Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:45, курсовая работа
В условиях кризиса перед многими предприятиями в Республике Башкортостан стоит вопрос выживания. Одной из причин сложившейся ситуации является снижение платежеспособности субъектов хозяйствования. В результате предприятия оказываются на грани банкротства.
Банкротство является кризисным состоянием и его преодоление требует специальных методов финансового управления.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие банкротства, основные кретерии, правовое регулирование…….…5
2.Необходимость и сущность санации предприятия……………………...…..12
3.Разработка мероприятий финансового оздоровления ООО «Камеон»….…29
Заключение…………………………………………………………………….…40
Литература……………………………………………………………………….
В-пятых, расторжение мирового соглашения или признание его недействительным влечет возобновление производства по делу о банкротстве и восстановление прежних требований в неудовлетворенной части.
Мировое соглашение может быть заключено на всех стадиях банкротства.
До публикации в газете мировое соглашение не заключается, а используется такой инструмент как отзыв заявления кредитора. В процедуре ликвидации и санации мировое соглашение возможно до погашения полностью всей задолженности на этапе расчетов с кредиторами.
Значение мирового соглашения состоит в том, что оно является механизмом финансового оздоровления финансово несостоятельных предприятий. Здесь применяются льготы в части прощения и рассрочки (отсрочки) налоговой задолженности, обмен долгов на акции. Оно очень эффективно при банкротстве предприятий с планово-убыточной экономикой, где процедура санации не применима. Институт мирового соглашения в процедуре банкротства эффективно содействует развитию рыночных отношений в экономике Украины, т. к. способствует достижению компромисса между должником и кредиторами.
Бизнес-план финансового оздоровления предприятия и его типовые разделы
План санации разрабатывается арбитражным управляющим на протяжении трех месяцев с момента введения процедуры санации. После этого план санации подлежит рассмотрению на заседании комитета кредиторов. Управляющий санацией обязан его созвать в 4-месячный срок со дня введения процедуры санации.
План санации считается одобренным, если за него на заседании комитета кредиторов было отдано больше половины голосов кредиторов-членов комитета. Здесь к вниманию принимается большинство голосов учетного состава комитета кредиторов, а не присутствующих в заседании.
При одобрении плана санации комитет кредиторов может изменить даже ход движения дела о банкротстве и решить судьбу арбитражного управляющего. Для этого закон наделил комитет широкими полномочиями. Комитет кредиторов может принять одно из следующих решений: а) одобрить план санации и подать его на утверждение суда; б) отклонить план и заявить ходатайство перед судом о признании должника банкротом и открытие ликвидационной процедуры; в) отклонить план и заявить ходатайство перед судом о прекращении полномочий управляющего санацией и о назначении нового управляющего санацией. Срок проведения заседания комитета кредиторов для рассмотрения нового плана санации не должен превышать одного месяца со дня принятия такого решения. Если план санации будет утвержден комитетом кредиторов, то он вместе с протоколом на протяжении пяти дней подлежит передаче к хозяйственному суду
Таблица 1. Этапы разработки плана санации
№ п/п | Наименование этапа | Орган, который осуществляет действию | Срок |
1 | Составление плана санации | Управляющий санацией | 3-й месяц со дня вынесения постановления о санации |
2 | Одобрение плана санации | Комитет кредиторов | 4-й месяц со дня вынесения постановления о санации |
3 | Представление хозяйственному суду на утверждение | Управляющий санацией | 5 дней со дня заседания комитета кредиторов |
4 | Утверждение плана санации | Хозяйственный суд | не установленный |
Следует иметь в виду, что если на протяжении шести месяцев со дня введения процедуры санации не будет представлено в суд план санации, то суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии ликвидационной процедуры. Одобренный комитетом кредиторов план санации подлежит утверждению судом. При рассмотрении такого плана суд дает только правовую оценку избранным мероприятиям по восстановлению платежеспособности должника, порядка перехода имущества должника, срокам восстановления платежеспособности должника. Если план санации противоречит законодательству, то суд отвечает отказом в утверждении плана. Это обстоятельство не препятствует приведению плана санации в соответствие с требованиями законодательства и повторному его представлению в хозяйственный суд. Обстоятельства относительно важных условий плана санации и порядка его утверждения должны быть выяснены хозяйственным судом и отображены в постановлении об утверждении плана санации.
При решении вопроса относительно утверждения плана санации хозяйственный суд может продолжить срок процедуры санации к установленному (18 месяцев). Основанием для такого продолжения есть условия плана санации, которые предусматривают восстановление платежеспособности должника и погашение задолженности перед кредиторам в четко установленные сроки.
Споры, которые возникли при выполнении условий плана санации между управляющим санацией, инвестором, кредиторами, решаются в проведении по делу о банкротстве. При этом имеет место особый порядок рассматривания спора, обусловленный спецификой процедуры банкротства.
План санации предприятия состоит из вступления и четырех разделов.
Основными источниками информации, которая используется во время составления плана санации есть документы бухгалтерской отчетности.
Во вступлении отображается общая характеристика объекта планирования, подаются ведомости о правовой форме организации бизнеса, форму собственности, организационную структуру, сферы деятельности и короткая историческая справка о развитии предприятия. Кроме этого, формулируется цель составления плана санации, называются заказчики плана и методы, которые используются в процессе его разработки.
В первом разделе отображается исходная ситуация на предприятии.
Анализ исходных данных включает такие разделы:
- Оценка внешних условий.
- Анализ финансово-хозяйственного состояния.
- Анализ причин финансового кризиса и слабых мест.
- Имеющийся потенциал.
Оценка внешних условий функционирования предприятия является основой стратегического планирования и включает изучение общих политико-экономических тенденций, которые влияют на деятельность предприятия, анализ области и рыночного сегмента. Во время изучения общей политико-экономической ситуации рассматривается развитие экономики в целом, демографическая ситуация, технологические новации, изменение политической среды. Главной целью оценки окружающей среды есть оценка возможности адаптации стратегии развития предприятия к изменениям в общественно-политической жизни страны.
Анализ финансово-хозяйственного состояния проводится за двумя направлениями:
- анализ производственно-хозяйственной деятельности;
- анализ финансового состояния.
В ходе анализа выясняется фактическое финансовое и имущественное состояние предприятия (фактический объем реализации, величина прибылей (ущерба), уровень задолженности, коэффициенты платежеспособности, ликвидности, финансового ливериджа и т.п.).
Анализ причин финансового кризиса и слабых мест заключается в систематизации и оцениваемые причин финансового кризиса и следствий их влияния на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Анализ причин финансового кризиса проводится с целью их, локализации и устранение. Выявление симптомов кризиса делается на основании анализа слабых мест на предприятии. Ограничительные факторы (слабые места) могут иметь место в таких сферах:
- привлечение капитала (например, потеря доверия кредиторов);
- рынок (барьеры на пути вхождения или выхода из рынка);
- персонал (позиция профсоюзов, высокая мобильность, психологические факторы);
- законодательство (налоги, запрет освобождения работников).
В случае продолжительного финансового кризиса факторы, которые обеспечивают потенциал предприятия, постепенно исчерпываются. Как следствие, позиции предприятия слабеют.
Факторы, которые могут обусловить финансовый кризис на предприятии, заведено разделять на внешние, или экзогенные (которые не зависят от деятельности предприятия), и внутренние, или эндогенные (что зависят от предприятия).
Главными экзогенными факторами финансового кризиса на предприятии могут быть:
- спад коньюнктуры в экономике в целом;
- уменьшение покупательной способности населения;
- значительный уровень инфляции;
- нестабильность хозяйственного и налогового законодательства;
- нестабильность финансового и валютного рынков;
- усиление конкуренции в области;
- политическая нестабильность в стране местонахождения предприятия или в странах предприятий-поставщиков сырья (потребителей продукции);
Можно также выделить большое количество эндогенных факторов финансового кризиса. С целью систематизации их можно объеденить в такие блоки:
низкое качество менеджмента;
недостатки в организационной структуре менеджмента;
низкий уровень квалификации персонала;
недостатки в производственной сфере;
просчеты в области снабжения;
низкий уровень маркетинга и потеря рынков сбыта продукции;
просчеты в инвестиционный политике;
недостаток инноваций и рационализаторства;
дефициты финансирования;
полнейший недостаток контринга или неудовлетворительная работа его служб.
Имеющийся потенциал. Здесь изучаются сильные стороны предприятия, возможные шансы и имеющийся потенциал в кадровой, производственной, технологической, маркетинговой и других сферах. Имеющийся у предприятия потенциал развития определяется такими основными факторами:
- финансовое обеспечение и возможности привлечения дополнительного капитала;
- квалифицированный персонал;
- надежные и дешевые источники снабжения сырья и материалов;
- освоенные рынки сбыта продукции;
- производственный потенциал;
- эффективная организационная структура;
- высокое качество менеджмента.
Эффективность санации можно обеспечить планомерным развитием и использованием имеющегося у предприятия потенциала, а также через послабление факторов, которые ограничивают проведение санации.
На основании анализа исходной ситуации говорят о целесообразности или санации предприятия, или его ликвидации.
Во втором разделе плана устанавливаются стратегические цели санации, целевые ориентиры и разрабатывается стратегия санации предприятия.
Кроме этого, раздел должен предложить оперативную программу по отображении мероприятий, направленных на покрытие текущего ущерба, восстановление платежеспособности и ликвидности предприятия. Лишь при условии успешного выполнения этой программы предприятие может достать возможность реализовать план санации, т.е. принять меры для восстановления прибыльности и достижение стратегических конкурентных преимуществ. В каталоге санационных мероприятий можно предложить такое: