Бедность. Понятие и сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение проблемы бедности, выявление ее причин, измерения, а также изучение путей сокращения бедности в рамках реализации социальной политики для социальной защиты населения.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
Изучение и систематизирование накопленных знаний по проблеме бедности;
Раскрытие содержания понятия бедности;
Описание подходов к изучению и измерению бедности;
Выявление причин бедности;
Рассмотрение социальной политики в области преодоления бедности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие и сущность бедности ……………………………. 5
1.1. Понятие бедности ……………………………………………….. 5
1.2. Типология и формы бедности …………………………………. 7
1.3. Причины бедности ……………………………………………… 11
1.4. Проблемы измерения бедности ……………………………….. 13
Глава 2. Перспективы и направления социальной политики в
области преодоления бедности……………………………………… 18
Заключение …………………………………………………………… 23
Библиографический список …………………………………………. 24

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 51.99 Кб (Скачать)

     Проблема  борьбы с бедностью очень важна  для любого государства и многогранна. Ее решение лежит в плоскости  экономики, политики, права, культуры, образования, медицины.12

     Борьба  с бедностью - это неотъемлемая составная  часть общей социальной и экономической  политики любого государства. И здесь  отсутствуют готовые и простые  решения.

     Важнейшими  приоритетами борьбы с бедностью  являются:

     - создание условий для самообеспечения нормального уровня благосостояния всех семей с трудоспособными взрослыми на трудовой основе;

     -  формирование системы эффективной  поддержки уязвимых групп населения  (престарелые, инвалиды, семьи с  высокой иждивенческой нагрузкой,  семьи в экстремальных ситуациях)  и гарантий недискриминационного  доступа к бесплатным ресурсам.

     Надо  создавать условия для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев  населения на трудовой основе.

     Проводимая  в наши дни социальная политика характеризуется  спонтанностью и зачастую бессистемностью. Ее суть сводится к попыткам нейтрализации  уже возникшей социальной напряженности. Принимаемые правительством решения  по защите населения отстают от рыночных недугов. Между тем уровень жизни  населения является важнейшим показателем  правильности экономического курса. Падение  благосостояния населения недопустимо  не только по гуманным соображениям, но и по экономическим, так как подрывает  стимулы к эффективной деятельности. Поэтому социальные гарантии со стороны  государства являются важнейшими факторами  успешного перехода России к рыночным отношениям.

     Социальная  политика государства должна строится на трех основных принципах: приоритетность проблем социальной защищенности населения; повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества; организация нового механизма финансирования социальной сферы.

     Социальная  защищенность населения требует  разграничения социальной поддержки  по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях –  по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения  нуждаются в специальных социальных программах.

     В современных условиях особую сторону  приобрели проблемы безработицы  и инфляции. Социальная защищенность от безработицы реализуется через  подготовку кадров, организацию фонда  помощи безработным с установлением  величины пособия. Защитой от растущей инфляции, ощутимо снижающей уровень  жизни населения, является индексация доходов т.е. увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального их уровня.

     Индексация  осуществляется путем регулирования  номинальной зарплаты, доходов, процентных ставок. Индексация может следовать  за повышением цен, либо предварять его. В первом случае она проводится через  определенные промежутки времени. Во втором – заранее делаются надбавки к  зарплате с учетом предполагаемого  роста цен. Но предварительная индексация нацеливает предприятия на то, чтобы  закладывать рост оплаты труда в  договорные цены, усиливая тем самым  инфляцию.

     Государственная социальная политика есть регулирование  отношений социальных групп и  индивидов по поводу удовлетворения социальных интересов. На разных этапах развития общества действуют различные  совокупности социальных групп, а следовательно, у них возникают различные отношения по поводу удовлетворения своих социальных потребностей. И это означает, что государством могут использоваться различные модели регулирования отношений социальных групп и индивидов по поводу удовлетворения социальных интересов. Практика государственного регулирования таких отношений позволяет говорить о наличии двух базовых моделей такого регулирования. Первая модель — это модель социальной политики социалистического государства, основная идея которой заключается в том, что все социальные группы, все члены общества работают на благо общества, а оно обеспечивает каждой группе, каждому члену определенный уровень материального и социального благосостояния, то есть удовлетворения социальных интересов. Общая направленность социальной политики в этой модели, роль государства в ней, тип поведения отдельных членов общества позволяют назвать эту политику патерналистской моделью удовлетворения социальных интересов, для которой характерно жесткое определение государством поведения человека в социальной сфере и охват социальной защитой практически всего населения.

     В условиях рыночной экономики реализуется  принципиально иная модель социальной политики. Для основной части граждан  в рамках этой модели главным принципом  удовлетворения социальных интересов  должен быть принцип самообеспечения, а принципом государственного регулирования — механизм субсидиарности, то есть, создание возможностей для самообеспечения, самозащиты и частной инициативы членов общества. Предпосылкой этому является усиление позиций индивида, что должно обеспечить соответствующее социальное законодательство, налоговая политика, политика распределения доходов и социальное страхование. Главной целью социальной политики в рамках 2-ой модели является не расширение, а сокращение социальной помощи нуждающимся, поскольку число таких членов по мере роста общественного богатства должно сокращаться.

     В качестве общих рекомендаций по борьбе с бедностью можно предложить следующее:

  1. Цель и подцели социальной программы по борьбе с бедностью должны предполагать возможность измерения степени их достижения на основе системы критериев и показателей;
  2. Мероприятия по сокращению бедности будут более адресными при условии выделения различных типов бедности (бедные по уровню защищенности, бедные по уровню образования, бедные по жилищным условиям) и использовании комплексной системы индикаторов типов бедности;
  3. Качественные методы сбора информации должны использоваться более активно для решения проблем борьбы с бедностью, что позволит сделать количественные исследования более обоснованными и осмыслить (переосмыслить) содержание понятия "бедность" и новых проблем, которые порождает это социальное явление;
  4. Для повышения эффективности программных мероприятий и сокращения малоэффективных программ необходимо использовать методики, позволяющие определить степень их воздействия на проблему бедности.

     Реализация  программ преодоления бедности сопряжена  со значительными административными, организационными и иными издержками. Возникают проблемы справедливого  распределения полученной помощи внутри домохозяйства вследствие внутрисемейного  неравенства, иррационального поведения, социальных патологий и т.д., что  практически не подконтрольно властям. Наконец, сама стратегия преодоления  бедности должна стимулировать людей  к самостоятельному зарабатыванию на жизнь.13

     Главная задача государственной социальной помощи - стать более эффективным  средством социальной защиты малоимущих, не поощряя при этом социальное иждивенчество.

     В настоящее время возможный путь спасения от бедности – сильная  авторитетная, но не авторитарная власть, которая поставит своей главной  целью – способствовать повышению  уровня жизни населения при всемерной  поддержке тех, кто зарабатывает на жизнь честным трудом и усиливать  террор против тех, кто ворует. Это  тоже не панацея, но можно и нужно  срочно выправить ситуацию. Если не бороться с бедностью уже сейчас, то все разговоры об обществе равных возможностей можно забыть надолго, если не навсегда.14  

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Явление бедности обусловливает необходимость  глубокого изучения, объяснения ее закономерностей в целях формирования адекватных мер, которые позволили  бы снизить остроту возникшей  проблемы.

     Бедность  как социальное явление полностью  искоренить невозможно, но можно снизить  степень ее остроты с помощью  социальных программ и социальной политики государства, т.е. с бедностью можно  бороться.

     Соответствующие усилия предпринимались раньше и  предпринимаются в настоящее  время. Огромные усилия возложены на само государство и, благодаря правильно  и разумно проведенной социальной политики, снизить степень остроты  бедности вполне реально.

     При этом, нет единого метода, как  к определению бедности, так и  к ее измерению. Опираясь на статистические и социологические данные, необходимо использовать комплексный подход, чтобы  наиболее полно отразить состояние  общества на данный момент и разработать  правильную социальную политику.

     Реализация  правильно разработанного комплекса  мероприятий может существенно "сгладить" основные составляющие социальной напряженности  в стране, создать условия относительной  социальной комфортности. Несомненно, осуществление некоторых мероприятий  требует определенных финансовых затрат и возможно лишь в перспективе. В  то же время есть те, которые не ориентированы  на значительные капитальные вложения и могут быть реализованы в  ближайшем будущем.

     А в целом, необходима координация  совместных усилий как государства, так и каждого гражданина (активизация внутреннего потенциала).

 

     Библиографический список: 

     
  1. Белоусова С.В. Анализ уровня бедности // Экономист, М., 2002.
  2. Васильев Ю.Г. Бедные о бедных // Социальная работа, М., 2007.
  3. Гуленкова А., Кринко Е. Как измерить бедность // Социальная работа, М., 2006.
  4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3 томах. М., 2004.
  5. Николаев Л.Е. Бедность в России: экономический анализ. М., 2005.
  6. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. Социология. Основы общей теории. М., 2002.
  7. Осипова Г.В. Социологический энциклопедический словарь. М., 1998.
  8. Ржаницына Л.С. Бедность в России: причины, особенности, пути уменьшения // Экономист. М., 2003.
  9. Румянцева О.Е. Опыт борьбы с бедностью в других странах. М., 2002.
  10. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. М., 1999.
  11. Шанин В. Подходы к решению проблемы бедности // Человек и труд, М., 2007.
  12. Шевяков А.Ю., Кирута А.Я. Измерение экономического неравенства.  М., 2002.

     Интернет-ресурсы:

  1. www.economy.gov.ru - Министерство экономического развития РФ.
  2. www.minzdravsoc.ru - Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
  3. www.mirkrizis.ru - Мировой кризис: финансово-аналитический блог.
  4. http://www.chelt.ru/ - Журнал «Человек и труд».
  5. http://economist.com.ru/ - Журнал «Экономист».
  6. http://slovari.yandex.ru/bednost/ - Экономический словарь.

Информация о работе Бедность. Понятие и сущность