Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:45, курсовая работа
В условиях кризиса перед многими предприятиями в Республике Башкортостан стоит вопрос выживания. Одной из причин сложившейся ситуации является снижение платежеспособности субъектов хозяйствования. В результате предприятия оказываются на грани банкротства.
Банкротство является кризисным состоянием и его преодоление требует специальных методов финансового управления.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие банкротства, основные кретерии, правовое регулирование…….…5
2.Необходимость и сущность санации предприятия……………………...…..12
3.Разработка мероприятий финансового оздоровления ООО «Камеон»….…29
Заключение…………………………………………………………………….…40
Литература……………………………………………………………………….
Должник (юридическое лицо или предприниматель) может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, но наличие у него имущества, превышающего общую сумму кредиторской задолженности, является свидетельством реальной возможности восстановить его платежеспособность и, следовательно, может служить основанием для применения к должнику процедуры внешнего управления.
Для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника юридического лица, вытекающих из такого участия. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пеня) не учитываются при определении размера денежных обязательств. Размер обязательных платежей принимается во внимание без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций.
Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор и прокурор, а в случае неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей также налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы.
Должник имеет право обратиться в арбитражный суд с заявлением о своей несостоятельности в предвидении банкротства (т.е., при наличии признаков ухудшения экономического положения, обстоятельств, объективно свидетельствующих о том, что предприятие через определенное время не сможет выполнять свои обязательства). Это открывает возможность применения к нему восстановительных процедур.
Для того чтобы упорядочить процесс банкротства, предотвратить так называемые «ложные банкротства», необходимо иметь соответствующую нормативную базу, регламентирующую процедуру санации и ликвидации предприятий. Законодательство о банкротстве должно защищать право собственности и позволять собственникам принимать любые экономические решения, не противоречащие закону, и соответственно - брать на себя всю полноту ответственности за решения и риск. С другой стороны, оно призвано защищать кредиторов от недобросовестных и неплатежеспособных партнеров, гарантировать им получение вложенных в предприятие средств. Государство, с точки зрения интересов своих граждан, должно также заботиться о том, чтобы человеческие, финансовые и материальные ресурсы использовались эффективно.
Обеспечить баланс интересов указанных выше групп населения чрезвычайно сложно, так как радикальная политика в области банкротства может привести к уничтожению рентабельных предприятий, испытывающих временные финансовые затруднения и имеющих шанс поправить свои дела при помощи реструктуризации. В то же время чрезмерная опека предприятий может затормозить процесс ликвидации убыточных предприятий и привести к появлению неэффективных отраслей, что также негативно скажется на состоянии экономики в целом.
2. Необходимость и сущность санации предприятия
Санация представляет собой систему мер, осуществляемых во время производства по делу о банкротстве с целью предотвращения признания должника банкротом и его ликвидации, направленная на финансово-хозяйственное оздоровление положения должника, а также удовлетворение в полном объеме или частично требований кредиторов путем кредитования, реструктуризации предприятий, долгов и капитала и/или смену организационно-правовой и производственной структуры должника.
Закон содержит две основные процедуры, которые по своей сути восстанавливают механизм платежеспособности. Это санация и мировое соглашение. Самой основной формой финансового оздоровления должника является санация. Санация возможна тогда, когда у должника есть реальная возможность восстановить свою платежеспособность.
Длительность процедуры санации составляет двенадцать месяцев и может быть продлена не более чем на 6 месяцев. Для градообразующих, особо опасных предприятий Закон допускает продление срока санации на 10 лет при наличии ходатайства органа местного самоуправления или центрального органа исполнительной власти, которые поручились по обязательствам должника.
Санация вводится хозяйственным судом по ходатайству комитета кредиторов и следует за процедурой распоряжения. Исключение составляет процедура санации должника его руководителем. Там процедура санации и распоряжения совпадают и возникают одновременно после возбуждения дела о банкротстве или когда кредиторы решили применить положения указанной статьи в рамках обычного дела.
Особенности процесса финансового оздоровления предприятия
Одним из инструментов, с помощью которого восстанавливается платежеспособность должника, является мораторий на удовлетворение требований кредиторов.
Мораторий на удовлетворение требований кредиторов означает приостановку исполнения должником денежных обязательств и обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), срок исполнения которых настал до дня введения моратория, и приостановку мер, направленных на обеспечение исполнения этих обязательств и обязательств по уплате налогов и сборов ( обязательных платежей).
Мораторий вводится на удовлетворение всех требований кредиторов, кроме случаев, предусмотренных Законом.
Это означает, что в период действия моратория на удовлетворение требований кредиторов должник не может уплатить ни по одному из требований какого-либо кредитора. Также это означает, что ни один кредитор не может в принудительном порядке взыскать с должника свой долг.
В течение действия моратория запрещается взыскание на основании исполнительных документов, по которым осуществляется взыскание в соответствии с законодательством.
Кроме того, в период действия моратория не начисляется неустойка за неисполненные в срок обязательства должника.
На протяжении действия моратория на удовлетворение требований кредиторов не начисляется неустойка (штраф, пеня), другие финансовые (экономические) санкции за невыполнение или ненадлежащее выполнение денежных обязательств и обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей).
Однако исключением из правил является то, что мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на выплату заработной платы, алиментов, возмещение вреда, причиненного здоровью и жизни граждан, авторского вознаграждения. Также мораторий не распространяется на удовлетворение требований кредиторов, которые возникли в связи с обязательствами должника в процедурах распоряжения имуществом и санации.
Мораторий на удовлетворение требований кредиторов вводится хозяйственным судом одновременно с возбуждением производства по делу о банкротстве. О введении моратория судья указывает в определении, которым возбуждается производство по делу.
Мораторий прекращает действие с наступлением одного из следующих условий:
1) окончанием или досрочным завершением процедуры санации;
2) окончанием ликвидационной процедуры;
3) утверждение хозяйственным судом мирового соглашения.
Институт банкротства содержит в себе группы специальных норм – процедур банкротства. Таких процедур четыре: распоряжение имуществом, санация, ликвидация, мировое соглашение.
Каждая из процедур имеет свою специфику и назначение. В трех процедурах – санация, ликвидация и мировое соглашение – предусмотрена возможность замены собственника помимо его воли. Финансовое оздоровление должника осуществляется в двух процедурах – санация и мировое соглашение. Основными судебными процедурами являются распоряжение имуществом, санация и ликвидация. Мировое соглашение – это субсидиарная процедура и она возникает на всех судебных процедурах. Процедурам санации и ликвидации предшествует распоряжение имуществом.
Институт банкротства предусматривает, в зависимости от вида субъекта должника, наличия имущества, вида его деятельности, общий, специальный либо упрощенный порядок производства по делу о банкротстве.
Общий порядок предусматривает использование стадии распоряжения имуществом с последующим переходом к процедурам санации, ликвидации и мирового соглашения.
Специальный порядок применяется в случае привлечения к участию в деле дополнительных участников, продления сроков санации, совмещения двух процедур (распоряжения и санации) и др.
Упрощенный порядок применяется при ликвидации должника без предварительного использования процедуры распоряжения имуществом.
Процедура банкротства, возникающая вследствие абсолютной неплатежеспособности должника, предполагает участие в производстве по делу большого количества участников: должника, кредиторов, арбитражного управляющего, иных участников.
Что касается участия кредиторов, то они в своей массе неоднородны, т.к. существует специальная очередность удовлетворения требований кредиторов, что вызывает противоречия между ними. Наличие различных интересов между кредиторами должника вызывает конфликт между ними. Такой конфликт разрешается при помощи специальных норм при проведении процедур банкротства. Так, при производстве по делу о банкротстве, интересы всех кредиторов в деле выражает специальный орган – собрание или комитет кредиторов. При этом решение принимается большинством голосов и оформляется протоколом. Кредиторы, не согласные с принятым решением, не голосовавшие, либо голосовавшие «против», обязаны подчиниться большинству, даже если это приводит к уменьшению имущественных требований. Частный интерес подчиняется общей цели – восстановлению платежеспособности должника.
В конечном итоге, в процедуре банкротства преобладает общественный интерес, который направлен на развитие хозяйственного субъекта.
Распоряжение имуществом должника – это система мер по надзору и контролю за управлением и распоряжением имуществом должника с целью обеспечения сохранения и эффективного использования имущественных активов должника и проведения анализа его финансового положения.
Распоряжение имуществом – это самая первая судебная процедура, применяемая к должнику. Она неприменима лишь в случаях упрощенного порядка банкротства, в отношении граждан-предпринимателей.
Задачи процедуры распоряжения:
1) сохранение имущественных активов должника;
2) выявление кредиторов;
3) составление и утверждение реестра денежных требований кредиторов;
4) проведение первого собрания кредиторов;
5) принятие решения о переходе на следующую стадию процедуры банкротства.
Ликвидация – это прекращение деятельности субъекта предпринимательской деятельности, признанного хозяйственным судом банкротом, с целью осуществления мероприятий по удовлетворению, признанных судом, требований кредиторов путем продажи его имущества.
Эта процедура является заключительной в деле о банкротстве и выйти из нее можно только одним путем – через мировое соглашение. В процедуре ликвидации нет финансового оздоровления – здесь уже реализуется имущество должника. Она менее эффективна, чем процедура санации, т. к. при реализации имущественных активов должника кредиторы получают в пять-десять раз менее их балансовой стоимости. С другой стороны, ликвидация должника – это крайняя мера получения задолженности и ее списание по бухгалтерской отчетности.
Процедура ликвидации открывается лишь в четырех случаях:
1) когда кредиторы, в лице комитета кредиторов, ходатайствуют о введении такой процедуры как итог распоряжения имуществом;
2) когда оказались неудовлетворительными итоги процедуры санации;
3) когда суд применяет упрощенную процедуру банкротства;
4) в случае банкротства граждан-субъектов предпринимательской деятельности.
Общий срок ликвидационной процедуры не может превышать 12 месяцев. В случае необходимости, суд может продлить этот срок еще на 6 месяцев.
Процедура ликвидации имеет следующие этапы:
1) введение процедуры;
2) выявление и оценка ликвидационной массы;
3) реализация имущества должника;
4) удовлетворение требований кредиторов;
5) утверждение отчета ликвидатора.
Под мировым соглашением по делу о банкротстве понимается договоренность между должником и кредиторами относительно отсрочки и/или рассрочки, а также прощения (списания) кредиторами долгов должника, которая оформляется соглашением сторон.
Мировое соглашение является особой (специфической) сделкой, у которой имеются свои признаки, которые отличают ее от подобных гражданско-правовых сделок.
Во-первых, мировое соглашение заключается в процедуре банкротства.
Во-вторых, оно вступает в силу с момента утверждения его хозяйственным судом.
В-третьих, стороны соглашения не могут в последующем вносить изменения.
В-четвертых, стороны соглашения не могут самостоятельно его расторгнуть. Для этого необходимо решение хозяйственного суда.