Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:31, курсовая работа
Обратив внимание на происхождение системы антимонопольного законодательства, необходимо отметить, что исторически сложилось два типа антимонопольных законов. Первый из них предусматривает формальное запрещение монополии, второй строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений.
Речь идет об антитрестовском законодательстве США и европейской системе антимонопольного законодательства, которая предусматривает контроль за монополистическими объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим господствующим положением на рынке. Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.
3.1 РАО "ЕЭС РОССИИ" МОНОПОЛИСТ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
Как считалось до недавнего
времени, высокая экономическая
эффективность естественных монополий
делает абсолютно недопустимым их дробление.
Большинство стран Европы и уже
некоторые страны в мире монополизировали
свои энергосистемы. Монополизирование
всей энергосистемы страны – это
продажа акций
Как монополисты, данные структуры пытаются решать свои проблемы, прежде всего за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны – самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи.
При этом естественный характер
монопольного положения, хотя и создает
возможности для эффективной
работы, отнюдь не гарантирует, что
эти возможности будут на практике
реализованы. Действительно, теоретически
РАО «ЕЭС России» может иметь
более низкие издержки, чем несколько
конкурирующих
От монополизирования
нашей электроэнергетической
Целями государственной
политики реформирования электроэнергетики
Российской Федерации являются: ресурсное
и инфраструктурное обеспечение
экономического роста, с одновременным
повышением эффективности производства
и потребления электроэнергии. Реформа
электроэнергетики должна обеспечить
энергетическую безопасность государства,
предотвращение возможного энергетического
кризиса и повышение
Уже многие мировые страны по разным причинам монополизировали свои энергосистемы. Теперь время реформирования энергетики пришло и в России. Чтобы не допустить типичных ошибок при монополизировании, руководство РАО «ЕЭС Россия» должно проанализировать опыт проведения этой реформы у других стран. На основании анализа опыта проведения монополизации, РАО «ЕЭС России» пришло к выводу, что самая оптимальная из всех мировых стран с монополистической энергетикой – это английская система реформирования. Малейшие отклонения в ценах регулирует государство, установлены низкие цены на потребление. Но такая система не может быть прибыльной, и поэтому в нее не вкладываются деньги.
3.2.1 РАО "ГАЗПРОМ" МОНОПОЛИСТ В ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РАО «Газпром» - крупнейшая международная корпорация. Его реструктуризация может подорвать позиции России на мировом газовом рынке.
Уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов определяет устойчивость позиций "Газпрома" на мировом рынке. В создании единой системы газоснабжения Россия опередила страны Западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Сегодня этот концерн прокладывает трубопроводы, добывает и продает газ, проектирует, строит, ведет конверсию военных заводов, выпускает ценные бумаги, имеет собственные сельхозпредприятия и банки, владеет контрольным пакетом акций ряда СМИ.
Программа реформирования "Газпрома"
предусматривает новый механизм
ценообразования, согласованный с
начислением и взиманием
"Газпром" мог покрывать
текущие издержки и получать
прибыль; гибкие цены и
3.2.2 ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАО «ГАЗПРОМ»
Реформирование газовой отрасли предполагает выделение естественно монопольной (транспортировка и распределение газа) и потенциально конкурентной (газодобыча и газоснабжение) сфер с их последующим организационным обособлением. Однако специфика газовой отрасли обуславливает особенности ее реформирования по сравнению с другими естественными монополиями и прежде всего электроэнергетикой.
Во-первых, газ можно накапливать,
а потому необходимо обеспечить доступ
сторонним производителям к его
хранилищам. Во-вторых, структура издержек
в газовой отрасли сложнее, а
их уровень намного выше, чем, например,
в электроэнергетике. Потребность
в крупных инвестициях в
В рамках РАО «Газпром» продолжается работа по всей технологической “цепочки” (стадии разведки, добычи, магистрального транспорта и частично распределения природного газа). Для реформирования газовой отрасли первостепенное значение приобретает не столько создание конкурентной среды, сколько достижение необходимой финансово-экономической прозрачности в деятельности газового монополиста.
Реализуемая в настоящее время стратегия реформирования РАО “Газпром” характеризуется определенной спецификой. Прежде всего, речь идет о политике консолидации значительных по масштабам энергетических и нефтяных активов. В2005 г. “Газпром” активизировал скупку акций РАО “ЕЭС России” и его дочерних структур, и теперь ему принадлежат 10.5% акций энергохолдинга. Видимая цель – существенное увеличение размера пакета газового монополиста в капитале энергетических компаний. Стратегия развития “Газпрома” на период до 2011 г. предусматривает его превращение в крупнейшую газоэнергетическую компанию.
Возникают вполне оправданные
опасения по поводу возможных последствий
указанных процессов для
Сохранение “Газпрома”
в форме вертикально
Характерно, что сам “Газпром” выступает за полную либерализацию рынка еще с 2006 г., а независимые газопроизводители уже сейчас поставляют объемы газа по свободным ценам («Сургутнефтегаз», «Итера»).
3.3 МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ - МОНОПОЛИСТ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
В сфере железнодорожного транспорта полностью отсутствует внутриотраслевая конкуренция, что обусловлено особой организационной структурой. Параллельные железнодорожные линии контролируются одной и той же железной дорогой. Грузовые и пассажирские перевозки дальнего следования, как правило, выполняет один и тот же оператор.
Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации, он осуществляет около 85% грузооборота и около 40% пассажирооборота всех видов транспорта (без учета трубопроводного).
Современные проблемы: существенный
износ основных производственных фондов
и убыточность пассажирских перевозок
в дальнем и пригородном
Железнодорожные перевозки
состоят из большого количества разных
услуг, которые подлежат самостоятельному
регулированию (плата за перевозки
пассажиров в дальнем следовании,
сборы и платы за дополнительные
работы (услуги), связанные с перевозкой
грузов, и пр.). Чем больше монопольный
сектор на железных дорогах, тем труднее
контролировать его затраты и
исчислять обоснованные тарифы. Руководители
Министерства путей сообщения считают,
что субъект естественной монополии
везет единицу груза - контейнер,
тонну, мешок. Следовательно, к монопольному
сектору следует отнести
Из системы МПС выводятся лишь непрофильные и вспомогательные производства, которые затем будут акционироваться. Признана необходимость создать условия для демонополизации отдельных сфер деятельности железнодорожного транспорта и развития конкуренции, доступности инфраструктуры железных дорог для пользователей различных форм собственности. Руководители МПС полагают, что приватизировать можно только малодеятельные участки, непрофильные предприятия, однако министерство должно сохранить рычаги воздействия на них, чтобы не подорвать его основное производство.
МПС обещает обеспечить прозрачность
финансовых потоков, для чего все
компании в министерстве переведут
на собственный баланс и отчетность
с разделением по видам деятельности.
В монопольном секторе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, можно утверждать,
что антимонопольное
В процессе курсовой работы мне удалось определить то, что:
Опыт западных стран в
антимонопольном
Антимонопольная политика в
России развита ещё не достаточно
хорошо, но имеются все тенденции
к дальнейшему
Информация о работе Антимонопольное законодательство, опыт западных стран, процесс развития в России