Антимонопольное законодательство, опыт западных стран, процесс развития в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Обратив внимание на происхождение системы антимонопольного законодательства, необходимо отметить, что исторически сложилось два типа антимонопольных законов. Первый из них предусматривает формальное запрещение монополии, второй строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений.
Речь идет об антитрестовском законодательстве США и европейской системе антимонопольного законодательства, которая предусматривает контроль за монополистическими объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим господствующим положением на рынке. Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.

Работа содержит 1 файл

Антимонопольное законодательство, опыт западных стран, процесс развития в России.docx

— 84.80 Кб (Скачать)

Глава 1. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

 

    1. СУЩНОСТЬ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Корни антимонопольного регулирования  уходят вглубь веков. Первым антимонопольным  законом общего характера, где впервые  используется и сам термин «монополия1», принято считать конституцию о ценах императора Зенона (483). В ней говорилось: «Мы приказываем, чтобы ни одно лицо не позволило себе осмелиться осуществлять монополию на какой-либо вид одежды или на рыбу, или на какую-либо вещь, служащую в качестве продовольствия или предназначенную для другого использования».

Использование монополиями  соглашения о ценах, разделение рынков сбыта в условиях возрастающей монополизации  хозяйства угрожают существованию  экономической системы, основанной на конкуренции. Только вмешательство  государства в деятельность монополий  и в конкурентно-рыночные отношения  обеспечивает нормальное функционирование капиталистического хозяйства. Оно  достигается, прежде всего, принятием специальных законодательных актов, которые создают условия для развития конкуренции, пресечения ее ограничения и смягчения негативных последствий чрезмерной монополизации хозяйства.

Многочисленные недобросовестные методы в конкурентной борьбе стали  общей проблемой для стран, переживших стремительное развитие экономики.

Конкурентные отношения  регламентируются законодательством  о конкуренции, которое включает антимонопольное законодательство - комплекс правовых актов в странах  с рыночной  экономикой,  направленных  на  поддержание   конкурентной   среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. К предпринимательской деятельности, ограничивающей свободную конкуренцию, иногда применяются нормы, направленные и против ограничения конкуренции, и на пресечение недобросовестной конкуренции. Против антиконкурентной деятельности используются нормы, содержащиеся в законодательных актах о торговле, защите потребителей, контроле над ценами.

     В основу  комплекса государственных  мер,  составляющих  антимонопольную политику, заложено общее    представление,  согласно  которому наивысшее благосостояние граждан  достигается  в случае,  когда они имеют возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и  услугами  на конкурентном рынке. Конкурентный рынок, таким  образом, выступает  универсальным   регулятором   общественного   производства,   его пропорций. При этом вопрос о том, что  производить  и  в  каком  количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг.

     Обратив внимание на происхождение системы  антимонопольного  законодательства,  необходимо отметить,  что  исторически  сложилось  два  типа  антимонопольных  законов. Первый  из  них  предусматривает  формальное  запрещение  монополии,  второй строится  на  принципе  контроля  за  монополистическими   объединениями   и ограничения   их   злоупотреблений.    Речь    идет    об    антитрестовском законодательстве    США    и    европейской     системе     антимонопольного законодательства, которая  предусматривает  контроль  за  монополистическими объединениями в целях недопущения их  злоупотреблений  своим  господствующим положением  на  рынке.  Реализация  положений  антимонопольного  законодательства  за   рубежом осуществляется  в  административном,  судебном  или  смешанном  порядке.   В последнем случае решения административных органов могут  быть  обжалованы  в судах.

 

 

1.2 АМЕРИКАНСКАЯ СИСТЕМА АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Основными системами антимонопольной  политики в мире признаны американская и европейская. Американская система  принята в странах Латинской  Америки и ряде других государств. Европейская система, помимо стран  Западной Европы, действует в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное  положение между этими двумя  системами занимает законодательство Германии, что объясняется тем  фактом, что антимонопольное законодательство этой страны, наряду с общей нормой о запрете монополий, предусматривает  большое количество исключений из этого  принципа.

Начнем с американской системы антимонопольного регулирования. Американская модель строится на принципе запрещения монополии как структурной единицы независимо от социально-экономических последствий ее деятельности. Сторонники такого подхода, который получил наименование «структуралистского», утверждают, что отрасль, имеющая монополистическую структуру, и вести себя будет как монополист. Следовательно, экономические действия отраслей с монополистической структурой обязательно будут негативными с общественной точки зрения и должны попадать под действие антимонопольного законодательства. В данной модели антимонопольного регулирования предполагается в основном форма правоприменительного процесса и судебное преследование нарушителей.

Антимонопольное законодательство в США разработано в рамках англосаксонской системы права. В этой системе прецедент, то есть отдельное, но новаторское решение  суда, может стать основой для  последующего решения аналогичных  дел. В странах англо-американской системы, законы, составляющие основу одного и того же направления экономической  политики, могут быть разрозненны  и тематически не связаны. Роль судьи  в трактовке содержания закона очень высока.

Первым и самым известным  антимонопольным законом США  является закон Шермана. Закон включает 8 параграфов, центральными из которых  являются 2 первых: в соответствии с  первым, нелегальными признаются договоры, в том числе тайные, ограничивающие торговлю и хозяйственную деятельность, со вторым - монополизация, или попытка  монополизации торговли. Период становления  антимонопольного законодательства завершился в 1914 году, с принятием закона Клейтона, который установил режим предварительного согласования сделок, слияний, а также незаконность ценовой дискриминации, если она ограничивает конкуренцию, незаконность продажи на условиях отказа от покупки у конкурента и продаж «в нагрузку».

Другие важные антимонопольные  законы применялись в дополнение к двум указанным. Так, закон Робинсона - Патмана (1936) уточняет признаки ценовой  дискриминации, закон Целлера - Кефовера (1950) дает более подробное описание того, что считается слиянием и  включает в число незаконных ограничивающие конкуренцию вертикальные и горизонтальные слияния, закон Харта - Скотта - Родино (1976) уточняет процедуру предварительного контроля слияний. Вскрытие нарушений входит в компетенцию Федеральной торговой комиссии и суда. В американской судебной практике присутствует "правило разумности", согласно которому суды вправе решать, какие действия доминирующих на рынке компаний отвечают здравому смыслу, а какие - нет.

Государственные службы, призванные осуществлять реализацию антимонопольного законодательства, могут руководствоваться  двумя принципами: во-первых, жестко следуя букве закона и, во-вторых, «принципам разумности».

Важно отметить, что антитрестовское  законодательство направлено не против крупных корпораций, «большого бизнеса» как такового, так как размер компании еще не дает возможности трактовать ее как монополию. Антимонопольное  регулирование направлено против ограничительной  деловой практики, подрывающей эффективную  конкуренцию.

1.3 ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Европейская модель в отличие  от американской делает упор на принцип  контроля за злоупотреблениями. При  таком подходе, именуемом в литературе «бихевиористским», акцентируется  внимание не на структуре отрасли, а  на поведении отдельных хозяйствующих  субъектов. В этой модели используется «правило разумного подхода», которое  провозглашает незаконной не всякую монополию, а лишь ту, социально-экономические  последствия деятельности которой  имеют для общества негативный характер. Такой подход требует создания специальной  системы административных органов, призванных постоянно анализировать  и контролировать состояние конкуренции  на различных рынках.

Основой антимонопольной  политики Европейского Союза (ЕС) является Римский договор. Статья 81 (ранее 85) Договора в определенном смысле эквивалентна первому разделу закона Шермана («любой контракт, трастовый договор  или просто соглашение, ограничивающие торговлю в нескольких штатах или  с другими государствами») признается незаконным. Запрещаются соглашения и согласованные действия, предотвращающие, ограничивающие или искажающие конкуренцию в рамках общего рынка. Статья 82 (ранее 85) запрещает злоупотребление доминирующим положением. В определенном смысле, она эквивалентна второму разделу закона Шермана («любое лицо, которое самостоятельно или совместно с кем-либо монополизирует или пытается монополизировать торговую деятельность между штатами или с другими государствами, признается совершающим преступление»). Для применения этих двух базовых статей, в ЕС разработаны многочисленные подзаконные акты, где конкретизируется описание нелегальной практики, условия применения законов, исключения из применения антимонопольного законодательства. Подзаконные акты обновляются Европейской Комиссией - дополнительным органом ЕС.

Антимонопольное регулирование  на уровне ЕС возникло и развивалось вместе с другими институтами объединенной Европы. Основной целью антимонопольной политики считается обеспечение конкуренции в масштабах общего рынка и предотвращение ограничений экономической интеграции. Комиссия по конкуренции выполняет роль наднационального регулирующего органа, на который возложена, в том числе функция противодействия «экономическому национализму» со стороны отдельных стран.

Становление современного антимонопольного законодательства в Великобритании связано с принятием в 70-х годах  нашего столетия ряда нормативных актов. Первый акт, основан на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности. Второй акт, предусмотрен законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике.

Как указывалось выше, немецкое антимонопольное законодательство занимает промежуточное положение  между двумя системами антимонопольного законодательства.

В Германии государственным  регулированием рыночных отношений, которое  ведет к смягчению отрицательных  последствий чрезмерной монополизации, занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам  относятся Федеральное ведомство  по делам картелей, Федеральный министр  экономики и высшие органы земель.

Следует отметить, что Картельный закон Германии состоит из двух принципов: принципе запрещения и принципе контроля и регулирования монополистической  деятельности. Как и в США, он запрещает  определенную категорию соглашений, например картельные договоры и картельные постановления.

Большую группу составляют страны, где нет специальных законов  о пресечении недобросовестной конкуренции. Во Франции ответственность за недобросовестную конкуренцию представляет собой  разновидность деликатной ответственности, предусмотренной ст. 1382 и 1383 Гражданского кодекса Франции. Так  контроль за монополистической деятельностью  возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей  юрисдикции.

Совет по вопросам конкуренции  считается независимым административным органом, на решения которого министр  экономики не может налагать “вето”. Он выполняет консультативные функции  по заказу различных учреждений и  организаций, а также может применять  следующие санкции: предписать предприятию  или лицу прекратить инкриминируемую  деятельность в течение определенного  срока; наложить на предприятие или  лицо денежный штраф.

Опыт законодательства промышленно  развитых стран свидетельствует  о различных методах правового  регулирования пресечения недобросовестной конкуренции и монополистической  деятельности: отдельно принятые антимонопольные  законы и законы о пресечении недобросовестной конкуренции (Австрия, Испания, Канада, Германия, Швейцария); антимонопольные  законы и общие нормы гражданского права в области пресечения недобросовестной конкуренции (Италия, Франция); антимонопольные  или антитрестовские законы и  судебные прецеденты в области пресечения недобросовестной конкуренции (Великобритания, США).

В целом, европейское законодательство либеральнее американского антитрестовского, так как следует традиционной политике свободы торговли и минимизации  прямого государственного вмешательства  в хозяйственную деятельность предпринимателей.

 

 

Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

 

2.1 НЕОБХОДИМОСТЬ  АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 

    Антимонопольное регулирование, основанное на антимонопольном законодательстве, является важным инструментом защиты конкуренции, оно обеспечивает непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а также предупреждает их возникновение.

Целью антимонопольного регулирования  экономики является предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и множество других способов поддержания необходимого уровня конкуренции.

Информация о работе Антимонопольное законодательство, опыт западных стран, процесс развития в России