Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 20:11, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения аппарата (механизма) государства.
Соответственно в первой главе будут рассмотрены исторические предпосылки возникновения теории и практики разделения властей, охарактеризованы те функции государственной власти, которые лежат в основе разделения власти на относительно самостоятельные ветви власти, а также вопросы единства и взаимодействия ветвей власти.
Введение
1. Единство и разделение властей
2. Понятие аппарата (механизма) государства и его составные части.
2.1. Основные понятия аппарата (механизма) государства.
2.2 Органы законодательной власти
2.3. Органы исполнительной власти
2.4. Органы судебной власти
3. Аппарат (механизм) государства и местное самоуправление
Заключение
Список использованной литературы
Подобно
тому как представительные органы и
органы управления являются носителями
соответственно законодательной и
исполнительной властей, система судебных
органов выступает в качестве
носителя судебной власти. Это положение
закрепляется в конституциях и обычных
законах ряда современных государств.
Так, например, в ст. 117 Конституции
Испании (1978 г.) говорится, что “судебная
власть исходит из народа и осуществляется
от имени короля судьями и магистратами,
которые являются независимыми, ответственными
и подчинены исключительно
Органы,
осуществляющие правосудие – третья
власть государственной власти, которая
играет особую роль и в механизме
государственной власти и в системе
сдержек и противовесов. Особая роль
органов судебной власти определяется
тем, что он – арбитр в спорах
о праве. Только судебная власть, но
никак не законодательная или
исполнительная, отправляет правосудие.
Роль судебной власти в механизме
разделения властей состоит в
сдерживании двух других властей
в рамках конституционной законности
и права прежде всего путем
осуществления конституционного надзора
и судебного контроля за ветвями
власти. Систему органов правосудия
могут составлять судебные органы,
действующие в сфере
Структура судебных органов в разных странах неодинакова. Именуются они также по-разному. В КНР, например, - это Верховный народный суд, местные народные суды, “военные суды и другие специальные народные суды” .
В
США национальная судебная система
состоит из Верховного суда США, Верховных
судов штатов, окружных судов, апелляционных
судов, военных трибуналов и других
судов. Конституция США в связи
с этим устанавливает, что “судебная
власть Соединенных Штатов осуществляется
Верховным судом и теми низшими
судами, которые будут время от
времени учреждаться
Однако, несмотря на особенности структуры и другие различия судебных органов разных стран, у них много сходства в целях и задачах, которые перед ними ставятся.
Так,
например, в конституционных актах
подавляющего большинства современных
государств в той или иной форме
провозглашается принцип
В
большинстве конституций
Конституцией Российской Федерации предусмотрены: а) Конституционный Суд РФ; б) Верховный Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд РФ, г) соответствующие суды субъектов федерации.
Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126 Конституции РФ) .
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127 Конституции РФ) .
Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ и давать заключение о соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125 Конституции РФ) .
В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.
В
настоящее время в Росси
Кроме
того, значительную роль в государственном
механизме ряда стран играет система
органов прокуратуры. Прокуратура
призвана осуществлять надзор за точным
и единообразным исполнением
законов органов
В ст. 124 Конституции Испании говорится: “Прокуратура без ущерба для функций, осуществляемых другими органами, имеет своей задачей способствовать отправлению правосудия в целях защиты законности, прав граждан и общественных интересов, охраняемых законов, в силу своих обязанностей или по ходатайству заинтересованных сторон” .
Органы прокуратуры осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера.
Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных законах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры.
В
Росси сформировалась единая централизованная
система органов прокуратуры
с подчинением нижестоящих
3.
Аппарат (механизм) государства и
местное самоуправление
Существование
местного самоуправления, его эволюция
связаны с проблемами публичной
власти, которая существует в классовом
обществе как государственная власть,
осуществление которое доверено
прежде всего общенациональным государственным
органам и должностным лицам
в соответствии с принципом разделения
властей. Однако на местном уровне публичная
власть реализуется уже не государственными
органами, а непосредственно местным
населением и образуемыми им органами
и соответствующим образом
Термин “самоуправление” появился в Англии в конце 17 века, после Английской революции и означал прежде всего состояние английского народа, самоуправляющегося с помощью парламента и местных представительных органов, не знающих административной опеки со стороны правительственного аппарата и его чиновников.
В
настоящее время под местным
самоуправлением понимается самостоятельная
деятельность граждан (под свою ответственность
и в соответствии с законодательством)
по регулированию, управлению и решению
непосредственно или через
Местное
территориальное самоуправление вне
всякого сомнения имеет прямое отношение
к проблеме организации народовластия
в государстве. Государство, будучи
выразителем общего интереса народа,
обеспечивает его реализацию прежде
всего в форме закона, который
уже в силу этого обязателен для
всех, кому он адресован. Исполнение законов
осуществляется соответствующими органами,
в том числе и органами населения
районов, городов и других поселений.
Последние соединяют эту
Вторая
характерная черта местного самоуправления
вытекает из первой. Государственно-правовая
природа местного самоуправления определяется,
следовательно, не только необходимостью
децентрализации публичной
В настоящее время муниципальные системы всех высокоразвитых стран мира являются основой, фундаментом национальной государственности и поэтому являются частью конституционного механизма государства.
Например,
в Основном Законе ФРГ, статье 28 содержится
норма, в соответствии с которой
“в землях, уездах и областях народ
должен иметь представительства” .
Конституции субъектов
В США и Канаде вопросы местного самоуправления являются исключительными предметами ведения субъектов федерации. Конституция V-й Французской республики (ст. 72) закрепляет территориальные коллективы – коммуны, департаменты, заморские территории, которые свободно управляются выборными органами при соблюдении условий, предусмотренных законом.
Конституция
России не только признает и закрепляет
местное самоуправление (ст. 3) , но и
устанавливает конституционный
принцип – норму о
Таким
образом, местное самоуправление –
это одна из форм реализации народом
принадлежащей ему власти, предполагающая
самостоятельное решение
Возможность и необходимость создания органов местного самоуправления предусмотрена Конституцией РФ (ст. 131, п. 1) и федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” (ст. 14, п. 6) . Причем как принцип местного самоуправления федеральное законодательство закрепляет норму, в соответствии с которой структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
В соответствии со статьей 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
При
всем многообразии конституционного подхода
к муниципальному управлению, все
же прослеживается главное в его
сущности – публичность власти этого
социально-политического
Информация о работе Аппарат (механизм) государства и принцип разделения властей