинга,
плюсы и минусы франчайзинговых
отношений, отличия франчайзинга от
сходных институтов, некоторые аспекты
правового регулирование франчайзинговых
отношений в Республике Беларусь, перспективы
развития их в нашей стране.
Иностранное слово "франчайзинг" означает определенную систему отношений по построению и ведения бизнеса. В данной системе присутствуют как минимум две компании, обозначаемые специальными терминами: франчайзер и франчайзи. Первая обладает "раскрученной" торговой маркой, вторая - желанием работать под этой торговой маркой и соответствующими возможностями, отвечающими требованиям франчайзера. По заключаемому между этими компаниями договору франчайзинга франчайзер передает франчайзи в пользование свою торговую марку вместе с технологиями производства товаров или оказания услуг, а франчайзи обязуется периодически уплачивать за это определенную денежную сумму.
Необходимо сказать несколько слов об одном из основных терминов, используемых при описании франчайзинговых отношений, - термине "франшиза". Это слово многозначно: под франшизой могут понимать и всю франчайзинговую сеть, действующую под одной торговой маркой, и договор франчайзинга, и разрешение (лицензию), выдаваемое франчайзером франчайзи, на осуществление деятельности в рамках франчайзингового соглашения.
Обычно такие соглашения используют компании, которые желают распространить свой бизнес в новые регионы, не вкладывая в это значительные капиталы. Чаще всего франчайзинговые соглашения используются в сфере предоставления услуг конечному пользователю. Результатом является то, что любой человек может получить по всей стране или даже по всему миру знакомый ему набор товаров и услуг одинаково высокого качества и под известной ему торговой маркой.
Схемы оплаты по договору франчайзинга могут быть разными: первоначальный взнос (паушальный платеж) и последующие постоянные выплаты (лицензионные платежи, роялти) либо одни постоянные выплаты. Размер и периодичность выплат также регулируются сторонами в договоре: размер может зависеть от доходов франчайзи либо быть установленным в твердой сумме и взиматься от одного раза в неделю до одного раза в год (может быть и реже, но это уже не столь интересно для франчайзера, поэтому обычными являются ежемесячные или ежеквартальные платежи).
Предмет договора франчайзинга также может включать в себя дополнительные обязательства франчайзера по поддержке компании-франчайзи, в частности по обучению персонала, созданию совместных маркетинговых программ, по предоставлению помощи в составлении бизнес-плана, обеспечению необходимыми материалами для оформления помещения и т.д., и обязательства франчайзи, например по закупке у франчайзера оборудования и сырья.
Некоторые
высказывают мнение, что классический
франчайзинг имеет три
2.
ИЗ ИСТОРИИ ФРАНЧАЙЗИНГА
Слово "франчайзинг" происходит от старого французского термина, определяющего право на свободное ведение какой-либо деятельности: на проведение ярмарок, организацию базаров, эксплуатацию паромов и переправ, строительство дорог и т.д. Хотя некоторые приписывают этому термину английские корни.
В средневековье такими привилегиями обладали короли, которые предоставляли разрешения на коммерческую деятельность любого типа. Другие источники свидетельствуют, что и Папы Римские, чтобы улучшить сбор налогов, предоставляли определенным лицам право собирать подати в конкретных географических зонах. Этим "сборщикам" было позволено удерживать у себя некоторую часть сборов.
В дальнейшем экономика государств развивалась, а вместе с ней изменялась и концепция франчайзинга.
В конце 19 века по "франчайзинговой" схеме действовали немецкие пивовары. Они предоставляли разрешения только определенным тавернам эксклюзивно продавать их пиво. Не отставали от пивоваров и городские власти, предоставляя монопольные "франшизы" уличным перевозчикам, а также на эксплуатацию систем канализации, водо- и газоснабжения, а позднее - электроснабжения.
Однако родоначальником франчайзинга в его современном виде считается американский производитель швейных машин - компания "Зингер". Развернутое серийное производство позволило этой компании торговать своей продукцией по самым конкурентным ценам. Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным. Поэтому была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории.
В 1950 году началась эра современного франчайзинга, когда появилась одна из наиболее известных в мире франчайзинговых сетей - сеть ресторанов быстрого питания "McDonald's".
Наибольший подъем франчайзингового бизнеса пришелся на 1960 - 70-е годы - период, когда франчайзинг проник в сферу услуг. Вместе с этим, в то же самое время прошла волна скандалов, которые могли скомпрометировать саму идею франчайзинга. Причиной послужило существование огромного числа франчайзинговых компаний-однодневок, которые собирали деньги и попросту исчезали. Другой причиной являлось наличие фирм-франчайзеров с отсутствием достаточного стартового капитала и слабыми управленцами. Эти предприятия достаточно скоро разорялись, оставляя после себя немало обанкротившихся франчайзи.
Для обеспечения справедливых франчайзинговых взаимоотношений были созданы Международная Ассоциация Франчайзинга (1960 год) и Европейская Ассоциация Франчайзинга (1972 год). Из бывших республик СССР в эти организации входят Казахстан, Латвия, Российская Федерация и Украина. Также во многих странах появились национальные франчайзинговые ассоциации.
В СССР франчайзинг стали использовать только с конца 1980-х годов. Первым иностранным франчайзером, пришедшим в Советский Союз, стала американская компания "PepsiCo". Предприятия по производству напитков "Пепси-кола" были построены в нескольких городах СССР. А реализовывалась произведенная продукция в основном через сеть фирменных киосков.
В
настоящее время франчайзинг
стабильно и поступательно
В Российской Федерации франчайзинг "укоренился" в начале 1990-х годов и постоянно развивается. В настоящее время на российском рынке "работают" порядка 30 известных иностранных брэндов, которыми владеют такие компании, как "Buskin Robbins", "Xerox", "Kodak", "Benetton", "Pizza Hut", "Subway" и многие другие. Поскольку, по оценкам многих специалистов, реальные доходы россиян постоянно растут, имеется информация, что в ближайшее время в России произойдет франчайзинговый бум, который в 70-х годах прошлого века уже прошел по капиталистическим странам.
Франчайзинговые
системы могут принимать многие
формы в зависимости от того, между
кем возникают отношения
- производителя с производителем.
Такая франчайзинговая схема возможна в нескольких случаях. Первый случай классический - один производитель выпускает широко известный товар и передает другому производителю франшизу на выпуск товара под той же торговой маркой (как с предоставлением своего фирменного оборудования и (или) сырья для выпуска товара, так и без него).
Второй случай может опосредоваться как обычным лицензионным договором, так и договором франчайзинга. Один производитель разрабатывает новый способ производства чего-либо (товара, материала, вещества и т.д.) с меньшими, нежели ранее, затратами. Если он просто дает разрешение другому производителю использовать данный способ производства - это лицензионный договор. Если он дает разрешение использовать данный способ производства, обязуется предоставить разработанное им специальное оборудование, обучить персонал второго производителя применению нового способа производства и работе на оборудовании - этот договор ближе к договору франчайзинга.
В обоих
случаях франчайзи
- производителя с оптовым торговцем;
- оптового торговца с оптовым торговцем;
- оптового торговца с розничным торговцем;
- производителя с розничным торговцем.
Лучшим
примером здесь может послужить
система сотрудничества производителей
автомобилей и розничных
Франчайзинговые системы, соединяющие производителя с оптовым торговцем, оптового торговца с оптовым торговцем и оптового торговца с розничным торговцем, действуют аналогичным образом;
6) розничного
торговца с розничным
7) предприятие обслуживания с предприятием обслуживания.