Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:29, реферат
Автомобильная промышленность Российской Федерации на протяже-
нии всех послевоенных лет наращивала как объем выпуска продукции,
так и свой научно-технический потенциал, постоянно уменьшая разрыв
в техническом уровне между отечественными машинами и лучшими зару-
бежными аналогами.
2Введение
21. Место и значение автомобильной промышленности в экономике
2Российской Федерации.
22. Современная территориальная организация автомобильной про-
2мышленности.
22 0.1. Факторы, влияющие на размещение отрасли.
22 0.2. Основные районы и центры их специализации.
23. Основные направления и перспективы развития автомобильной
2промышленности.
2Заключение
ский, где к действующим заводам Тольятти и Ульяновске в 1976 г.
прибавился Камский завод тяжелых грузовиков в г. Набережные Челны.
Каждый из этих районов имеет свою специализацию (Центральный-
главным образом на производстве грузовых машин, а Поволжский -
преимущественно легковых). Районы автомобильной промышленности
формируются на Урале (Ижевск, Миасс, Курган). В восточных заураль-
ских районах страны автомобилестроение только начинает складывать-
ся (Чита). Роль зауральских заводов в производстве автомашин еще
- 8 -
не велика. В этих районах только формируются те предпосылки , ко-
торые обусловили создание районов автомобильной промышленности в
европейской части страны.
Автомобильная промышленность включает в свой состав помимо
выпуска машин также производство моторов , электрооборудования,
подшипников, прицепов и т.д., которые выпускаются на самостоятель-
ных предприятиях.
Автомобильные моторы делают не только сами автозаводы, но и
ряд специализированных заводов (Ярославский - для грузовиков, За-
волжский - для автозавода в Нижнем Новгороде, Омский, Тюменский,
Уфимский - для "Москвичей").
Большинство
этих заводов разместилось вне
лестроения . Они поставляют свою продукцию в порядке кооперации
сразу нескольким автозаводам (например, Ярославский - Минскому,
Кременчугскому и др., Омский, Тюменский и Уфимский - Московскому и
Ижевскому автозаводам).
Как видим в бывшем Советском Союзе производство автотранс-
портных средств располагалось неравномерно (большая часть автоза-
водов и заводов по выпуску комплектующих изделий находится в Рос-
сии). Тем не менее почти каждая бывшая республика СССР имела
(и сохранила)
монопольное производство
Украина - единственный
производитель средних
туристских и междугородных автобусов, большегрузных лесовозов,
трубовозов и многоцелевых автомобилей, автопогрузчиков грузоподъ-
емностью 5 т и выше, а также легковых малолитражных автомобилей
первой группы (типа "Таврия"). В республике Беларусь сосредоточено
производство тяжелых и сверхтяжелых карьерных самосвалов грузо-
подъемностью 3О - 18О т и выше, большегрузных магистральных авто-
поездов типа МАЗ,
внедорожных и тяжелых
вии было создано уникальное производство большегрузных (11,5 и
22т) полуприцепов-
хозяйственных автопоездов с дизелями, в Армении - автопогрузчиков
грузоподъемностью 1 - 2 т и городских автофургонов грузоподъем-
- 9 -
ностью 1 т, в Азербайджане - малых развозных рефрижераторов, в
Киргизстане - сельскохозяйственных самосвалов с предварительным
подъемом кузова, в Латвии - особо малых автобусов и автомобилей
скорой медицинской помощи, выполняемых на их базе , в Литве -
компрессоров для двигателей КамАЗ и ЯМЗ и всех приводных цепей для
бензиновых двигателей, мотоциклов и велосипедов, в Эстонии - рем-
ней безопасности.
Аналогичные монополисты
ших республиках.
После распада СССР хозяйственные связи нарушились, что приве-
ло к сокращению выпуска и поставок необходимых изделий, у каждого
суверенного государства появилось желание организовать собственное
производство отдельных наиболее важных для него машин. Однако от
желания до его реализации - дистанция огромного размера. Организа-
ция собственного производства автомобилей или их компонентов тре-
бует длительного времени и больших затрат, которые, как показали
первые проработки, оказываются не по силам ряду суверенных госу-
дарств. Кроме того, производство, рассчитанное на удовлетворение
собственных нужд, для большинства из них оказалось бы малорента-
бельным или даже убыточным.
Расчеты доказали: с точки зрения как создания производства,
так и потребления его продукта необходимо самое тесное сотрудни-
чество государств. Подтверждает их и зарубежный опыт: автомоби-
лестроение мирового сообщества развивается по пути широкой интег-
рации научного и промышленного потенциала всех стран, а катализа-
торами интеграции выступают буквально несколько крупнейших
фирм-производителей.
- 10 -
23. Основные направления и перспективы развития автомобильной
2промышленности.
Основная проблема, без решения которой не может быть ни ста-
билизации экономики, ни всего остального, это увеличение произ-
водства нужных обществу товаров. С ней в автомобильной промышлен-
ности сейчас переплелась и другая: сохранить (точнее, спасти от
разрушения) производство как самой отрасли, так и имеющийся у пос-
тавщиков комплектующих и материалов, в том числе подшипников. Дру-
гими словами, проблема сохранения пока еще не распавшихся, но уже
ослабленных коллективов, научной и инженерной инфраструктуры, без
которых восстановление (а в последующем - и развитие) отрасли, как
бы ее ни стали называть в будущем, растянется на многие годы. Го-
ды, которых экономическая экспансия извне нам не даст.
К сожалению,
в ближайшие годы
объемов производства будут идти не за счет инновационных усилий и
других радикальных, но капиталоемких мер, необходимость которых
бесспорна, а главным образом за счет возможностей самой отрасли.
Появляются и надежды на то, что правительство все-таки сделает ша-
ги, направленные не на окончательное удушение, а на возрождение и
развитие промышленности, прежде всего ее основы - машиностроения.
В пользу этого говорит многое: и общественный настрой, и отрезвле-
ние ведущих экономистов, постепенно становящихся на позиции здра-
вомыслия, да и хотя бы то, что "дальше ехать некуда". Если же это-
го не будет, машиностроение,
в том числе такая его
отрасль, как автомобильная, обладающая, несмотря ни на что, все
еще достаточно мощным потенциалом, зачахнет вместе со всеми своими
многоотраслевыми кооперантами.
Основная
часть предприятий уже
ности и пути восстановления прежних объемов выпуска продукции,
сохранения рабочих мест в новых, исключительно неблагоприятных ус-
ловиях. Причем сделала это квалифицированно. Гарантия тому - опыт
и знания руководства,
накопленные десятилетиями
- 11 -
ших условиях, без поблажек и льгот по финансированию, материаль-
но-техническому обеспечению, уровню вознаграждения и т.п.
Ведь нельзя не признать, что заводы еще функционируют именно
благодаря директорскому корпусу, действующему вопреки мрачным
прогнозам корифеев-экономистов, которые четвертый год грозят мас-
совой безработицей и, вероятно, не отдают себе отчета в социальных
последствиях этой
опасной для обнищавшего
ской кампании.
Однако нельзя не видеть и того, что уже начались изменения в
составе руководства автозаводов, далекие от позитивных и снижающие
уровень его компетентности. По данным некоторых источников [4],
директорский корпус, если брать его в целом, пока еще вполне в
состоянии поднять нагрузки, в числе которых важнейшая: восстано-
вить трудовые навыки, утерянные коллективами за годы шатаний.
Тем не менее даже самым опытным руководителям придется (и
нужно) пересмотреть многие из привычных своих представлений. В
частности, отказаться от такого: высокая серийность есть сугубо
положительный организационно-
воляет оснащать производство автоматизированным узкоспециализиро-
ванным оборудованием, обеспечивать высокие унификацию изделий и их
конструктивную долговечность. Теперь нужен другой взгляд: такое
оборудование технологически консервативно, не дает возможности
учитывать динамику развития конкурентов, что в условиях рынка
смертельно опасно. Хотя, конечно, могут иметь место исключения,
вызванные конкретными условиями (например, система "АВВА-ВАЗ"). Но
большинству предприятий именно самим предстоит наработать идеи и
методы, изыскать ресурсы для восстановления и увеличения объемов
производства, создания предпосылок освоения требуемых рынком изде-
лий.
Направления приложения усилий могут быть следующие.
Во-первых,
частичная модернизация
требует сравнительно небольших глубины изменений и затрат. Однако
характер изменений должен быть достаточным, чтобы обеспечить ус-
- 12 -
тойчивый сбыт изделия, и в целом экономически целесообразным.
В этом
случае у производителя и
менными большая часть основных фондов, сокращаются сроки и объемы
подготовки производства, остается клиентура, привыкшая к изделию,
и т.п. Модернизация требует высокой квалификации в первую очередь
дизайнеров, ибо, если ограничиться только улучшением технических
характеристик при малоощутимых изменениях дизайна и декора, то в
итоге можно получить при старых внешних формах новую высокую цену.
Сигналом к переходу
на модернизированное изделие
явившиеся дефекты, а также статистика рынка.
Во-вторых, коренная модернизация изделий (по существу, их об-
новление). Здесь используются технологические возможности произво-
дителя и поставщиков-