Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:45, курсовая работа
Объект исследования: Банковская система Республики Беларусь
В работе проведен анализ проблемы и перспективы дальнейшего развития банковской системы, ее усовершенствования, рассмотрена и изучена структура банковской системы на уровне теории и на примере белорусской банковской системы, ознакомление с главными составляющими банковской системы;
Реферат……………………………………………………………………………2
Содержание ………………………………………………………………………3
Введение………………………………………………………………………….4
1 Глава. Банковская система и её особенности…………………………... ……6
1.1 Банковская система. ……………………………………………....................6
1.2 Сущность и функции банковской системы………………. ……………….7
1.3Структура банковской системы. ………………...……...…...........................8
1.4 Центральные банки…………………..……………………………………12
1.5 Коммерческие банки………………………………………………………...14
2 Глава. Банковская система Республики Беларусь………………………….18
2.1Особенности банковской системы в Республике Беларусь………………18
2.2 Банковская система Республики Беларусь на современном этапе………20
2.3 Особенности и перспективы развития банковской системы в Республике Беларусь………………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………...………32
Список использованных источников……………………………………..…..34
Приложения…………………………………………………………………….36
Прибыль, полученная банками за 2010 г., составила 1,7 трлн. руб., а это в 1,6 раза больше, чем за предыдущий год. Наряду с инвестициями в уставный фонд прибыль позволила банкам сохранить достаточную степень защищенности от принимаемых на себя рисков.
Продолжалось совершенствование методологии и практики банковского надзора. В республике внедрена единая система планирования контрольно-надзорной деятельности, включая надзорную деятельность Национального банка. Повышена степень информационной прозрачности банков; определен порядок получения сведений из Кредитного регистра для использования в надзорных целях; усовершенствована процедура оценки руководителей банков на предмет соответствия квалификационным требованиям. Уточнены требования к аудиторским организациям и аудиторам — индивидуальным предпринимателям, осуществляющим аудит банков, банковских групп и банковских холдингов.
Значительная работа проведена по приближению национального банковского законодательства к международным стандартам и нормативам. С учетом рекомендаций миссии Международного валютного фонда и Всемирного банка ведется подготовительная работа по внесению изменений и дополнений в Банковский кодекс Республики Беларусь. Принят ряд нормативных правовых актов, обеспечивающих внедрение международных стандартов в национальное законодательство по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию террористической деятельности.
Выполнялись планы международного межбанковского сотрудничества в рамках Союзного государства, Евразийского экономического сообщества, в целом СНГ. Реализовывались программы сотрудничества с МВФ, Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией, Европейским банком реконструкции и развития.
На двусторонней основе прошли встречи руководителей, подписаны представляющие взаимный интерес соглашения с центральными банками Китая, Турции, Литвы, Польши.
Национальный банк совместно с заинтересованными министерствами Республики Беларусь, центральными банками и министерствами Казахстана и Российской Федерации провели большую работу по формированию правовой базы таможенного союза и Единого экономического пространства.
В апреле 2010 г. успешно завершена программа стенд-бай с МВФ, заключенная в январе 2009 г. Общий объем финансовых ресурсов, предоставленных республике в рамках программы, составил 3,46 млрд. долл. США.
Состояние и динамика денежно-кредитной сферы, валютного рынка, банковской системы показывают, что Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь и банки в целом выполнили Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 г., обеспечив:
● стабильность обменного курса белорусского рубля;
● снижение уровня процентных ставок на денежном
рынке;
● расширение кредитной поддержки банками эконо-
мики;
● рост активов и нормативного капитала банковско-
го сектора;
● надежное функционирование платежной системы.[23]
2.3 Особенности
и перспективы развития
В текущем 2011 г. перед банковской системой и страной в целом стоят масштабные, сложные и во многом качественно новые задачи. Особенность предтоящего года — обеспечение высоких устойчивых темпов социально-экономического развития Республики Беларусь за счет роста эффективности производства по всем направлениям — от поддержки проектов, ориентированных на снижение энергоемкости, материалоемкости, импортоемкости производства, до стимулирования деловой инициативы, восприимчивости к новым технологиям во всех звеньях экономики.
Критерий успешной работы в данном направлении —рост конкурентоспособности, укрепление позиций отечественных производителей на мировом рынке, улучшение пропорций экспорта и импорта. Как итог — достижение к 2014 г. положительного сальдо внешней торговли.
Приоритетной
задачей денежно-кредитной
Курсовая политика сохранит за собой ключевую роль, имея целью обеспечить адаптацию экономики к возможным внешним воздействиям и ограничить рост потребительских цен. Национальный банк сохранит режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в рамках коридора колебаний плюс/минус 8% от центрального значения, равного стоимости корзины на начало 2011 г.
Процентная политика ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок на положительном уровне в реальном выражении, обеспечивающем сохранность и привлекательность вкладов в национальной валюте при доступности банковского кредита для нефинансового сектора экономики.
С учетом прогнозируемого на 2011 г. уровня инфляции в 7,5—8,5% к концу текущего года ставка рефинансирования может составить 8—10% годовых,процентные ставки по новым кредитам нефинансовому сектору в белорусских рублях — 11—13% годовых, по новым срочным депозитам в рублях — 9—11% годовых.
Международные резервные активы предполагается увеличить не менее чем на 1,2 млрд. долл.США. Решение данной задачи во многом будет определяться принимаемыми Правительством Республики Беларусь мерами по структурным преобразованиям и модернизации экономики, снижению сальдо внешней торговли товарами и услугами до 9% от ВВП, привлечению прямых иностранных инвестиций в объеме не менее 6,5 млрд. долл. США.
В 2011 г. требуется обеспечить прирост депозитов физических лиц в объеме 6,4—7,2 трлн. руб., при этом большая часть из них должна быть в белоруских рублях и с длительными сроками привлечения.
Крайне важно разработать и внедрить новые банковские продукты, стимулирующие приток депозитов населения в национальной валюте на долгосрочной основе и обеспечивающие рост доли указанных депозитов в ресурсной структуре.
В целом среди источников формирования ресурсной базы банков должны преобладать средства субъектов хозяйствования, населения и нерезидентов Республики Беларусь.
Параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 г. предполагают увеличение объемов кредитования экономики на 24—25%. При этом банкам следует более активно работать с малым и средним бизнесом, оказывая максимальную кредитную поддержку его становлению и дальнейшему развитию. Особенностью экономики 2011 г. и ближайшего пятилетия является ускоренный рост доли малого и среднего бизнеса в производстве товаров и услуг. Предпринимательство должно стать основой развития экономики, обеспечить ее гибкость, инновационную активность, быстрое реагирование на изменение внешних факторов и рыночной конъюнктуры. Малый и средний бизнес, возникающие на его основе более крупные негосударственные предприятия и предприятия смешанной формы собственности должны оперативно осваивать производство новых видов продукции и услуг, создавать рабочие места в малых, средних городах, сельской местности, расширять экспортный потенциал страны, производить продукцию, заменяющую ныне импортируемую. Малый и средний бизнес к концу следующего пятилетия должен производить такой объем ВВП, какой производит сейчас вся национальная экономика в целом. Банковский сектор может и должен сыграть здесь самую активную роль. Никто лучше банков не знает производственного, технологического, интеллектуального потенциала своих клиентов и партнеров из малого и среднего бизнеса, деловой конъюнктуры в той или иной отрасли экономики, в том или ином регионе.
Банки, опираясь
на свои знания, опыт, потенциал, должны
не просто расширить кредитную поддержку
предпринимателям, вновь создающимся
малым и средним предприятиям,
но и оказывать им помощь в деловой
ориентации, разработке, сопровождении
и своевременной корректировке
бизнес-планов. Банкам необходимо содействовать
своим клиентам и партнерам в
налаживании
Как показало недавнее рассмотрение на Консультативном совете при Национальном банке вопросов взаимодействия банков с малым и средним бизнесом,имеющаяся нормативно-правовая база дает банкам необходимые возможности для работы в данном направлении.
Второй особенностью кредитной политики, осущевствляемой начиная с 2011 г., становится широкое участие негосударственных банков в кредитовании государственных программ социально-экономического развития на взаимовыгодных условиях в рамках государственно-частного партнерства. Республика Беларусь заинтересована в привлечении средств негосударственных банков и средств нерезидентов в те секторы экономики, которые ранее традиционно обслуживались государственными банками.
Примером может служить сотрудничество государства и ОАО “БПС-Банк” по реализации ориентированного на экспорт масштабного проекта в молочной отрасли республики. Имеются предложения подобного рода и от других банков.
Как ожидается,
активы банковского сектора в
текущем году вырастут на 21—22%, что
потребует поддержания
Актуальным остается вопрос качества кредитного портфеля банков. Перед банковским сектором в 2011 г. ставится задача обеспечить долю проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, на уровне не выше 8%.
Как и ранее,
банкам следует продолжать работу по
повышению эффективности систем
корпоративного управления, управления
рисками и внутреннего
Среди приоритетов банков остаются: внедрение новых технологий, расширение спектра услуг, повышение их качества, применение современных стратегий продажи банковских продуктов. Кроме того, должна надежно функционировать национальная платежная система. Необходимо и далее повышать ее эффективность, надежность, безопасность. В рамках международного сотрудничества следует продолжить реализацию мероприятий по интеграции банковской системы Республики Беларусь с банковскими системами государств таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, СНГ в целом. Следует и далее активно развивать взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией, зарубежными центральными банками.
В наступившем
году национальная банковская система
должна сделать все необходимое
для успешного социально-
Заключение
В 2010 г. экономическое развитие Республики Беларусь протекало в условиях постепенного преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса. В сложившихся условиях банковская система страны, а также проводимая Национальным банком и Правительством Республики Беларусь денежно-кредитная политика внесли существенный вклад в развитие национальной экономики, обеспечили финансовую стабильность, позволили создать задел для успешного решения задач новой пятилетки.
Курсовая политика была ориентирована на сохранение финансовой стабильности и обеспечение устойчивости курса белорусского рубля к корзине иностранных валют. Стоимость корзины иностранных валют увеличилась на 1,8%.
Была поддержана ценовая конкурентоспособность белорусского экспорта.
Кредитная политика банков была направлена на максимальное удовлетворение потребности юридических и физических лиц в кредитных ресурсах.
Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2010 г. — доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску.
Процентная политика была ориентирована на снижение общего уровня процентных ставок, увеличить доступность кредитных ресурсов для населения и предприятий при сохранении привлекательности банковских депозитов. Эта цель достигнута.
В 2010 г. Национальный
банк осуществил постепенное снижение
ставки рефинансирования с 13,5% годовых
на начало года до 10,5% годовых на 1 января
2011 г., то есть на 3 процентных пункта, что
соответствует прогнозному
В целом проводимая центральным банком страны политика обеспечила гибкость в предоставлении ресурсов банкам и снижение уровня процентных ставок на рублевом рынке межбанковских кредитов
В целях дальнейшего развития платежной системы в 2010 г. проведены мероприятия по повышению эффективности, надежности и безопасности ее функционирования, минимизации рисков, сокращению наличного денежного оборота. Принят ряд нормативных правовых документов, направленных на совершенствование правоотношений участников платежной системы, развитие ценовой политики Национального банка в области оказываемых расчетных услуг, расширение системы безналичных расчетов по розничным платежам и электронного документооборота.
Информация о работе Банковская система. Особенности банковской системы в Республике Беларусь