Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:58, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть сущность и особенность антимонопольной политики Российской Федерации.
Объект исследования – антимонопольная политика государства.
Предмет исследования - применение антимонопольной политики в Российской Федерации на современном этапе экономического развития, перспективы и направления ее развития и совершенства.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы монополий;
2. Охарактеризовать понятие антимонопольной политики государства;
3. Обозначить перспективы и направления совершенства антимонопольной политики.
4. Сделать общие выводы по теме исследования.
Введение…………………………………………………………………........
Глава 1. Понятие и сущность монополии…………………………………..
1.1.Определение и характерные черты монополии………………………..
1.2.Виды монополий…………………………………………………………
1.3. Типы монополий………………………………………………………...
Глава 2. Антимонопольная политика Российской Федерации: цели, средства, эффективность…………………………………………………….
2.1. Понятие антимонопольной политики………………………………….
2.2. Эволюция антимонопольной политики Российской Федерации: цели, проблемы и перспективы……………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………...
Список используемой литературы…………………………………………..
В 2002 г. выдвигается и развивается новая концепция демонополизации экономики на основе дифференцированного подхода с учетом особенностей отдельных отраслей и конкретных рынков.
С 2004 г. начинается новый этап развития антимонопольного регулирования. В рамках административной реформы государственных органов управления создается Федеральная антимонопольная служба (ФАС), задачей которой является не только и не столько антимонопольное регулирование, сколько развитие полноценной политики поддержки конкуренции. ФАС проводит политику, направленную на участие антимонопольных органов в формировании государственной промышленной политики в России, в то время как экономическая политика пока еще в недостаточной степени ориентируется на согласование с конкурентной политикой.
Но несмотря на значительные подвижки в разработке мер антимонопольной политики, она в реальности по-прежнему носит пассивный характер. Как показывает практика, все без исключения антимонопольные дела фиксируют реакцию антимонопольных органов на возникновение той или иной ситуации.
Активизация
политики поддержки конкуренции
видится в ее нацеленности на предотвращение
появления неоправданных
Определенные
положительные моменты в
В настоящее время целью государственной конкурентной политики является создание среды для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию.19
Достижение этой цели предполагает:
1.
Обеспечение единства
2.
Обеспечение “прозрачности”
3.
Снижение барьеров входа на
рынки и обеспечение
4.
Создание эффективных правовых
механизмов, обеспечивающих запрет
на занятие
5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.
6.
Упорядочение оказания
7.
Создание условий для развития
производительной деятельности
малых предприятий, в том
8.
Организация антимонопольного
9.
Организация систематического
В
то же время по-прежнему остаются сомнения
в действенности данного
Условия для решения проблем реализации антимонопольной политики связаны с реализацией следующей системы мер:
-
использование наиболее
-
обсуждение всех нормативных
документов экономической
-
переход от пассивного
-
учет в нормативных документах
антимонопольной политики
Таким
образом, для эффективной реализации
антимонопольной политики в Российской
Федерации необходимо законодательно
зафиксировать требование согласовывать
нормативные акты в области экономической
политики с ФАС в целях установления их
соответствия нормам антимонопольного
регулирования и конкурентной политики.
При определении приоритетов антимонопольной
политики следует проводить консультации
с представителями государственной власти,
отвечающими за разработку мероприятий
экономической политики. Нужно разработать
критерии допустимости ограничения конкуренции,
которые целесообразно учитывать и при
принятии решений в области промышленной
политики. Должна быть законодательно
установлена "цена вопроса": ради
чего конкуренция может быть ограничена?
Недопустимо ограничение конкуренции
ради корыстных интересов тех или иных
участников рынка, руководствующихся
собственными ведомственными или узкоотраслевыми
целями. Снижение степени конкурентного
соперничества допустимо исключительно
ради повышения надежности экономических
субъектов, защиты прав потребителей,
в конечном счете, ради более высокой экономической
эффективности, обеспечения устойчивости
экономического роста. Активная конкурентная
политика предполагает в том числе создание
системы мониторинга за уровнем концентрации
на всех товарных и финансовых рынках
с целью своевременного выявления потенциальных
антиконкурентных ситуаций и предупреждения
развития опасных монополистических тенденций.
Необходима большая открытость конкурентной
политики по отношению ко всем участникам
рынка: органы, отвечающие за разработку
экономической политики, должны изначально
принимать во внимание положения конкурентных
нормативных актов и целей антимонопольного
регулирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотренный материал показывает, что монополия отражает естественное и достаточно распространенное стремление хозяйствующих субъектов к занятию исключительного положения на рынке. Монопольное положение делает возможным для предприятия влиять на окружающую рыночную среду в выгодном для него направлении. От развития процессов монополизации народного хозяйства не предохраняет в полной мере ни частная собственность, ни антимонопольная политика государства. Процесс роста размеров крупных предприятий по-прежнему наблюдается в рыночной экономике, а в некоторых ее секторах развивается ускоренными темпами.
Под антимонопольной политикой в России, прежде всего, понимается устранение источников возникновения административной монополии нерыночного типа и последствий ее функционирования в экономике страны. Демонополизация российской экономики, означает ее разгосударствление путем, во-первых, демонтажа административно-командной системы управления, во-вторых, изменения мотивационного поведения субъектов экономики посредством формирования механизма, инициирующего предпринимательскую инициативу и конкуренцию.
Рассмотренный материал позволяет сделать некоторые выводы:
1.Антимонопольное
регулирование является
2.Важнейшими
направлениями
3. В состав антимонопольного законодательства включается совокупность нормативных актов, принимаемых соответствующими органами государственной власти в целях антимонопольной защиты общества и устанавливающих, изменяющих и отменяющих правовые нормы в сфере конкуренции, входят: 1) Конституция России; 2) Закон о конкуренции; 3) Федеральные законы, издаваемые в соответствии с Законом о защите конкуренции; 4) Указы Президента РФ; 5) Постановления и распоряжения Правительства России.
4.Базовой категорией антимонопольного законодательства выступает доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке. При этом само по себе такое положение не является нарушением антимонопольного законодательства, и существуют определённые доли его определяющие.
5.Антимонопольные органы являются федеральной организационной системой, созданной государством и функционирующей согласно законодательству РФ с целью проведения государственной политики по содействию развитию товарных рынков и добросовестной конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренцией.
6.Регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется с использованием специальных методов: т.е. предусмотренных федеральным законодательством способов установления и применения обязательных условий хозяйственной деятельности субъектов естественной монополии и характеристик их продукции, применение которых ограниченно во времени.
7.Государственная монополия – это монополия, созданная в соответствии с законодательством России, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
Эффективная реализация антимонопольного регулирования и проведения антимонопольной политики в части предупреждения требует скорейшего решения ряда проблем.
1.
Упорядочение и
Необходимо ускорить разработку и принятие федеральных законов и иных правовых актов по вопросам регистрации юридических лиц, лицензирования, защиты конкуренции на финансовых рынках, государственной помощи, конкурсного порядка распределения заказов на поставку продукции для государственных нужд, охраны интеллектуальной собственности, сертификации.
2.
Рассмотрение вопроса о
3.
Усиление гласности и
Хозяйствующие субъекты не всегда обращаются в антимонопольные органы в случаях принятия органами исполнительной власти и местного самоуправления актов, противоречащих антимонопольному законодательству (хотя наличие заявлений от хозяйствующих субъектов при рассмотрении). Во многих случаях это объясняется недостаточной информированностью хозяйствующих субъектов и граждан о содержании деятельности антимонопольных органов, их полномочиях и результатах работы, а также боязнью возможных конфликтов с органами исполнительной власти после вмешательства антимонопольных органов. Поэтому задачи в области разъяснительной работы здесь особенно актуальны.
Информация о работе Антимонопольная политика:цели, средства, эффективность