Аппарат (механизм) государства и принцип разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения аппарата (механизма) государства.
Соответственно в первой главе будут рассмотрены исторические предпосылки возникновения теории и практики разделения властей, охарактеризованы те функции государственной власти, которые лежат в основе разделения власти на относительно самостоятельные ветви власти, а также вопросы единства и взаимодействия ветвей власти.

Содержание

Введение
1. Единство и разделение властей
2. Понятие аппарата (механизма) государства и его составные части.
2.1. Основные понятия аппарата (механизма) государства.
2.2 Органы законодательной власти
2.3. Органы исполнительной власти
2.4. Органы судебной власти
3. Аппарат (механизм) государства и местное самоуправление
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат на тему.docx

— 43.91 Кб (Скачать)

     Право граждан на осуществление местного самоуправления детализировано в федеральном  законе “Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ” . В  нем четко просматривается недопустимость ограничения этого права гражданина путем исключения территорий, в которых  отсутствовало муниципальное управление. Причем реализация этого права возможна как путем непосредственного  волеизъявления граждан (референдумы, выборы) , так же через активное и  пассивное избирательное право, через равный доступ к муниципальной  службе, через право граждан обращаться в органы и к должностным лицам  местного самоуправления.

     Перечень  полномочий органов самоуправления (правовое выражение их деятельности) позволяет выделить следующие основные функции органов местного самоуправления: обеспечение участия населения  в решении местных дел; управление муниципальной собственностью; обеспечение  развития соответствующей территории; охрана общественного порядка; защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ (ст. 4,5 Федерального закона “Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации) .

     К принципам местного самоуправления относятся следующие основополагающие принципы: самостоятельность решения  населением всех вопросов местного значения; организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством; многообразие организационных форм осуществления  местного самоуправления; соразмерность  полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

     К структуре органов местного самоуправления относятся: · Представительные органы самоуправления · Собрания, сходы  граждан (в основном в небольших  населенных пунктах) · Главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, и т.д.) · Местная администрация, подконтрольная главе местного самоуправления В системе органов, формируемых в муниципальном управлении ведущая роль принадлежит представительным органам местного самоуправления. Они, состоящие из депутатов, решают от имени избравшего их населения наиболее важные вопросы местной жизни. К исключительному ведению представительного органа местного самоуправления относятся вопросы: утверждения местного бюджета, установление местных налогов и сборов, контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципальных образований (ст. 15, ч. 3 федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” , Вопрос об исполнительной власти федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” решает путем введения в закон нормы, разрешающей предусмотренное уставом муниципального образования введение должности главы этого образования – выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 16, п. 1 Закона) . Это должностное лицо избирается гражданами на основе демократических принципов избирательного права, или представительным органом местного самоуправления из числа депутатов.

     В целях защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации Конституция РФ (ст. 133) гарантирует: судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления; компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной  власти; гарантии местного самоуправления более детального закрепляются федеральным  законодательством, а также правовыми  актами субъектов РФ.

     Необходимо  отметить, что на конституционном  уровне решена и такая проблема как  наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для  их осуществления материальных и  финансовых ресурсов.

     Это весьма важное конституционное положение  в сущности подтверждает единое социально-политическое содержание публичной власти в государственной  и муниципальной форме, то есть они  являются двумя различными, но тесно  взаимосвязанными формами народовластия  в России.

     Государственная власть решает все вопросы социально-экономического и политического характера прежде всего в стратегических масштабах, в правовых актах законодательного характера и обеспечивает их исполнение средствами и методами, присущими  верховной власти, в том числе  посредством системы местного самоуправления. А уже имеющийся опыт формирования системы местного самоуправления показывает, что наделение его органов  государственными полномочиями позволяет  решать в принципе те же проблемы, но такими средствами и методами, которые  центральная власть не может применить  на местах. Однако это в свою очередь  требует уточнения компетенции  различных уровней власти, степени  децентрализации и деконкретизации  государственно-властных полномочий в  управлении экономикой, сферой социально-культурного  и бытового обслуживания населения.

     Заключение  В результате проведенного исследования по проблеме устройства аппарата (механизма) государственной власти и составляющих его органов можно сделать  следующий основополагающий вывод.

     Разделение  властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции.

     Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или  правоохранительной деятельности с  неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

     Непосредственно организация и деятельность государственного аппарата осуществляется на основе ряда принципов, под которыми понимаются руководящие идеи, начала, лежащие  в основе его создания и функционирования, и проявляющиеся как в деятельности государственного аппарата в целом, так и в его отдельных частях, структурно обособленных единицах. Большинство  данных принципов закреплено в Конституции  страны, либо в иных законах и  нормативно-правовых актах, где они  могут быть развиты и дополнены.

     Принцип разделения властей существует не только в теории государства и права, он реально осуществляется на практике в различных государствах мира, причём имеет место в различных формах, вариантах, не теряя при этом своего содержания. В Российской Федерации  государственная власть также строится на основе этого принципа, хотя при  этом имеет свои специфические особенности.

     Таким образом, в заключении можно сказать, что теория разделения властей осуществляется прежде всего в плане общего принципа, руководящего начала, которое следует  иметь в виду при создании структуры  государственных органов и определении  контуров их полномочий. И как идея единства властей, теория разделения властей  не имеет и, видимо, не может иметь  абсолютно "чистых" форм своего осуществления.  

      

     Список  использованной литературы

     1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993,64 с. 

     2. Федеральный Закон Российской  Федерации "Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. № 154 - ФЗ.

     3. Федеральный Закон Российской  Федерации "О местном самоуправлении  в Российской Федерации" от 6 июля 1991 г. № 1550-1 4. Венгеров А.  Б. Теория государства и права:  Учебник для юридических вузов. -М.: Новый Юрист, 1998,624 с. 

     5. Конституции буржуазных государств: Учебное пособие / Сост. В. В.  Маклаков. - М.: Юридическая литература, 1982,408 с. 

     6. Комаров С. А. Общая теория  государства и права в схемах  и определениях. -М.: Юрайт, 1998,64 с. 

     7. Комаров С. А. Общая теория  государства и права. М.: Юрайт, 1997,416 с. 

     8. Копейчиков В. В. Механизм Советского  государства. -М.: Юридическая литература, 1968,215 с. 

     9. Костенко Н. И. Место прокуратуры  в государственном механизме  // Государство и право. 1995, №11, с. 12-21 10. Мирошниченко Е. В. Местное  самоуправление в России. Теория  и практика // Государство и право. 1993, № 6, с. 141-147.

     11. Ноздрачев А. Ф. Основные характеристики  исполнительной власти по Конституции  РФ // Государство и право. 1996. №1, с. 12-22.

     12. Тоболин В. В. Право муниципального  управления. - М.: ЭЛИГ, 1997,151 с. 

     13. Теория государства и права.  Курс лекций/ Под ред. М. Н.  Марченко. - М.: Зерцало, 1997,416с. 

     14. Теория права и государства:  Учебник / Под ред проф В.  В. Лазарева. М.: Новый Юрист, 1997,432 с. 

     15. Хропанюк В. Н. Теория государства  и права: Учебное пособие для  высших учебных организаций/ Под  ред В. Г. Стренозова. - М.: Добахов,  Ткачев, Димов, 1995,384 с. 

     16. Хропанюк В. Н. Теория государства  и права: Хрестоматия / Под ред  проф Т. Н. Редько. - М.: 1998,938 с. 

     17. Чиркин. Основы государственной  власти. - М.: Юристъ, 1996,112 с.  

     [1] Комаров С. А. Общая теория  государства и права в схемах  и определениях. – М.: Юрайт, 1998. С. 17.

     [2] Лазарев В. В. Теория государства  и права. -М.: 1998. С. 69.

     [3] Теория государства и права.  Курс лекций./ Под ред. М. Н.  Марченко. М.: Зерцало, 1997. С. 114.

     [4] Лазарев-98  

Информация о работе Аппарат (механизм) государства и принцип разделения властей