Аудит расчетных операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия. Проверку состояния расчетов рекомендуется начинать с анализа материалов инвентаризации расчетов.

Работа содержит 1 файл

теорит.часть аудит.docx

— 79.92 Кб (Скачать)

Введение 

Рациональная  организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия. Проверку состояния расчетов рекомендуется начинать с анализа материалов инвентаризации расчетов.

При проведении аудита средств в расчетах используются данные: бухгалтерского баланса и приложенные к нему материалы по инвентаризации; проверяются договоры, контракты, расчетно-платежные документы, расчеты по налогам и сборам и социальным платежам; а также данные синтетического и аналитического учета по ведомостям аналитического учета и журналам - ордерам. 

Аудит расчетных  операций включает в себя проверку счетов: №60; 62; 63; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 73; 75; 76; 79.

Инвентаризация  расчетов заключается в выявлении  по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах. Учитывая, что сами предприятия в большинстве  случаев проводят инвентаризацию расчетов с низким качеством (либо вообще не проводят) , аудитор должен установить сроки возникновения задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, ее реальность и лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности (согласно гражданскому кодексу РФ срок исковой давности установлен 3 года) . В случае необходимости нужно провести сверку расчетов с дебиторами и кредиторами с составлением актов сверок. Для этой работы можно привлечь и сотрудников бухгалтерии проверяемого предприятия.

В данной работе была рассмотрена проектная организация                          ООО «АНХ-ИНЖИНИРИНГ», в первой части курсовой работы расписаны расчетные операции компании, вторая часть практическая, на примере бухгалтерского баланса составляется анализ работы предприятия.

В заключении приводится Аудиторское заключение. 
 

  1. Задачи  и источники информации для аудита расчетных  операций
 

Прежде всего, необходимо дать определение понятию "аудит" , согласно законодательству РФ.

Закон "Об аудиторской  деятельности" определяет аудит  как:

Аудит - независимая  проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

-вид предпринимательской деятельности;

-система по проверке финансовой отчетности и правильности отражения в ней результатов финансово-хозяйственной деятельности;

-деятельность в области бухгалтерского учета;

-деятельность в области налогового законодательства;

-деятельность в области банковского и страхового дела предприятий и других фирм собственности. 

Аудит проводится на платной основе и направлен  на защиту интересов предприятия, оказания им помощи в обеспечении правильности расчета с бюджетом и внебюджетными  фондами, а также в подъеме  эффективности деятельности предприятия.

Для проведения проверки расчетных операций в ООО «АНХ-ИНЖИНИРИНГ» используются следующие источники:

Бухгалтерский баланс (Приложение 2);

Отчет о прибылях и убытках (Приложение 3);

первичные документы (платежные поручения, платежные  требования, чеки, ТТН, командировочные  удостоверения, авансы, отчеты и т.д.);

учетные размеры, журналы-ордера № 3,4,5,6,7,8;

записи бухгалтерских  счетов;

выписки из банковских счетов. 
 
 

    1. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками
 

Форма расчетов между плательщиком и получателем  средств определяется договором  или соглашением. При этом предприятия  по общему согласию могут проводить  зачеты взаимной задолженности, минуя  банки. В этом случае в банк представляется поручение на незначительную сумму. Для учета расчетов с поставщиками и заказчиками используется счет 60 с аналогичным названием. 

При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками необходимо выяснить документальную обоснованность произведенных операций, убедиться  в подлинности документов и правильности их оформления. 

В отличие от предыдущего новым Планом счетов 2001 г. не предусмотрены специальные  синтетические позиции для учета  расчетов по авансам выданным и авансам полученным. Теперь авансы, выданные торговым контрагентам, должны учитываться на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", а авансы, полученные от них, - на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". В аналитическом учете по этим счетам расчеты по авансам подлежат обособлению, для чего могут применяться разные способы, в том числе открытие отдельных субсчетов.

В основе выделения  синтетических позиций для учета  расчетов с торговыми контрагентами  лежат принятые в хозяйственной  практике формы и виды расчетов. Авансирование не является ни формой, ни видом расчетов. Кроме того, аванс  может быть перечислен не только по торговым, но и по любым иным видам  расчетов. Поэтому признано целесообразным рассредоточить авансы по синтетическим счетам, заведенным для конкретных форм и видов расчетов, и не использовать для их учета отдельные синтетические позиции. Такой подход соответствует традиционному порядку, по которому авансовые платежи в бюджет отражаются на счетах 68 "Расчеты по налогам и сборам" и 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", авансы по заработной плате - на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". 

Вместе с тем  исключение из Плана счетов специальных  синтетических счетов для учета  расчетов по авансам не должно рассматриваться  как некое ослабление внимания к  контролю за состоянием данного объекта учета. С точки зрения финансовой дисциплины представляется чрезвычайно важным вести постоянное наблюдение за поступающими и перечисленными авансами, своевременно погашать эти суммы, не допускать "зависания" их в балансе. Значение информации о полученных и выданных авансах для бухгалтерской отчетности не снижается. Она по-прежнему представляет ценность для анализа платежеспособности организации и ликвидации ее баланса. В связи с этим такая информация должна обособленно раскрываться в бухгалтерской отчетности (если не в бухгалтерском балансе, то в пояснительной записке к нему).

В соответствии с Указом Президента РФ от 20 декабря 1994 г. N 2204 "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ  или оказание услуг)" установлено, что к важнейшим основам правопорядка при осуществлении сделок на поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг) относятся соблюдение формы  договора, полнота и своевременность  исполнения обязательств сторонами  соответствующих договоров вне  зависимости от срока договора. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной Гражданским кодексом РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, являются ничтожными.

Аудитор при  проверке должен обратить внимание на следующее: - имеются ли договоры на поставку продукции (выполнение работ, услуг) и правильность их оформления;

- при наличии  дебиторской и кредиторской задолженности  необходимо установить дату возникновения  и причину образования;

- имеется ли  задолженность с истекшим сроком  исковой давности, принимаются ли  меры к ее взысканию;

- обоснованность  получения авансов;

- уплачен ли  НДС с суммы авансовых платежей, поступивших в счет предстоящих  поставок товаров или выполнения  работ (услуг) на расчетный  счет или полученных в порядке  частичной оплаты по расчетным  документам за реализованные  товары (работы, услуги);

- правильность  ведения аналитического учета  по счету 60, правильность составления  бухгалтерских проводок по счету  60;

- соответствие  записей аналитического учета  записям в журнале-ордере N 8, главной  книге и балансе (при журнально-ордерной  форме учета);

- правильность  учета авансов, полученных в  иностранной валюте;

- при поступлении  товарно-материальных ценностей,  на которые не получены расчетные  документы, необходимо проверить,  числятся ли эти поступившие  ценности как оплаченные, но находящиеся  в пути или не вывезенные  со складов поставщиков и не  числится ли стоимость этих  ценностей как дебиторская задолженность;

- осуществлялась  ли инвентаризация расчетов (необходимо  просмотреть результаты и, если  необходимо, провести встречную  проверку расчетов);

- полноту оприходования материальных ценностей. Необходимо сопоставить данные об их количестве и стоимости по платежным документам с данными документов на их оприходование (счетов, товарно-транспортных накладных) и показателями аналитического учета, отчетов движения продуктов и материалов;

- правильность  установления цен на материальные  ценности: соответствуют ли они  ценам, указанным в договорах  поставки;

- правильность  списания затрат с кредита  расчетов с дебиторами и кредиторами  на себестоимость продукции (работ,  услуг);

- предъявлялись  ли штрафные санкции поставщикам  при нарушении договорных обязательств;

- правильность  отражения операций при оплате  векселями;

- предъявлялись  ли претензии поставщикам и  подрядчикам в случае несоответствия  цен и тарифов, обусловленных  договорами; несоответствие качества  стандартам или техническим условиям, за брак и простои, возникшие  по вине поставщиков или подрядчиков;

- наличие зарубежных  поставщиков, осуществляющих поставку  материалов за иностранную валюту. Необходимо уточнить, как ведется  учет курсовых разниц и как эти курсовые разницы списывались, а также выяснить, производился ли пересчет остатков по счету 60 на первое число соответствующего квартала.

Основными задачами контроля расчетов с поставщиками и  подрядчиками в ООО «АНХ-ИНЖИНИРИНГ» являются проверка достоверности и законности учетных данных о состоянии расчетов, соблюдения расчетно-финансовой дисциплины и ее влияния на платежеспособность предприятия, установления реальности задолженности.

Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками в  ООО «АНХ-ИНЖИНИРИНГ» начинается с установления наличия и правильности оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке материальных ресурсов и выполнению капитального строительства.

В ходе проверки необходимо установить, правильно ли отражены по статьям баланса соответствующие  остатки задолженности. Для этого  сличают остатки по каждому виду расчетов на одну и ту же дату по данным аналитического учета с остатками  по синтетическому счету 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками", Главной книге и бухгалтерскому балансу. 

При наличии  расхождений следует проверить  реальность и документальную обоснованность задолженности по каждому поставщику и подрядчику. Такие расхождения  могут быть следствием запущенности учета расчетных операций либо результатом злоупотреблений.

Каждая сумма  дебиторской и кредиторской задолженности  на отдельных счетах рассматривается  с точки зрения возникновения  долга, причины и давности образования  задолженности, реальности ее получения.

При проверке дебиторской  и кредиторской задолженности различают  следующие ее категории: текущую (или  нормальную); не оплаченную в срок; задолженность  с истекшим сроком исковой давности; спорную; безнадежную.

Текущей считается  такая задолженность, которая вытекает из установленных форм расчетов и  является неизбежной в процессе хозяйственной  деятельности. Наличие такой задолженности  не является нарушением финансовой дисциплины.

Задолженность, не оплаченная в срок, - это задолженность  с истекшим сроком оплаты, которая  должна быть погашена.  

    1. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

Информация о работе Аудит расчетных операций