Банковские системы развитых стран мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 15:56, реферат

Описание работы

Ядром кредитной системы США является Федеральная резервная система (ФРС), которая состоит: 1) из 12 федеральных резервных банков; 2) из большого количества банков-членов. Согласно федеральному резервному акту 1913 г. все банки – члены Федеральной резервной системы должны были: а) внести 6% собственных капиталов в качестве паевого взноса в основной капитал федеральных резервных банков; б) держать в последних свои резервы в объеме 3% суммы срочных вкладов и от 7 до 13% суммы вкладов до востребования.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 45.48 Кб (Скачать)

«Банковские системы развитых стран мира»

1. Банковская  система США

1.1 Структура  и операции Федеральной резервной  системы

Ядром кредитной  системы США является Федеральная  резервная система (ФРС), которая  состоит: 1) из 12 федеральных резервных  банков; 2) из большого количества банков-членов. Согласно федеральному резервному акту 1913 г. все банки – члены Федеральной резервной системы должны были: а) внести 6% собственных капиталов в качестве паевого взноса в основной капитал федеральных резервных банков; б) держать в последних свои резервы в объеме 3% суммы срочных вкладов и от 7 до 13% суммы вкладов до востребования. Федеральные резервные банки были обязаны иметь резерв в золоте и законных платежных средствах в размере 35% своих депозитов. Таким образом, пассивы федеральных резервных банков состоят: 1) из собственных капиталов, созданных за счет паевых взносов банков-членов; 2) из банкнотной эмиссии; 3) из банковских депозитов, представляющих собой резервы банков – членов ФРС.

Сосредоточение  в федеральных резервных банках денежных резервов коммерческих банков явилось фактором экономии денег. Организация  ФРС способствовала экономии наличных денег и в другом отношении  – благодаря развитию безналичных  расчетов, которые стали в широких  размерах осуществляться через федеральные  резервные банки.

Вместе с тем  создание ФРС усилило централизацию  банковской системы США и господство крупных банков – цитадели. С  конца 1915 г. по август 1972 г. удельный вес ФРС в общем числе американских коммерческих банков поднялся с 28 до 41%, а в общей сумме их депозитов – с 48, до 78%. Хотя членами ФРС являются многие банки, решающее влияние в ней имеет лишь небольшое число крупных и крупнейших банков.

В августе 1935 г. был принят закон, внесший некоторые организационные изменения в ФРС. Смысл этого закона заключался прежде всего в дальнейшей централизации банковской системы США – Все штатные банки с депозитами не менее 1 млн долл. были обязаны в определенный срок вступить в члены ФРС; права центральных органов ФРС были значительно расширены: во главе ФРС был: поставлен Совет управляющих (в составе 7 членов, назначаемых президентом США на 14 лет), которому дано право определять учетные ставки федеральных резервных банков, изменять нормы обязательных резервов банков-членов, устанавливать нормы кредитования под ценные бумаги, утверждать выбранные резервными банками советы директоров. Был создан также особый Комитет по операциям на открытом рынке, причем все федеральные резервные банки должны следовать его указаниям при проведении своих операций на открытом рынке.

Ресурсы федеральных  резервных банков образуются за счет:

1) эмиссии банкнот  – федеральных резервных билетов; 2) приема депозитов, главным образом  от банков-членов и от казначейства. Незначительная часть средств  федеральных резервных банков  состоит из их собственных  капиталов (оплаченного и добавочного).

Со времени огосударствления золотых запасов, осуществленного  в 1934 г., федеральные резервные банки перестали быть хранителями золотых резервов страны, но в активе их баланса числились золотые сертификаты, представляющие собой бумажные знаки золота, сосредоточенного в государственном казначействе.

Главной активной операцией  федеральных резервных банков является покупка государственных ценных бумаг. По сравнению с этим незначительную сумму составляют ссуды федеральных  резервных банков банкам-членам.

Федеральные резервные  банки являются по преимуществу кредиторами  государства. Но средства, вложенные  ими в государственные ценные бумаги, в конечном счете используются в интересах корпораций, так как затрачиваются государством в значительной мере на оплату госзаказов и покупку товаров.

Кроме эмиссионных (федеральных резервных) банков, банковская система США включает: 1) коммерческие банки, 2) инвестиционные банки, 3) взаимно-сберегательные банки, 4) банкирские дома.

1.2 Коммерческие  и инвестиционные банки

Коммерческие банки  по юридическому статуту подразделяются на: а) национальные и б) штатные 1. Первые функционируют согласно федеральным  законам и в обязательном порядке  входят в Федеральную резервную  систему в качестве банков-членов; последние функционируют в соответствии с законами отдельных штатов и  по желанию входят либо не входят в  ФРС.

Из всех коммерческих банков выделилось несколько крупнейших банков, чьи ресурсы возрастают быстрее, чем сумма ресурсов прочих банков. Так, только с 1960 по 1970 гг. сумма депозитов 50 крупнейших коммерческих банков возросла с 88,8 млрд. до 230,4 млрд. долл., т.е. в 2,5 раза, тогда как общая сумма депозитов прочих коммерческих банков за это время увеличилась с 141,7 млрд. до 255,1 млрд. долл., т.е. в 1,8 раза. В 1970 г. эти 50 крупнейших банков распоряжались 47% общей суммы депозитов всех 13705 коммерческих банков.

В свою очередь из крупнейших коммерческих банков выделилась горстка банков-гигантов – «Бэнк оф Америка», «Ферст нейшнл сити бэнк оф Нью-Йорк», «Чейз Манхэттен банк», «Менюфекчурерс Гановер траст К°», «Морган Гаранта траст KV Эти банки либо возглавляют мощные финансово-промышленные группы, либо играют в них крупную роль. Они представляют собой, по существу, банковские холдинги, образовавшиеся путем слияния крупных банков.

Активные операции коммерческих банков состоят в подавляющей  части из ссуд. Меньшее место занимают инвестиции, причем они в большой мере состоят из вложений в государственные ценные бумаги, в основном в федеральные.

Следует иметь в  виду, что банковский акт 1933 г. запретил коммерческим банкам приобретать акции промышленных и торговых компаний. Тесные связи крупных коммерческих банков с промышленностью осуществляются через долгосрочные ссуды. Примерно 3/4 всей суммы «коммерческих и промышленных ссуд» приходится на крупные коммерческие банки, причем среди этих ссуд важную роль играют ссуды на срок свыше одного года, часть которых предоставляется на длительные сроки – до 8–10 лет – и служит типичной формой сращивания банков с промышленными и торговыми компаниями.

Важную роль в  сращивании крупных американских банков с промышленными и другими  компаниями играют доверительные операции. Коммерческие банки лишены права  покупать акции промышленных и торговых компаний за свой счет, но имеют право  управлять имуществом этих компаний по доверенности своих клиентов; последние  часто доверяют банкам право голоса на общих собраниях акционеров. По сути, это – своеобразная форма  обхода запрета коммерческим банкам владеть акциями предприятий.

Инвестиционные  банки осуществляют два главных  вида операций с ценными бумагами: 1) гарантирование эмиссии ценных бумаг (операция андеррайтинг), когда банк гарантирует компаниям, выпускающим эти бумаги, их размещение, причем обязуется приобрести за свой счет те бумаги, которые сами компании не смогут разместить на рынке; 2) непосредственное размещение ценных бумаг компаний. В последнем случае инвестиционные банки покупают акции и облигации компаний, а затем размещают их на рынке. При этом инвестиционные банки широко используют средства, получаемые ими в ссуду от коммерческих банков, для инвестиций в ценные бумаги. Таким образом, хотя сами коммерческие банки не имеют права покупать, например акции промышленных корпораций, однако косвенно – через ссуды коммерческих банков инвестиционным банкам – ресурсы коммерческих банков фактически инвестируются в эти акции.

1.3 Особенности  концентрации банков в США

В отличие от других развитых стран, США имеют банковскую систему, состоящую из многих тысяч  банков. Такая видимость создается  потому, что банковская филиальная сеть ограничена в США более узкими рамками, чем в других странах. В  течение длительного времени  американские банки вообще не имели  права открывать свои филиалы; в  дальнейшем (законами 1927 и 1933 гг.) это право было им предоставлено, но с существенными ограничениями. Так, банки могут иметь отделения лишь в пределах данного штата, а в ряде штатов банкам вообще запрещено открывать отделения. И хотя число банковских отделений за последние десятилетия резко возросло (с 4168 в 1945 г. до 56513 в 2007 г.), тем не менее число банковских филиалов во всей стране лишь в 1,5 раза превышает общее число всех банков. Однако за кажущейся распыленностью банковского дела в США скрывается доминирование небольшой группы гигантских банков.

Одно из проявлений концентрации банков в США – так  называемая локальная концентрация, т.е. сосредоточение основной массы  банковских ресурсов в немногих пунктах, т.е. в распоряжении банков 5 штатов (Нью-Йорк, Калифорния, Иллинойс, Пенсильвания и Техас) находилось около 1/2 ресурсов всех американских банков; только в  одном штате Нью-Йорк было сконцентрировано около 18% всех ресурсов банков – членов ФРС.

Явное выражение  концентрации банков в США – слияние  банков. Число этих слияний сильно увеличилось после Первой мировой  войны: в 1910–1920 гг. произошли 1523 слияния, охватившие 2968 банков, а в 1921–1931 гг. – 5094 слияния, охватившие 9538 банков. После Второй мировой войны общее число банковских слияний уменьшилось (с 1953 по 1970 г. оно составило 2754), но ряд слияний крупных банков (например, «Чейз бэнк» с «Манхэтген бэнк») значительно усилил концентрационный процесс в банковском деле США.

Другая форма  скрытой концентрации банков в США  – это система цепной связи. В  данном случае целая «цепь» банков объединяется соглашением временного характера о совместном проведении каких-либо крупных финансовых операций или постоянными соглашениями о  взаимной поддержке и взаимном обмене акциями, осуществлении единообразной  кредитной политики и т.д.

В США, как и в  других развитых странах, наблюдается  усиление государственного вмешательства  в банковскую сферу. Правда, центральные  эмиссионные банки страны (федеральные  резервные банки) не являются (в отличие  от Англии и Франции) собственностью государства. Однако управляет ими  государство, они тесно связаны  с Минфином и вкладывают свои средства в основном в государственные  ценные бумаги. Прямой государственной  собственностью являются федеральные  земельные банки, Корпорация товарного  кредита и Экспортно-импортный  банк.

2. Банковская  система Франции

2.1 Центральный  банк Франции (Банк Франции)

До Первой мировой  войны Франция, сильно отстав от других крупных капиталистических стран  по развитию промышленности интенсивно осуществляла накопление ссудных капиталов. С 1890 по 1912 г. сумма депозитов крупнейших депозитных банков страны возросла в 4 раза. Франция экспортировала за границу (в значительной мере в Россию) преимущественно не промышленный, а ссудный капитал.

Характер французского капитализма как ростовщического  определил ту особенность французской  банковской системы, что в ее деятельности большое место заняли операции, связанные  с выпуском и размещением государственных  займов. Французские банки активно  участвовали в выпуске не только внутренних, французских займов, но и внешних займов других государств.

С 20-х гг. Франция  стала интенсивно развиваться в  промышленном отношении и отошла от прежних «ростовщических» традиций. В частности, после Второй мировой  войны по темпам промышленного развития она была впереди ряда других капиталистических  стран. Французские банки, не прекращая  своих заграничных операций, стали  широко внедряться в промышленность собственной страны, а некоторые  из них вошла в число 50 крупнейших банков капиталистического мира.

Основными звеньями банковской системы Франции являются: 1) Банк Франции; 2) депозитные банки; 3) инвестиционные банки, именуемые «деловыми банками»; 4) банки среднесрочного и долгосрочного  кредита.

Роль центрального эмиссионного банка страны играет Банк Франции («Банк де Франс»). Он был  учрежден в 1800 г. в качестве частной акционерной компании с капиталом в 30 млн. фр., в 1803 г. получил монопольное право банкнотной эмиссии в Париже, а в 1848 г. – во всей Франции, поглотив и превратив в свои филиалы 9 провинциальных эмиссионных банков.

Первоначально Банк Франции управлялся «регентским  советом» в составе 15 «регентов» (директоров), избиравшихся общим собранием из числа крупнейших акционеров. По закону 1936 г. регентский совет был заменен Генеральным советом в составе 20 директоров, из которых два избирались акционерами, а остальные назначались правительством и должны были представлять как государственные органы (министерство финансов), так и объединения промышленников, профессиональные союзы и другие организации.

После Второй мировой  войны по закону от 2 декабря 1945 г. Банк Франции был национализирован, причем его бывшие собственники получили крупную компенсацию: акции, оцененные по высокому курсу, были обменены на 3%-ные государственные облигации. Акционерный капитал банка в сумме 250 млн. фр. целиком находится в руках государства. Управляющий банком и два его заместителя назначаются советом министров. Генеральный совет банка состоит из управляющего, его заместителей и 12 членов (советников), из которых 7 назначаются министром финансов; 4 директорских поста занимают генеральные директора или президенты государственных кредитных институтов.

При банке имеется  учетный комитет, который включает представителей крупного парижского бизнеса. В своей денежно-кредитной политике Банк Франции руководствуется установками министерства финансов и Национального кредитного совета – специального государственного органа для регулирования кредита в стране.

В качестве единственного  эмиссионного банка страны Банк Франции  выпускает в обращение банкноты, причем с 1939 г. его эмиссия не ограничена какими-либо заранее установленными контингентами.

Банк Франции  является местом хранения золотовалютных резервов страны. Он выполняет также  функцию банка государства. Прямое кредитование банком государства осуществляется в размерах, определяемых договоренностью  между управляющим банка и  министром экономики и финансов. Косвенное кредитование банком государства  скрывается под рубрикой «учетного  портфеля», в составе которого видное место занимают казначейские векселя. Банк Франции также покупает государственные  ценные бумаги и предоставляет под  них ссуды. Свободные денежные средства казначейства находятся на его текущем  счете в этом банке. Важной стороной деятельности банка являются осуществление  валютного контроля и регулирование  кредита путем маневрирования процентными  ставками и нормами обязательных резервов.

Информация о работе Банковские системы развитых стран мира