Банковская система. Особенности банковской системы в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: Банковская система Республики Беларусь
В работе проведен анализ проблемы и перспективы дальнейшего развития банковской системы, ее усовершенствования, рассмотрена и изучена структура банковской системы на уровне теории и на примере белорусской банковской системы, ознакомление с главными составляющими банковской системы;

Содержание

Реферат……………………………………………………………………………2
Содержание ………………………………………………………………………3
Введение………………………………………………………………………….4
1 Глава. Банковская система и её особенности…………………………... ……6
1.1 Банковская система. ……………………………………………....................6
1.2 Сущность и функции банковской системы………………. ……………….7
1.3Структура банковской системы. ………………...……...…...........................8
1.4 Центральные банки…………………..……………………………………12
1.5 Коммерческие банки………………………………………………………...14
2 Глава. Банковская система Республики Беларусь………………………….18
2.1Особенности банковской системы в Республике Беларусь………………18
2.2 Банковская система Республики Беларусь на современном этапе………20
2.3 Особенности и перспективы развития банковской системы в Республике Беларусь………………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………...………32
Список использованных источников……………………………………..…..34
Приложения…………………………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

курсовая по макре.docx

— 412.90 Кб (Скачать)

задел для успешного  решения задач новой пятилетки.

В условиях неблагоприятной  динамики внешней торговли, превышения спроса над предложением на валютном рынке курсовая политика была ориентирована на сохранение финансовой стабильности и обеспечение устойчивости курса белорусского рубля к корзине иностранных

валют. Стоимость  корзины иностранных валют увеличилась  на 1,8% при установленном Основными  направлениями денежно-кредитной  политики на 2010 год коридоре возможных  колебаний ее стоимости в пределах плюс/минус 10% (рисунок 1).

[Примечание – источник 23]

 Была поддержана  ценовая конкурентоспособность  белорусского экспорта. В январе  — ноябре 2010 г. Индекс реального  эффективного курса белорусского  рубля по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. снизился на 6,29%.По предварительным данным, валютная выручка от экспорта товаров, услуг и прочих поступлений за 2010 г. составила 29,3 млрд. долл. США. Относительно выручки за предыдущий год имеет место ее увеличение на 4,1 млрд. долл. США, или на 16,2%.

Валютная выручка, поступившая из стран СНГ, возросла на 5,5 млрд. долл. США, или на 62,6%, а выручка из стран вне СНГ снизилась на 1,4 млрд. долл. США, или на 8,3%. В истекшем году не удалось достичь поставленных целей по наращиванию международных резервных активов Республики Беларусь. В национальном измерении их прирост составил 176,8 млн. долл. США,или 3% (рисунок 2). В международном измерении произошло снижение данного показателя на 621,8 млн. долл. США. Негативное влияние на динамику международных резервных активов оказал сложившийся в течение года высокий спрос на иностранную валюту со стороны предприятий резидентов, который составил на чистой основе 6,9 млрд. долл. США. В последнем квартале возрос спрос на валюту со стороны населения, достигнув в итоге 1,5 млрд. долл. США на чистой основе.[22]

Положительную роль в наполнении национального  валютного рынка сыграли банки  — резиденты Республики Беларусь. За отчетный год они на чистой основе продали валюты на сумму почти 500 млн. долл.США.

Важно отметить, что в прошедшем году удалось  удержать инфляцию в рамках прогнозных значений.

[Примечание – источник 23]

Прирост индекса  потребительских цен за 2010 г. составил 9,9% против 10,1% годом ранее.

Кредитная политика банков была направлена на максимальное с учетом банковских рисков удовлетворение потребности юридических и физических лиц в кредитных ресурсах. Требования банков к экономике на 1 января 2011 г. составили почти 92,9 трлн. руб. (рисунок 3). За отчетный год по номиналу они увеличились на 39,9%, что соответствует прогнозному параметру.

По итогам 2010 г. отношение требований банков к  экономике в процентах к ВВП  составило 57%, превысив прогнозное значение на 6 процентных пунктов. Банки, как  и ранее, весомо участвовали в  реализации крупных государственных социально-экономических программ и мероприятий, осуществляемых по решениям Президента и Правительства Республики Беларусь. В 2010 г. на эти цели выдано кредитов в сумме 17,8 трлн. руб., что на 3,3 трлн. руб., или в 1,23 раза, больше, чем за предыдущий год.

Стратегическим  приоритетом в нашей стране традиционно  является жилищное строительство. Более  того, в условиях кризисного и пост кризисного развития данная сфера экономики  рассматривается как очень важный рычаг поддержания деловой активности в смежных отраслях экономики. Одним  из направлений реализации данной стратегии  является расширение льготного кредитования банками жилищного строительства. За 2010 г. банки выдали льготных кредитов на цели жилищного строительства в сумме 6,76 трлн. руб., что на 2,2 трлн. руб., или в 1,48 раза, превышает объем выдачи за 2009 г.

Совокупная задолженность  населения по всем кредитам на цели жилищного строительства и приобретения жилья к 1 января 2011 г. достигла 15,8 трлн.руб., что в 1,5 раза больше, чем на начало прошлого года.

После некоторого спада (на 3,4%), имевшего место в 2009 г., в отчетном году возобновился рост потребительского кредитования. На 1 января 2011 г. задолженность физических лиц по названным кредитам составила 6,72 трлн. руб., что на 20,8% больше, чем на начало 2010 г.

Напряженное финансовое состояние значительной части субъектов  хозяйствования существенно повышает основной банковский риск — кредитный. На 1 января 2011 г. совокупная проблемная задолженность банков, в которую включены пролонгированная и просроченная задолженность на балансе, проблемная задолженность, вынесенная за баланс, просроченные и неполученные доходы, составила 1,82 трлн.руб. За год данный показатель возрос на 440,0 млрд.руб., или на 32%.

В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной  политики на 2010 г. на контроле находился  более общий показатель — доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску. На начало текущего года сумма проблемных активов, отнесенных к III, IV и V классификационным группам, составила 3,38 трлн. руб., или 3,55% от всех активов, подверженных кредитному риску. Это ниже установленного предельного  значения “не выше 10%”.

Относительный показатель неплох, но значительные абсолютные суммы проблемных кредитов и активов  свидетельствуют о необходимости  предельного внимания со стороны  банков и Национального банка  к проблеме управления кредитным  риском.

К положительным  результатам отчетного периода  необходимо отнести следующее. Если на 1 января 2010 г. специальный резерв на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, в целом по системе был сформирован  в размере 74,9% от расчетной величины, то на начало текущего года — 99,8%, то есть почти соответствовал расчетному нормативу.

Проводимая Национальным банком и банками в отчетном периоде  процентная политика была ориентирована на снижение общего уровня процентных ставок. Ставилась цель увеличить доступность кредитных ресурсов для населения и предприятий при сохранении привлекательности банковских депозитов. Эта цель достигнута. Во взаимодействии с курсовой политикой процентная политика обеспечила стабильную работу финансовой системы, содействовала росту банковских сбережений, существенно повысила доступность кредитных ресурсов для предприятий и населения.

В 2010 г. Национальный банк осуществил постепенное снижение ставки рефинансирования с 13,5% годовых  на начало года до 10,5% годовых на 1 января 2011 г., то есть на 3 процентных пункта, что  соответствует прогнозному показателю (рисунок 4)

[Примечание – источник 23]

Исходя из ситуации, складывающейся на денежных рынках в  течение 2010 г., были снижены ставки по инструментам Национального банка: по постоянно доступным и двусторонним операциям поддержки ликвидности  — на 5,5 процентного пункта, до 16% годовых, по депозиту овернайт — на 2,5 процентного пункта, до 7% годовых. Данные меры позволили сузить коридор  процентных ставок Национального банка  по операциям регулирования ликвидности  и способствовали сокращению колебаний  ставок на рынке межбанковских кредитов.[22]

В целом проводимая центральным банком страны политика обеспечила гибкость в предоставлении ресурсов банкам и снижение уровня процентных ставок на рублевом рынке  межбанковских кредитов. Средневзвешенная процентная ставка по однодневному межбанковскому кредиту в белорусских рублях сложилась в декабре 2010 г. на уровне 10,5% годовых против 19,8% годовых в  декабре 2009 г. — то есть снизилась  на 9,3 процентного пункта.

В период дефицита ликвидности в целях обеспечения  нормального платежного процесса, недопущения  неплатежей, сглаживания колебаний  процентных ставок на рынке межбанковских  кредитов Национальный банк оказывал необходимую ресурсную поддержку  банкам. В период избытка ликвидности  проводились операции на открытом рынке  по стерилизации избыточной ликвидности. Среднедневной остаток задолженности  по операциям поддержания текущей  ликвидности банковской системы  в 2010 г. составил 1,13 трлн. руб., среднедневной  остаток средств банков по операциям  изъятия ликвидности — 390,5 млрд. руб. В результате мер процентной и курсовой политики сложилась следующая  динамика основных процентных ставок на национальном денежном рынке (рисунок 5).

 

[Примечание – источник 23]

 

Полная (с учетом комиссий) средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в декабре 2010 г. составила 13,7% годовых, что на 7,5 процентного пункта ниже относительно уровня января 2010 г. (21,2% годовых).

Средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным  депозитам юридических и физических лиц в национальной валюте в декабре 2010 г. составила 10,2% годовых, что на 7,5 процентного пункта ниже по сравнению с январем 2009 г. В целях дальнейшего развития платежной системы в 2010 г. проведены мероприятия по повышению эффективности, надежности и безопасности ее функционирования, минимизации рисков, сокращению наличного денежного оборота. Принят ряд нормативных правовых документов, направленных на совершенствование правоотношений участников платежной системы, развитие ценовой политики Национального банка в области оказываемых расчетных услуг, расширение системы безналичных расчетов по розничным платежам и электронного документооборота.

Количество платежей, проведенных автоматизированной системой межбанковских расчетов, за отчетный год по сравнению с 2009 г. увеличилось  на 9,2%, но сумма платежей снизилась  на 7,1%. Среднедневной оборот составил по сумме 4,3 трлн. руб. (239,6 тыс. платежей).__ Среднедневной параметр доступности автоматизированной системы межбанковских расчетов для банков по итогам года составил 99,7% дневного фонда рабочего времени при 99,5%, предусмотренных Основными направлениями. Оценка состояния системы BISS в декабре 2010 г. позволяет сделать вывод, что достигнуто ее полное соответствие Ключевым принципам для системно значимых платежных систем.

Активно продолжались работы по расширению использования  в безналичном платежном обороте  банковских пластиковых карточек. Завершена  реализация Государственной программы  развития технической инфраструктуры, обеспечивающей использование банковских пластиковых карточек, на 2006—2010 годы. Доля розничного товарооборота с  их использованием достигла 7,9%, а платежей за услуги — 9,7%.

За пятилетие  доля безналичного розничного товарооборота, реализуемого с использованием банковских пластиковых карточек, возросла в 7 раз.

По состоянию  на 1 января 2011 г. Эмитировано 9,2 млн. единиц банковских пластиковых карточек международных  и внутренних платежных систем, или  практически 1 карточка на одного жителя страны. По данному показателю мы приблизились к уровню развитых государств. Установлено 3063 банкомата (прирост за год 13,4%) и 3776 инфокиосков (прирост — 27,9%). Более 18 тыс. организаций торговли и сервиса оснащены платежными терминалами, общее число которых приблизилось к 30 тыс.

Проводились работы по дальнейшему развитию единого  расчетного и информационного пространства (ЕРИП). В настоящее время к  ЕРИП подключены 25 расчетных агентов, более 700 производителей услуг, осуществляется прием платежей по более чем 2200 услугам. Во всех областных и районных центрах принимаются платежи по группе жилищно-коммунальных услуг, связи, иным услугам. Совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами проводится активная работа по обеспечению приема через ЕРИП налоговых, таможенных и других платежей.

Банковский сектор продолжил динамично наращивать свой потенциал. Совокупный уставный фонд увеличился на 2,47 трлн. руб., что в 2,8 раза больше, чем за 2009 г. В итоге его величина на 1 января 2011 г. превысила 12 трлн. руб., или порядка 4 млрд. долл. США в эквиваленте.

Размер иностранного капитала в уставных фондах банков увеличился за отчетный год на 307,5 млрд.руб. Его доля в совокупном уставном фонде на 1 января текущего года равнялась 24,2%.Объем нормативного капитала банковского сектора на начало 2011 г. составил 17,6 трлн. руб., увеличившись за истекший год на 4,22 трлн. руб., или на 31,5%, что выше прогнозного параметра. Достаточность нормативного капитала — один из ключевых показателей устойчивости банков. В целом по системе на начало 2011 г. он составил 20,45%, что в 2,6 раза превышает установленный для отдельного банка минимальный норматив (8%).

С учетом динамики других нормативов безопасного функционирования, сложившейся к настоящему времени, уровень устойчивости банковского  сектора в целом можно охарактеризовать как достаточный для противостояния в краткосрочном периоде возможному воздействию негативных событий.

Важный параметр потенциала банковской системы —  ресурсная база. На начало 2011 г. банками привлечено ресурсов в объеме 127,54 трлн. руб. (рисунок 6, см. приложение3). За истекший год сумма привлеченных ресурсов по номиналу увеличилась на 44,26 трлн. руб., или на 53,2%. Это выше прогнозного значения, которое составляло 31—36%.

Следует отметить, что средства физических лиц продолжают оставаться важным источником пополнения ресурсной базы белорусских банков. Так, привлеченные банками средства физических лиц к началу 2011 г. достигли 24,3 трлн. руб., а их доля в ресурсной базе составила 18%.

За отчетный период прирост средств физических лиц в банках составил 5,57 трлн. руб., или 29,7%. Доверие населения к отечественным  банкам сохраняется. Это один из главных  показателей качества нашей работы.

В среднем на 1 жителя республики на начало 2011 г. приходилось почти 2566 тыс. рублей сбережений, размещенных в банковских вкладах и сберегательных сертификатах, что эквивалентно 855,3 долл. США (рисунок 7, см. приложение4).

Информация о работе Банковская система. Особенности банковской системы в Республике Беларусь