Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является – провести аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
охарактеризовать нормативное регулирование аудиторской деятельности в разрезе бухгалтерской (финансовой) отчетности;
определить сущность и значение аудита;
проанализировать этапы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы аудита бухгалтерской финансовой отчетности
1.1 Понятие аудита бухгалтерской отчетности, его цели, принципы,
задачи и классификация………………………………………………………… 5
1.2 Основные этапы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ……….7
1.3 Аудиторская проверка годовой бухгалтерской отчётности,
связанной с определённой степенью риска ………………...…………………10
2. Планирование аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности
2.1 Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутренний
контроль бухгалтерской (финансовой) отчетности ………………………….14
2.2 Расчет уровня существенности и аудиторского риска …………………...18
2.3 Общий план и программа аудита бухгалтерской
(финансовой) отчетности ………………………………………………………22
3. Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчётности
3.1 Назначение аудиторского заключения. Виды аудиторских мнений …….23
3.2 Состав и содержание аудиторского заключения на примере ОАО "Роспечать" ……………………………………………………………………...25
Заключение ……………………………………………………………………...28
Список использованной литературы ………………………………………….30
Приложение 1 …………………………………………………………………...32
Приложение 2 …………………………………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

курсовая аудит.doc

— 722.00 Кб (Скачать)

Планирование  проверки годовой бухгалтерской  отчетности включает:

а) планирование проверки по существу – составление комплекса вопросов, включая перечень статей баланса, по которым проводится проверка;

б) планирование персонального состава, т.е. кто именно проверяет отдельные участки;

в) составление  календарного графика проверки, т.е. когда и с какими затратами времени будут проводиться отдельные аудиторские процедуры.

Планирование  аудита подразделяется на предварительное  планирование, подготовку и составление  общего плана и программы аудита.

Основные работы по планированию аудита проводятся после  согласия аудитора на выполнение договора. Планирование проверки годовой бухгалтерской отчетности является непрерывным процессом.

По итогам предварительного планирования аудиторская фирма  окончательно решает вопрос о возможностях проведения аудита и заключения договора, определяет количественный и качественный состав группы специалистов для проведения аудита, а также стоимость аудиторских услуг.

При разработке общего плана и программы аудита определяется и стратегия аудиторской  проверки.

Вся предоставленная  для проверки информация (баланс, отчет о прибылях и убытках) подразделяется на отдельные участки, которые классифицируются по степени риска и размерам границ существенности.

На следующем  этапе необходимо определить, по каким  участкам проводится системная проверка, по каким – проверка отдельных элементов.

Во время  разработки общего плана проверки необходимо с учетом степени риска определить аудиторские процедуры и для  тех позиций годовой бухгалтерской  отчетности, которые не подлежат системной  проверке.

В общем плане аудита должна найти отражение стратегия проведения проверки годовой бухгалтерской отчетности, предусматривающая сроки и график проведения аудита, состав аудиторской группы, включая в случае необходимости участие привлекаемых экспертов, все основные виды работ (от уточнения оценки системы внутреннего контроля до составления письменной информации и аудиторского заключения) с указанием периода проведения и исполнителя.

Все изменения  плана проведения проверки годовой  бухгалтерской отчетности необходимо вносить в рабочую документацию. В соответствии с п.5.2 Правила (стандарта) аудиторской деятельности "Планирование аудита" вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитор должен подробно документировать.

Разработка  и составление программы аудита является завершающей стадией планирования. Программа аудита представляет собой детальный перечень аудиторских процедур с указанием периода проверки, исполнителя и рабочих документов.

Общий план и  программа аудита должны быть оформлены  и завизированы в порядке, установленном внутрифирменными стандартами.

ЭТАП 3. Проверка годовой бухгалтерской отчетности

Во время  проверки годовой бухгалтерской  отчетности члены аудиторской группы проводят указанные в плане и  программе аудита проверочные процедуры. Эти процедуры выполняются в соответствии с требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности.

К концу проверки руководитель аудиторской группы (проекта) обобщает результаты проверки годовой  бухгалтерской отчетности клиента  на основе рабочих документов всех членов аудиторской группы.

ЭТАП 4. Завершение и оформление результатов аудита

Обобщение результатов  аудита и формирование мнения о достоверности  бухгалтерской отчетности. На заключительном этапе аудиторского процесса составляется и представляется клиенту аудиторское заключение как итог проделанной работы. После окончания проверки годовой бухгалтерской отчетности аудитор оценивает характер и достаточность собранных аудиторских доказательств, обобщает выводы, сделанные в результате отдельных проверочных процедур. При этом необходимо определить, содержит ли годовая бухгалтерская отчетность существенные искажения и неточности.

Аудитор должен окончательно оценить и взвесить влияние ошибок на годовую бухгалтерскую  отчетность, т.е. в какой степени  отдельные ошибки или их совокупность искажают оценку показателей отчетности и фактического финансового положения организации или же нарушают действующее законодательство. Обобщив всю полученную информацию, аудитор формирует свое мнение о достоверности отчетности и выражает его в форме аудиторского заключения – безусловно положительного, условно положительного или отрицательного, либо отказывается от выражения своего мнения в аудиторском заключении. Письменная информация (аудиторский отчет) – это результат работы аудитора, который предоставляется заказчику. Заказчик на основании аудиторского отчета оценивает качество его деятельности.

 

 

1.3 Аудиторская  проверка годовой бухгалтерской  отчётности, связанной с определённой  степенью риска

В Правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчётности» отмечено, что аудитор не устанавливает достоверность отчетности, а формирует и выражает чтение о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных отношениях. Целью аудита не является и не может быть установление абсолютной достоверности отчетности, а, следовательно, и полное устранение информационного риска.

Аудиторское заключение свидетельствует о том, что подтвержденная аудитором годовая бухгалтерская отчетность составлена в соответствии с действующим законодательством и правильно отражает финансово-хозяйственное положение организации. Вместе с тем аудит направлен лишь на снижение риска неправильной оценки финансового состояния на основе данных бухгалтерской отчетности, но не касается других рисков, влияющих на жизнеспособность организации в будущем (политических, экономических, форс-мажорных обстоятельств и др.). Безусловно, представленная информация об организации должна быть настолько достоверной, что позволит получить надежные ответы на вопросы о:

-соответствии  стоимости имущества организации данным 
баланса;

-соответствии  результатов деятельности    (прибыли    или убытка) данным отчетности;

- величине дивидендов;

- величине дебиторской задолженности и реальности ее по 
гашения  в ближайшем будущем;

- величине кредиторской задолженности и уверенности, что 
не выявятся иные кредиторы, которые были связаны с деятельностью проверяемого отчетного периода и не отражены в балансе;

- вероятности банкротства организации и возможной оценке   ее   имущества   и   обязательств и др.

На основе такой  информации пользователи принимают решения об инвестициях в данную организацию, о предоставлении займа или кредита, о расчетах без предоплаты и т. п. В подтвержденной аудитором годовой бухгалтерской отчетности не должно быть существенных ошибок, обнаружение которых и является основной задачей аудитора. Согласно п. 2.1 Правила (стандарта) «Существенность и аудиторский риск» аудиторы не должны устанавливать достоверность отчетности с абсолютной точностью, но обязаны установить ее достоверность во всех существенных отношениях.

Принцип существенности (материальности) обуславливается объемом показателей проверяемой информации или характером ошибок, допущенных при отражении хозяйственных операций.

Существенность  информации - это свойство, которое делает ее способной влиять на экономические решения разумного пользователя такой информации (п. 2.2 Правша (стандарта) аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск»)

О существенности говорят в том случае, когда  в зависимости от объем (размеров и последствий) ошибок возможно изменение  мнения аудитора, а также предварительных выводов адресата (получателя годовой отчетности).

Аудитор должен организовать проведение проверки таким образом, чтобы после ее окончания он был уверен в том, что в годовой бухгалтерской отчетности нет существенных ошибок.

Существенным  следует считать такое отклонение данных отчетности, которое может повлиять на решения, принимаемые пользователями отчетности. Количественной характеристикой существенности является ее уровень, т. е. предельно допустимое значение ошибки в бухгалтерской отчетности. В соответствии с п. 2.5 Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск» аудитор должен определять абсолютное значение уровня существенности на основе наиболее важных (базовых) показателей отчетности, характеризующих ее достоверность. Согласно п. 3.1 названного стандарта аудиторские организации обязаны установить систему базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности, например, во внутрифирменных стандартах. Многие аудиторские фирмы, особенно небольшие, берут за основу показатели и методику расчета уровня существенности, приведенные в приложении к стандарту. Стандартом (п. 3.1) допускается определение как единого показателя уровня существенности для конкретной проверки, так и различных уровней существенности для определенной группы счетов бухгалтерского учета, статей баланса, показателей Отчетности. Следует учитывать также то, что согласно п. 3.4 а Правила (стандарта) «Порядок заключения договора на оказание аудиторских услуг» в текст договора может быть включен уровень существенности возможных ошибок, устанавливаемый при проведении аудита.

Существенность  в аудите имеет не только количественную, но и качественную сторону. С этой точки зрения, аудитору нужно определить, имеют ли выявленные нарушения нормативных актов (работа по лицензии с истекшим сроком, отсутствие договоров, неправильно оформленные первичные документы и т. п.) существенный характер. Принимая во внимание, что при качественной оценке существенности имеет место некоторый субъективизм, аудитор должен использовать свое профессиональное суждение. Исходя из требований п. 4.1 Стандарта «Существенность и аудиторский риск» аудитор обязан принимать во внимание уровень существенности на всех этапах аудита (при планировании, в ходе выполнения аудиторских процедур и завершении аудита). Таким образом, существенность в аудите выступает количественным и качественным критерием, используемым для определения областей проверки, интенсивности ее проведения, оценки выявленных отклонений и связанных с  ними рисков.

Под риском, связанным  с проведением аудиторской проверки, понимается вероятность того, что аудитор представит положительное аудиторское заключение о годовой бухгалтерской отчетности, хотя в ней содержатся существенные ошибки. Риск, связанный с проведением аудиторской проверки, возникает в результате влияния различных видов риска: внутрихозяйственного риска; риска средств контроля; риска необнаружения. Внутрихозяйственный    риск (неотъемлемый риск, чистый риск) включает в себя общие риски и риски, связанные с условиями проведения контроля. Общие риски, связанные с организацией (заказчиком), обусловлены характером обрабатываемой информации.

Такие статьи баланса, которые охватывают большое количество хозяйственных операций или для определения размера которых проводились сложные расчеты, применялись сложные методы бухгалтерского учета, содержат более высокий риск наличия ошибок по сравнению с позициями, охватывающими небольшое количество хозяйственных операций или определяемыми при помощи простых расчетов.

Высоким рискам характеризуются статьи, отражающие запасы сырья, основных и вспомогательных материалов (много хозяйственных операций с относительно небольшой стоимостью); расчеты с дебиторами для организаций с большим количеством покупателей и заказчиков и большим товарооборотом. Напротив, небольшим рискам обладают статьи, на которых отражаются счета по учету уставного капитала; банковские кредиты с небольшими изменениями (погашение кредита и оплата процентов); основные средства при незначительном движении.

Риски, связанные  с условиями проведения контроля, зависят от общего отношения, понимания проблем и мероприятий руководства организации по проведению проверок в организации. Эффективный контроль уменьшает вероятность появления существенных ошибок, так как, во-первых, необоснованные и неточные хозяйственные операции, а также операции по их обработке в значительной степени предупреждаются руководством организации; во-вторых, разработанные мероприятия контроля и надзора способствуют предупреждению и своевременному обнаружению существенных ошибок в учете и бухгалтерской отчетности; наконец, существующая система планирования позволяет руководству организации контролировать ход хозяйственной деятельности. Под риском средств контроля понимается субъективно определяемая аудитором вероятность того, что применяемые средства внутреннего контроля не будут своевременно обнаруживать и исправлять существенные ошибки  в учете  и  отчетности. Если аудитор предполагает, что система внутреннего контроля не может обеспечить своевременное обнаружение либо предотвращение ошибок, объем аудиторской проверки должен быть расширен для того, чтобы исключить риск необнаружения ошибок. Наиболее распространенным на практике методом изучения и оценки надежности средств контроля является тестирование.

Риск необнаружения означает вероятность того, что применяемые аудитором процедуры по проверке   годовой  бухгалтерской отчетности не позволят обнаружить реально существующие нарушения, имеющие существенный характер. При риске необнаружения следует учитывать:

-вероятность того, что не проведена проверка всех хозяйственных операций (при выборочном   методе   проверки   и получения достаточных доказательств);

Информация о работе Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности