Аппарат (механизм) государства и принцип разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения аппарата (механизма) государства.
Соответственно в первой главе будут рассмотрены исторические предпосылки возникновения теории и практики разделения властей, охарактеризованы те функции государственной власти, которые лежат в основе разделения власти на относительно самостоятельные ветви власти, а также вопросы единства и взаимодействия ветвей власти.

Содержание

Введение
1. Единство и разделение властей
2. Понятие аппарата (механизма) государства и его составные части.
2.1. Основные понятия аппарата (механизма) государства.
2.2 Органы законодательной власти
2.3. Органы исполнительной власти
2.4. Органы судебной власти
3. Аппарат (механизм) государства и местное самоуправление
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат на тему.docx

— 43.91 Кб (Скачать)

     Подобно тому как представительные органы и  органы управления являются носителями соответственно законодательной и  исполнительной властей, система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение  закрепляется в конституциях и обычных  законах ряда современных государств. Так, например, в ст. 117 Конституции  Испании (1978 г.) говорится, что “судебная  власть исходит из народа и осуществляется от имени короля судьями и магистратами, которые являются независимыми, ответственными и подчинены исключительно закону” . В ст. 92 Конституции ФРГ (1949 г.) прокламируется, что “судебная власть вверяется  судьям; она осуществляется Федеральным  конституционным судом, федеральными судами, указанными в настоящем Основном законе и судами земель” .

     Органы, осуществляющие правосудие – третья власть государственной власти, которая  играет особую роль и в механизме  государственной власти и в системе  сдержек и противовесов. Особая роль органов судебной власти определяется тем, что он – арбитр в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или  исполнительная, отправляет правосудие. Роль судебной власти в механизме  разделения властей состоит в  сдерживании двух других властей  в рамках конституционной законности и права прежде всего путем  осуществления конституционного надзора  и судебного контроля за ветвями  власти. Систему органов правосудия могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и других юрисдикций.

     Структура судебных органов в разных странах  неодинакова. Именуются они также  по-разному. В КНР, например, - это  Верховный народный суд, местные  народные суды, “военные суды и другие специальные народные суды” .

     В США национальная судебная система  состоит из Верховного суда США, Верховных  судов штатов, окружных судов, апелляционных  судов, военных трибуналов и других судов. Конституция США в связи  с этим устанавливает, что “судебная  власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими  судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом” (ст. 3, разд 1) .

     Однако, несмотря на особенности структуры  и другие различия судебных органов  разных стран, у них много сходства в целях и задачах, которые  перед ними ставятся.

     Так, например, в конституционных актах  подавляющего большинства современных  государств в той или иной форме  провозглашается принцип независимости  судей, самостоятельности судов  в решении любых, в пределах юрисдикции, вопросов. В ст. 126 Конституции КНР, в частности, отмечается: “Народные  суды в пределах, установленных законом, осуществляют правосудие самостоятельно, без вмешательства со стороны  административных органов, общественных организаций, и отдельных лиц” .

     В большинстве конституций современных  государств закрепляется принцип гласности  судопроизводства, открытости судебного  разбирательства. Например, Конституция  Испании, запрещая деятельность каких  бы то и было чрезвычайных трибуналов, имеющих, как правило, закрытый характер, одновременно устанавливает, что “судебное  разбирательство является открытым” , “преимущественно устным, особенно по уголовным делам” (ст 120) Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, это отражено в  ч. 2, ст. 118 Конституции РФ.

     Конституцией  Российской Федерации предусмотрены: а) Конституционный Суд РФ; б) Верховный  Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд  РФ, г) соответствующие суды субъектов  федерации.

     Верховный суд является высшим судебным органом  по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126 Конституции РФ) .

     Высший  Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических  споров (ст. 127 Конституции РФ) .

     Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ и давать заключение о соответствии Конституции издаваемых нормативных  актах, заключаемых международных  договоров. Также Конституционный  Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125 Конституции РФ) .

     В связи с принятием России в  Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

     В настоящее время в Росси проводится судебная реформа, главными направлениями  которой являются: создание федеральной  судебной системы; признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, предусмотренных законом; дифференциации форм судопроизводства; совершенствовании системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону.

     Кроме того, значительную роль в государственном  механизме ряда стран играет система  органов прокуратуры. Прокуратура  призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением  законов органов государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

     В ст. 124 Конституции Испании говорится: “Прокуратура без ущерба для функций, осуществляемых другими органами, имеет  своей задачей способствовать отправлению  правосудия в целях защиты законности, прав граждан и общественных интересов, охраняемых законов, в силу своих  обязанностей или по ходатайству  заинтересованных сторон” .

     Органы  прокуратуры осуществляют также  надзор за соблюдением законности в  работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел  в судах, при исполнении наказаний  и других мер принудительного  характера.

     Правовую  основу деятельности органов прокуратуры  разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных  законах, регулирующих порядок организации  и деятельности прокуратуры.

     В Росси сформировалась единая централизованная система органов прокуратуры  с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору  РФ. Прокуроры субъектов федерации  назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами, иные прокуроры назначаются им самостоятельно. Полномочия, организация и порядок  деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.

     3. Аппарат (механизм) государства и  местное самоуправление Местное  (муниципальное) самоуправление  – одна из демократических  основ системы управления обществом  и государством, важнейший структурный  элемент устройства власти в  большинстве стран мира.

     Существование местного самоуправления, его эволюция связаны с проблемами публичной  власти, которая существует в классовом  обществе как государственная власть, осуществление которое доверено прежде всего общенациональным государственным  органам и должностным лицам  в соответствии с принципом разделения властей. Однако на местном уровне публичная  власть реализуется уже не государственными органами, а непосредственно местным  населением и образуемыми им органами и соответствующим образом избираемыми  или назначаемыми должностными лицами.

     Термин  “самоуправление” появился в Англии в конце 17 века, после Английской революции и означал прежде всего  состояние английского народа, самоуправляющегося с помощью парламента и местных  представительных органов, не знающих  административной опеки со стороны  правительственного аппарата и его  чиновников.

     В настоящее время под местным  самоуправлением понимается самостоятельная  деятельность граждан (под свою ответственность  и в соответствии с законодательством) по регулированию, управлению и решению  непосредственно или через формируемые  ими органами местного самоуправления, значительной части вопросов местного значения в интересах населения данной территории, с учетом развития всего общества.

     Местное территориальное самоуправление вне  всякого сомнения имеет прямое отношение  к проблеме организации народовластия  в государстве. Государство, будучи выразителем общего интереса народа, обеспечивает его реализацию прежде всего в форме закона, который  уже в силу этого обязателен для  всех, кому он адресован. Исполнение законов  осуществляется соответствующими органами, в том числе и органами населения  районов, городов и других поселений. Последние соединяют эту деятельность с конкретными интересами местного населения, более того, население  может стать основным субъектом  этой государственной работы. Следовательно, местное население может становиться  основным субъектом управленческих, административно-правовых отношений, что является одной из характерных  черт местного самоуправления.

     Вторая  характерная черта местного самоуправления вытекает из первой. Государственно-правовая природа местного самоуправления определяется, следовательно, не только необходимостью децентрализации публичной власти, но и более значимой проблемой  организации государственной власти вообще. Общеизвестно, что степень  децентрализации власти в демократическом  обществе должна детерминироваться  объективными потребностями развития общества и государства, то есть на местном уровне “власти” должно быть столько, сколько ее необходимо для  эффективного жизнеобеспечения территориальных  сообществ и решения на местах, в пределах их территорий, вопросов государственного значения.

     В настоящее время муниципальные  системы всех высокоразвитых стран  мира являются основой, фундаментом  национальной государственности и  поэтому являются частью конституционного механизма государства.

     Например, в Основном Законе ФРГ, статье 28 содержится норма, в соответствии с которой  “в землях, уездах и областях народ  должен иметь представительства” . Конституции субъектов германской федерации, развивая норму федерального Основного Закона предоставляют  общинам статус исключительных обладателей  “всех полномочий местного публичного управления, осуществляемого на основе их собственной ответственности. Они  могут решать любую задачу публичной  власти…” , кроме случаев, когда  решение этих задач возложено  на другие ведомства.

     В США и Канаде вопросы местного самоуправления являются исключительными  предметами ведения субъектов федерации. Конституция V-й Французской республики (ст. 72) закрепляет территориальные  коллективы – коммуны, департаменты, заморские территории, которые свободно управляются выборными органами при соблюдении условий, предусмотренных  законом.

     Конституция России не только признает и закрепляет местное самоуправление (ст. 3) , но и  устанавливает конституционный  принцип – норму о самостоятельности  местного самоуправления в пределах его компетенции отделяя его  от системы органов государственной  власти, которые не имеют право  осуществлять функции муниципального управления (ст. 12 Конституции РФ и  ст. 1 федерального закона “Об общих  принципах организации местного самоуправления РФ) . Не обладают такими полномочиями и государственные  должностные лица.

     Таким образом, местное самоуправление –  это одна из форм реализации народом  принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Оно организационно обособлено от системы государственных органов, но в формах, только ему присущих как бы “продолжает” их деятельность на местах.

     Возможность и необходимость создания органов  местного самоуправления предусмотрена  Конституцией РФ (ст. 131, п. 1) и федеральным  законом “Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ” (ст. 14, п. 6) . Причем как принцип  местного самоуправления федеральное  законодательство закрепляет норму, в  соответствии с которой структура  органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

     В соответствии со статьей 130 Конституции  РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

     При всем многообразии конституционного подхода  к муниципальному управлению, все  же прослеживается главное в его  сущности – публичность власти этого  социально-политического института. Действительно, муниципалитеты – это  относительно децентрализованный элемент  организации государства, являющийся в то же время частью конституционного механизма государства, которые  учреждаются в интересах местного населения, обладая при этом финансовой и организационной независимостью и правом местного нормотворчества  в пределах своей компетенции. Другим важнейшим принципом организации  и деятельности органов местного самоуправления является их подчиненность  и подконтрольность местному населению, которое их формирует.

Информация о работе Аппарат (механизм) государства и принцип разделения властей