Автомобильная промышленность и его влияние на экономику страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 12:02, реферат

Описание работы

В начале 2009 года некоторые отечественные заводы, в частности крупнейший "АвтоВАЗ", пробовали объяснять спад производства длительными новогодними каникулами. Однако оказалось, что дело не в производстве, а в сбыте. Кризис отразился почти на всех российских автопроизводителях. В первом квартале "АвтоВАЗ" снизил продажи на 9,7% по сравнению январем - мартом прошлого года до 165688 автомобилей, "ИжАвто" - на 41,2% до 10127, ГАЗ - на 39,7% до 10027, УАЗ - на 37,4% до 5791. Единственным исключением из общего правила стала "Рослада", которая собирает "девятки", продажи которой выросли на 74% до 5297 машин.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
Место и значение автомобильной промышленности в экономике Российской Федерации 5
Современная территориальная организация автомобильной промышленности 8
Перспективы развития автомобильной промышленности для экономики страны 10
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Экономика3.docx

— 36.46 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО  Тюменский государственный нефтегазовый университет

Институт  Транспорта  

Кафедра «Транспортные и технологические  системы» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по экономике на тему:

    «Автомобильная промышленность России и ее

     тесная связь с современной экономикой страны» 
     
     
     
     
     
     
     

                                                     
 
 
 

     Выполнил:    ст. гр. МСО-07-2

Чепин А. А.   

Проверил:          Киселева Л.С.  
 
 
 
 
 

Тюмень, 2011 г.

   Содержание

Содержание 2

Введение 3

Место и значение автомобильной  промышленности в  экономике Российской Федерации 5

Современная территориальная  организация автомобильной  промышленности 8

Перспективы развития автомобильной  промышленности для  экономики страны 10

Заключение 16

Список  использованной литературы 17

 

 

Введение

 

     Национальный  автопром переживает самый масштабный кризис сбыта за последние годы. Непрерывный рост цен с 1998 года привел к тому, что теперь дешевые иномарки отнимают рынок у подорожавших отечественных  авто.

     За  первый квартал 2005 года продажи российских автомобилей упали на 14%, в то время  как иномарок увеличились в полтора  раза. В прошлом году продажи автомобилей  российского производства выросли  на 10%, а иномарок удвоились. Очевидно было, что значительный рост продаж продолжится и в этом году. Однако всем места на рынке уже не хватило.

     В начале 2009 года некоторые отечественные  заводы, в частности крупнейший "АвтоВАЗ", пробовали объяснять спад производства длительными новогодними каникулами. Однако оказалось, что дело не в производстве, а в сбыте. Кризис отразился почти  на всех российских автопроизводителях. В первом квартале "АвтоВАЗ" снизил продажи на 9,7% по сравнению январем - мартом прошлого года до 165688 автомобилей, "ИжАвто" - на 41,2% до 10127, ГАЗ - на 39,7% до 10027, УАЗ - на 37,4% до 5791. Единственным исключением из общего правила стала "Рослада", которая собирает "девятки", продажи которой выросли на 74% до 5297 машин.

     В среднем, по данным Минпромэнерго, глава  которого Виктор Христенко представлял  программу развития автопрома, продажи  отечественных легковых автомобилей  в первом квартале сократились на 14% - с 232 до 200 тысяч. Продажи новых  импортных иномарок выросли почти  вдвое - с 46 тысяч до 80 тысяч.

     Российский  автопром уже дважды переживал кризис. Но в 1998 году его буквально спас дефолт, благодаря которому цены на наши автомобили снизились в несколько раз. А три года назад наплыв подержанных иномарок был остановлен повышением таможенных пошлин. Но сейчас помощи российским автозаводам ждать неоткуда: рубль стабилен, а повышение пошлин на иномарки не значится в планах правительства.

     По  мнению экспертов, российский автопром сам довел себя до кризиса, постоянно  повышая цены на автомобили. "Они  по привычке считают, что управляют  рынком, - отмечает независимый эксперт  автомобильного рынка Сергей Алексейчук. - Но столкнулись с дешевыми иномарками - Daewoo Nexia, Hyundai Accent". По оценке инвесткомпании "Атон", "автомашины российских производителей воспринимаются как  продукция низкого качества". Поэтому повышение цен вкупе  с ростом конкуренции со стороны  иномарок ведет к тому, что тот  же "АвтоВАЗ" "рискует утратить основное конкурентное преимущество - низкие цены". По данным журнала "Авторевю", в московских салонах стоимость "десяток" составляет 8250-10600 долларов.

    Проблемы  автозаводов вредят не только его  акционерам или сотрудникам, но и  всей экономике. Старший экономист  компании "УралСиб" Владимир Тихомиров  подсчитал, что на долю автопрома  вместе с поставщиками комплектующих  приходится 5-6% ВВП. Если бы не кризис, рассуждает он, рост ВВП в первом квартале составил бы не 4,9%, а 5,2%.

 

 Место и значение автомобильной промышленности в экономике Российской Федерации

 

     Автомобильный транспорт играет первостепенную роль в пассажирских перевозках, транспортировке  грузов на короткие и средние расстояния. Он занимает ведущее положение в  городских и пригородных перевозках пассажиров и грузов, а также на подвозе грузов к станциям железных дорог, речным пристаням, морским портам и от них — к потребителям.

     Автомобильный транспорт – наиболее маневренный  вид транспорта. Важное место в  перевозках грузов автотранспорту принадлежит  в тех районах, где нет других видов транспорта, например, в некоторых  районах европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Он имеет преимущество при перевозке грузов и пассажиров на короткие расстояния.

     Велико  значение автомобильного транспорта в  обслуживании промышленности и сельского  хозяйства, торговой сети и строительства. Этот вид транспорта обеспечивает в  широких масштабах пассажирские перевозки, особенно местные.

     Состояние дел в отечественном автомобилестроении в настоящее время отличается нестабильностью во всех сферах общественной жизни, в особенности в промышленном производстве в целом по стране. По сообщению Госкомстата России, замедлить спад производства в текущем  году пока не удается.

     Стремительный рост цен вследствие их либеризации  вызвал неплатежеспособность предприятий, привел к недостатку оборотных средств, сдерживанию процесса производства и дестабилизации их финансового  положения. Имеют место резкий спад инвестиционной активности, свертывание  долгосрочных строительных программ. О глубоком свертывании деловой  активности свидетельствует, например, тот факт, что из 393 пусковых объектов автомобильной промышленности, финансируемых за счет средств федерального бюджета, только три приняты в эксплуатацию и на трех объектах осуществлен частичных ввод мощностей.

     В автомобильной промышленности, как  и во всем машиностроении, усиливаются  центробежные тенденции в отношениях между традиционными партнерами, рушатся кооперационные связи предприятий, которые оказались разделенными границами вновь образовавшихся независимых государств.

     Главным фактором, обеспечивающим привлекательность  отечественной автомобильной техники, является ее сравнительно низкая цена. Однако ввозимая из-за границы в  значительных объемах бывшая в эксплуатации автомобильная техника составляет серьезную конкуренцию отечественной  продукции.

     Казалось  бы, в нашей стране все стремятся  к свободному рынку, где «покупатель  всегда прав». В условиях такого рынка  нет ничего плохого в том, что  неконкурентоспособному товару — отечественным  машинам — потребитель предпочитает «хорошие» иномарки.

     В российской автомобильной промышленности активно происходят процессы интеграции автомобильных заводов, а также  производителей автомобильных компонентов  в укрупненные бизнес-группы (например, холдинг «Русские автобусы»).

     С участием ведущих мировых автомобильных  фирм создаются новые мощности по производству автомобилей и совместные предприятия по изготовлению современных  агрегатов, узлов и компонентов  автомобилей. Развернуты производства по сборке отечественных автомобилей  в ряде иностранных государств.

     Действует гармонизированная с европейскими требованиями обязательная сертификация автотранспортных средств и комплектующих  изделий в соответствии с принятыми Российской Федерацией международными обязательствами в этой сфере.

     Автомобильная промышленность обладает научным потенциалом, квалифицированными инженерными кадрами  и специалистами для создания и внедрения перспективных технологий. Для нужд автомобилестроения широко используются возможности предприятий  оборонно-промышленного комплекса. Производство военной автомобильной  техники базируется на широкой унификации грузовых полноприводных автомобилей  гражданского назначения.

    Одной из основных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие автомобильной промышленности, является недостаточная активность потенциальных инвесторов. Это в  значительной мере определяет отставание отечественной автомобильной техники  от современных требований по техническому уровню, надежности, безопасности, экологии и комфорту.

 

Современная территориальная  организация автомобильной  промышленности

 

     В автомобилестроении Российской Федерации  сложилась четкая специализация  предприятий на выпуск отдельных  типов машин. Только "старые" заводы в Москве (ЗИЛ) и Нижнем Новгороде (ГАЗ) выпускают одновременно грузовые и легковые машины. Все остальные  специализируются на выпуске отдельных  видов и типов машин: грузовых машин среднего тоннажа в Центральном  районе (Москва, Брянск), в Волго-Вятском  районе (Нижний Новгород), Уральском  районе (Миасс), грузовых машин небольшого тоннажа – в Поволжском районе (Ульяновск). Автобусы разной вместительности  производят в Центральном районе (Ликино), в Волго-Вятском районе (Павлово), Уральском (Курган). Легковые автомобили высшего класса выпускает  Москва, среднего – Волго-Вятский  район (Нижний Новгород), малолитражные  машины – Поволжский (Тольятти), Центральный  район (Москва), Уральский (Ижевск), а  микролитражные – Юго-Западный (Луцк) районы.

     Каждый  из этих районов имеет свою специализацию (Центральный главным образом  на производстве грузовых машин, а Поволжский – преимущественно легковых). Районы автомобильной промышленности формируются  на Урале (Ижевск, Миасс, Курган). В восточных  зауральских районах страны автомобилестроение только начинает складываться (Чита). Роль зауральских заводов в производстве автомашин еще не велика. В этих районах только формируются те предпосылки, которые обусловили создание районов  автомобильной промышленности в  европейской части страны.

     Автомобильная промышленность включает в свой состав помимо выпуска машин также производство моторов, электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые выпускаются на самостоятельных предприятиях.

     Автомобильные моторы делают не только сами автозаводы, но и ряд специализированных заводов (Ярославский – для грузовиков, Заволжский – для автозавода в  Нижнем Новгороде, Омский, Тюменский, Уфимский – для "Москвичей").

     Большинство этих заводов разместилось вне центров  автомобилестроения. Они поставляют свою продукцию в порядке кооперации сразу нескольким автозаводам (например, Ярославский – Минскому, Кременчугскому и др.; Омский, Тюменский и Уфимский – Московскому и Ижевскому  автозаводам).

    В постсоветской России, как и в  других республиках бывшего СССР, возникли новые центры автомобилестроения, основанные на сборке иномарок из деталей  импортного производства: Узбекистан (DAEWOO), Беларусь (FORD, MAN), Калининград (General Motors), Таганрог (Hyundai), Всеволожск (Ford) и т.д.

 

 Перспективы развития автомобильной промышленности для экономики страны

     Основная  проблема, без решения которой  не может быть ни стабилизации экономики, ни всего остального, это увеличение производства нужных обществу товаров. С ней в автомобильной промышленности сейчас переплелась и другая: сохранить (точнее, спасти от разрушения) производство как самой отрасли, так и имеющееся  у поставщиков комплектующих  и материалов, в том числе подшипников. Другими словами, проблема сохранения пока еще не распавшихся, но уже ослабленных  коллективов, научной и инженерной инфраструктуры, без которых восстановление (а в последующем – и развитие) отрасли растянется на многие годы.

     К сожалению, 2009 год для России оказался довольно тяжелым, т.к. принес в страну мировой кризис. Довольно сильно кризис задел как раз автомобильную  промышленность – практически все  автомобильные компании сократили  объемы производства и продаж, причем не только в РФ, но и за рубежом.

Информация о работе Автомобильная промышленность и его влияние на экономику страны