Банковская система : кредитно-денежная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 00:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение развития денежно-кредитной системы Республики Казахстан.
В соответствии с поставленной целью задачами проекта являются:
 изучить теоретические аспекты денежно-кредитной системы как совокупности кредитных отношений;
 проанализировать развитие денежно-кредитной системы РК;
 рассмотреть направления совершенствования денежно-кредитной системы Республики Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ КАК СОВОКУПНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1.Денежно-кредитная система, её сущность, фукнции и особенности 5
1.2. Денежно-кредитная система РК и её структура 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РК 16
2.1 Национальный банк Республики Казахстан, как главное звено денежно-кредитной системы 16
2.2. Анализ деятельности банков как кредитных организаций 18
2.3 Динамика развития небанковских кредитных организаций в Казахстане 23
3 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ 26
3.1 Денежно-кредитная политика Национального Банка Республики Казахстан в 2007 году 26
3.2 Цели и приоритеты денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на 2008-2009 годы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Байзакова УиА-12.doc

— 2.01 Мб (Скачать)

В рамках данного сценария ожидается, что реальный рост ВВП  в 2008 году составит 5%, а в 2009 году – 6,3%.

Замедление темпов экономического роста будет способствовать снижению потребности в импорте товаров и сокращению в целом внутреннего спроса, что обеспечит корректировку ситуации в платежном балансе к 2009 году. Как следствие в 2009 году ожидается сбалансированный платежный баланс, что предполагает сохранение объема международных резервов Национального Банка Республики Казахстан на уровне 2008 года и стабильность номинального обменного курса тенге.

При сделанных предположениях относительно будущей динамики показателей  реального сектора и платежного баланса для данного сценария получены следующие прогнозы на 2008-2009 годы. За указанный период среднегодовой рост денежной базы составит 11-15%, денежной массы – 17-9%, кредитов экономике 16-18%, депозитов в банковской системе 15-17%.

При пессимистичном сценарии предполагается, что выполнение обязательств банков перед нерезидентами будет обеспечиваться сокращением внешних активов банков при отсутствии нового заимствования из-за рубежа. Это повлечет сокращение объемов внутренних инвестиций и замедление роста внутренних сбережений. Сокращение внутреннего инвестиционного и потребительского спроса приведет к снижению расходов на импорт и будет ограничивать расширение дефицита текущего счета в 2008 и 2009 годах.

В условиях отсутствия доступа  к внешним ресурсам необходимость  обслуживания внешних долговых обязательств обусловит нетто-отток капитала из страны.

Это будет оказывать  высокое давление на обменный курс тенге в сторону его ослабления.

В рамках данного сценария ожидается, что экономического роста в Республике Казахстан в 2008 и 2009 годах наблюдаться не будет.

При выполнении предположений, сделанных в отношении будущей  динамики показателей реального  сектора и платежного баланса, в 2008-2009 годах произойдет сокращение денежного предложения в экономике  за счет сокращения внешних и внутренних активов банковской системы и, соответственно, оттока депозитов. За указанный период среднегодовое сжатие денежной базы составит 2-4%, снижение денежной массы произойдет в среднем на 6-7%, кредитов экономике – на 4-5%, депозитов в банковской системе – на 3-4%. 

Следует отметить, что  реализация обоих сценариев предполагает существенное замедление годовой инфляции. Если на конец 2007 года годовая инфляция сложилась на уровне 18,8%, то на конец 2008 и 2009 годов она снизится до уровня, измеряемого однозначным числом. Такое замедление инфляции связано со снижением влияния объективных факторов, как сокращение роста денежного предложения, ограничение роста совокупного спроса, отсутствие ожиданий внешних шоков.

Основной целью денежно-кредитной  политики Национального Банка Республики Казахстан на 2008-2009 годы будет удержание годовой инфляции (декабрь по сравнению с декабрем предыдущего года) в пределах 7,9-9,9% в 2008 году и 7,5-9,5% в 2009 году при реализации как базового, так и пессимистичного сценариев. Это соответствует уровню среднегодовой инфляции в пределах 16-18% и 8,0-10,0%, соответственно.

 

Заключение

Современна денежно-кредитная  система - это совокупность кредитных  отношений и институтов, организующих эти отношения. Кредитные отношения, формы и методы кредитования образуют функциональную форму кредитной системы. Кредитно-финансовые учреждения, аккумулирующие свободные денежные средства и предоставляющие их в ссуду образуют институциональную форму кредитной системы.

С позиций институционального подхода кредитная система состоит из трех основных звеньев: Центрального банка страны, банковского сектора и специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов.

В центре денежно-кредитной  системы находится Центральный  банк, который, как правило, принадлежит государству и является важнейшим орудием макроэкономического регулирования экономики. Вторым элементом современной банковской системы являются коммерческие банки - кредитные учреждения универсального характера, которые производят кредитные, фондовые, посреднические операции, осуществляют расчеты и организуют платежный оборот в масштабе всего народного хозяйства. Третий элемент банковской системы - специализированные кредитно-финансовые учреждения, которые занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности.

В настоящее время Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный Банк Республики Казахстан  представляет собой верхний уровень банковской системы Республики Казахстан. Все иные банки представляют собой нижний уровень банковской системы.

Национальный Банк Республики Казахстан является центральным  банком Республики Казахстан.

Основной целью Национального  Банка Республики Казахстан является обеспечение стабильности цен в  Республике Казахстан. Для реализации основной цели на Национальный Банк возлагаются следующие задачи:

  • разработка и проведение денежно-кредитной политики государства;
  • обеспечение функционирования платежных систем;
  • осуществление валютного регулирования и валютного контроля;
  • содействие обеспечению стабильности финансовой системы.

Национальный Банк является единственным государственным органом, уполномоченным проводить денежно-кредитную  политику страны.

Коммерческие  банки относятся ко второму уровню кредитной системы Казахстана. По состоянию на 1 октября 2008 года в Казахстане работают 36 банков второго уровня. Современный коммерческий банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг, однако существует определенный «базовый набор» операций, без которого банк не может нормально функционировать. К таким конституирующим операциям банка относятся:

  • прием депозитов;
  • осуществление денежных платежей и расчетов;
  • выдача кредитов.

Систематическое выполнение указанных функций и определяет роль банковского сектора в экономике страны. Посредничество коммерческих банков в кредите имеет важное значение для успешного развития  рыночной экономики. Посредством данной функции банки уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Вторая важнейшая функция коммерческих банков - стимулирование накоплений в хозяйстве. Осуществление поэтапного развития экономики должно опираться на использование главным образом и в первую очередь внутренних накоплений хозяйства. Третья функция банков - посредничество в платежах между  отдельными  самостоятельными субъектами.

Таким образом, банковская система является важным звеном отечественной  экономики. Коммерческие банки привлекают капиталы, сбережения населения и  другие свободные денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале, обеспечивая обществу механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала.

По состоянию на 1 октября 2008 года в Республике Казахстан представлены следующие небанковские кредитно-финансовые институты: страховые организации, страховые брокеры, актуарии, накопительные  пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионных активов, ипотечные компании, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, брокеры-дилеры, регистраторы, саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, трансфер-агенты, управляющие инвестиционным портфелем. Специализированные кредитно-финансовые учреждения занимают 18,1% активов финансового сектора экономики Республики Казахстан. Таким образом видно, что в современных условиях специализированные кредитно-финансовые институты заняли важнейшее место в накоплении и мобилизации денежного капитала Казахстана.  Участие в кредитной системе различных кредитно-финансовых институтов ведет к возникновению острой конкуренции между ними и банками как за привлечение денежных сбережений, так и в сфере кредитных операций. Это, в свою очередь, ведет к расширению спектра предлагаемых финансовых услуг, делает их доступнее для физических и юридических лиц и влечет совершенствование кредитной системы страны в целом.

На современном этапе  развития денежно-кредитная система Республики Казахстан находится на качественно новом уровне своего развития, и большинство реформ, направленных на создание основы для ее успешного функционирования, уже осуществлены. Однако, финансовые потрясения в мировой экономике продемонстрировали подверженность экономики Республики Казахстан и ее кредитной системы внешним рискам.

Казахстанские банки, пользуясь  позитивными рейтингами страны, своими рейтингами, взяли «дешевые» кредиты  в западных банках. И когда случился мировой финансовый кризис, западные финансовые институты прекратили выдавать кредиты казахстанским банкам, в результате отечественным банкам нечем стало рассчитываться за кредиты. В этот момент Национальный Банк Республики Казахстан, реагируя на изменение ситуации и проявление дефицита ликвидности у банков, обусловленного глобальным кризисом, предпринимал шаги по обеспечению стабильности финансовой системы путем предоставления ликвидности банкам.

Переоценка риска, трудности  с фондированием в финансовой системе привели к снижению международными рейтинговыми агентствами Standard & Poor’s и Fitch суверенного кредитного рейтинга Республики Казахстан, а также рейтингов ряда отечественных банков. Тем не менее, в 2007 году, несмотря на ограничения доступа к внешним заимствованиям, роста ставок на мировых финансовых рынках, а также некоторого оттока депозитов отечественные банки не приостановили кредитование экономики.

По поручению Президента в 2007 году Правительством, Национальным Банком и другими государственными органами был оперативно разработан и реализован комплекс мер по поддержанию банковской ликвидности, экономики и сдерживанию инфляционных процессов. Для финансового обеспечения этих мер было предусмотрено свыше 403 миллиарда тенге, в том числе в 2007 году – более 143 миллиардов тенге, в 2008 году почти 260 миллиардов.

В 2008 году, благодаря своевременно принятым правительством и Национальным Банком Республики Казахстан мерам, кризис ликвидности для казахстанских  банков миновал. В этом году коммерческие банки сами рассчитываются по привлеченным кредитам.

В целях повышения  доверия населения к банковской системе 10 октября 2008 года Президент  РК Нурсултан Назарбаев принял решение  об увеличении суммы гарантийного возмещения по депозитам физических лиц в  банках второго уровня с 700 (семисот) тысяч тенге до 5 (пяти) млн. тенге. Данное решение призвано способствовать расширению депозитной базы коммерческих банков и увеличению их ликвидности.

23 октября 2008 года Глава  государства подписал Закон Республики  Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам устойчивости финансовой системы»,

Таким образом, Казахстан  одним из первых в мире ощутил на себе последствия прошлогодней волны  глобального кризиса. Только скоординированные действия Правительства, Национального Банка и других государственных органов позволили кредитной системе Казахстана преодолеть эти трудности.

 

 

Список использованных источников

  1. Послание народу Казахстана Президента РК Н.А. Назарбаева «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» Февраль 2008 г. //Официальный сайт Президента РК www.arkoda.kz
  2. Экономика: Учебник/Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 1997.
  3. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996
  4. Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»
  5. Райзберг Б.А.. Курс экономики: Учебник /Под ред.– ИНФРА-М, 1999. – 720 с.
  6. Общая теория денег и кредита под ред. Жукова Е.Ф., М., «Банки и биржа», 1999
  7. Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999
  8. Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций ПРЕСС-РЕЛИЗ о состоянии финансового рынка и финансовых организаций на 1 января 2007 года
  9. Закон Республики Казахстан от 30 марта 1995 года N 2155 «О национальном банке Республики Казахстан» (по состоянию на 28.02.2007г.)
  10. Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций ПРЕСС-РЕЛИЗ о состоянии финансового рынка и финансовых организаций на 1 февраля 2008 года
  11. Отчёт Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций за 2006 год. - Алматы, 2007
  12. Статистический бюллетень. Национальный банк Республики Казахстан 2007 г.
  13. Банки Казахстана 2007 год Ист Кэпитал. www.eastcapital.ru.
  14. Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан, которая разработана на 2007-2011 годы
  15. Среднесрочный план социально-экономического развития Республики Казахстан на 2007 – 2009 годы
  16. Отчет о финансовой стабильности Казахстана, декабрь 2007 года Нацбанк РК
  17. Годовой отчет Национального Банка Республики Казахстан за 2007 год
  18. Кучукова Н.К. Макроэкономические аспекты реформирования финансово-кредитной системы Республики Казахстан в условиях перехода к рыночной экономике. – Алматы: Гылым, 2007. – 439 с.

Информация о работе Банковская система : кредитно-денежная политика