Антимонопольная политика:цели, средства, эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть сущность и особенность антимонопольной политики Российской Федерации.
Объект исследования – антимонопольная политика государства.
Предмет исследования - применение антимонопольной политики в Российской Федерации на современном этапе экономического развития, перспективы и направления ее развития и совершенства.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы монополий;
2. Охарактеризовать понятие антимонопольной политики государства;
3. Обозначить перспективы и направления совершенства антимонопольной политики.
4. Сделать общие выводы по теме исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………........
Глава 1. Понятие и сущность монополии…………………………………..
1.1.Определение и характерные черты монополии………………………..
1.2.Виды монополий…………………………………………………………
1.3. Типы монополий………………………………………………………...
Глава 2. Антимонопольная политика Российской Федерации: цели, средства, эффективность…………………………………………………….
2.1. Понятие антимонопольной политики………………………………….
2.2. Эволюция антимонопольной политики Российской Федерации: цели, проблемы и перспективы……………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………...
Список используемой литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Целая курсовая.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

      Кроме осуществления процесса демонополизации  антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна, прежде всего, пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее.

      Антимонопольная политика государства способна нанести  вред экономике своей страны, если она, без учета экономических  взаимосвязей и без скрупулезной оценки той или иной проблемы, запрещает  укрупнение фирм, которое было бы полезно  и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с отечественными или зарубежными конкурентами.13

      Итак, не во всех случаях антимонопольное  законодательство является достаточно эффективным. Оно отличается высокой  степенью неопределенности, часто не позволяет точно устанавливать размеры монополизации рынка. Но в целом оно способствует созданию условий для развития конкуренции. За его нарушения предусмотрены значительная уголовная и гражданская ответственность.

      Наконец разберемся, какую политику проводит государство по отношению к естественным монополиям. В данном случае возникает противоречие. С одной стороны, фирмы — естественные монополисты, как любые монополисты, устанавливают высокие монопольные цены, сокращая объем производства продукции, и получают сверхприбыли. С другой стороны, как указывалось выше, конкуренция в отраслях с естественной монополией экономически неэффективна. Поэтому государство, сохраняя естественные монополии, принимает меры к ограничению их отрицательных последствий для общества, прежде всего, контролируя цены на их продукцию. Обычно, устанавливая цены на продукцию естественных монополий, государство в странах Запада следит за тем, чтобы цены в максимальной степени приближались к предельным издержкам, величина получаемой фирмами прибыли не превышала «нормальной» и снижались издержки.14

      2.2. ЭВОЛЮЦИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ  ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ: ЦЕЛИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

      Современный этап экономического развития Российской Федерации ставит новые задачи перед органами государственного управления. решающая роль в обеспечении устойчивого экономического роста и конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках отводится активной экономической политике. Поощрение инвестиционной активности российских компаний, стимулирование экспорта, адресная помощь отдельным фирмам - все это воздействует как на экономику страны в целом, так и на структуру рыночных отношений в рамках отдельных отраслей и регионов. Однако довольно частым "побочным" результатом экономической политики выступает тенденция к монополизации продуктовых и финансовых рынков компаниями - целевыми объектами экономической политики.

      Трудности реализации антимонопольной политики в России в первую очередь были вызваны тем, что антимонопольное регулирование по своей природе базируется на рыночных отношениях и не включает инструментария, пригодного для создания рыночных отношений - задачи, которую приходилось решать антимонопольным органам в России с начала реализации конкурентной политики. Поэтому эффективность антимонопольного регулирования напрямую зависела и зависит от взаимодействия антимонопольной и других видов экономической политики в большей степени, чем в зарубежных странах.

      В России меры по антимонопольному регулированию  стали предприниматься в условиях, когда конкурентного рынка и  рыночных отношений не было вообще, антимонопольная политика тогда рассматривалась как часть политики разгосударствления и создания рыночных отношений. Первая версия Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" была принята в мае 1991 г. В целом для его разработки использовались зарубежные модели (в частности, западноевропейские законы). 15

      Обе функции антимонопольной политики - ведение Реестра предприятий-монополистов и регулирование ценообразования - в тот период преобладали, что в известной степени вступало в противоречие с нормативно определенными задачами Антимонопольного комитета. Таким образом, на первом этапе реформ цели экономической политики не только определяли нормативные положения зарождающейся антимонопольной политики-, но и доминировали при практическом осуществлении последней, даже в ущерб ей самой. Конкурентная политика сводилась к государственному антимонопольному контролю и разработке реестра действий, подлежащих запрету.

      Трудности согласования экономической и конкурентной политик были также связаны с  чрезвычайно ограниченным представлением антимонопольных органов о конкурентных процессах.

      Узкая ориентация ГКАП на деконцентрацию и демонополизацию как главные (если и не единственные) способы активизации конкуренции означала разработку программ антимонопольного регулирования, в которых не было места согласованию целей с другими видами экономической политики, которые в тех условиях неизбежно сопровождались бы повышением концентрации на отдельных рынках. В силу этого сама антимонопольная политика становилась противоречивой, зачастую подменяя собственные задачи целями промышленной политики.

      Таким образом, на первом этапе развития антимонопольного регулирования сложилось довольно нечеткое разграничение сфер деятельности и полномочий между антимонопольной и экономической политиками. Одна политика нередко вмешивалась и подменяла собой другую, выполняя не свойственные ей функции и неся на себе не характерные для нее виды ответственности

      Второй  этап развития антимонопольного регулирования  начинается в 1994-1995 гг., когда были приняты  постановление Правительства РФ "О Государственной программе  демонополизации экономики и развитии конкуренции на рынках Российской Федерации" (1994 г.) и Федеральный закон "О естественных монополиях" (1995 г.). Эти нормативные акты определили долгосрочную стратегию развития антимонопольного регулирования и придали ему необходимую системность и организованность.

      По  мере того как экономическая политика России смещалась с макро- на микроуровень, наблюдался соответствующий сдвиг  акцентов и в антимонопольной  политике. В этот период общие принципы антимонопольного регулирования были распространены на особые сферы экономики - финансовые рынки, страхование, банковскую сферу, отрасли естественных монополий. Антимонопольная политика начинает переходить от регулирования товаропроводящей сети к контролю производственных процессов. Так, в докладе ГКАП 1997 г. подчеркивается, что "задачей ГКАП России является не только устранение необоснованного ограничения конкуренции при движении товаров, но и в инвестиционном процессе".

      Но  чем более детализированными  становятся нормативные документы  антимонопольного регулирования, тем в большей степени интересы антимонопольных органов пересекаются с интересами промышленных и отраслевых ведомств. Например, закон "О естественных монополиях" предполагает ограничение конкуренции в определенных сферах деятельности. Данное положение может породить более сложные отраслевые эффекты, чем реализация общей нормы конкурентного законодательства, а следовательно, требует более тщательного учета интересов отраслевых регуляторов, чем обычное конкурентное право. И хотя в нормативных документах этого периода (как впрочем, и позже) отсутствует тезис о согласованности двух разных видов политики, осуществление конкурентной политики в отдельных отраслях и на отдельных рынках подводит к осознанию необходимости взаимных консультаций.16

      В 1995 г. были внесены определенные изменения  и в Закон "О конкуренции...". В антимонопольной политике России начинает преобладать количественный подход к антиконкурентным действиям. Доминирующее положение фирмы на рынке определяется выраженными  количественными критериями: фирмы с долей рынка до 35% исключаются из списка потенциальных нарушителей; фирмы с рыночной долей, превышающей 65%, признаются доминирующими и подверженными "искушению" злоупотреблением монопольным положением; фирмы с долями рынка между 35 и 65% занимают промежуточное положение - в этом случае антимонопольные органы обязаны доказать наличие злоупотреблений и монополистических намерений. Формализация критериев рыночной власти помогает осмыслить ситуации, когда требуется антимонопольное вмешательство государства с позиции объективности и непредвзятости, что помогает практической работе территориальных органов Антимонопольного комитета.

      Основным  достижением второго этапа можно  считать начало обособления антимонопольного регулирования как самостоятельной политики со своими специфическими объектами, субъектами и инструментарием, отличными от методологии экономической политики, хотя и имеющими точки соприкосновения. Важность конкурентной политики отражена на самом высоком уровне: соответствующие изменения вносятся в Гражданский кодекс РФ (ч. 1).

      Особую  роль в этот период сыграла разработка правил добросовестной конкуренции  применительно к отдельным сферам хозяйственного оборота, в частности, принятие закона "О рекламе" (1995 г.). 17

      Началом третьего этапа в развитии антимонопольного регулирования в России можно считать август 1998 г., когда после финансового кризиса изменились ориентиры и методы экономической политики. Пришло понимание того, что антимонопольная политика может как способствовать, так и препятствовать проведению и эффективности экономической политики.

      В этот период антимонопольная политика активизируется в рамках ее защитной функции. Появляется новая редакция Закона "О конкуренции...", дополненная  многочисленными случаями запрета  тех или иных действий фирм. Политика демонополизации полностью передается в ведение органов антимонопольного регулирования. Углубляются представления о предмете антимонопольной политики во многом благодаря потребностям экономической политики.

      Конкурентное  законодательство развивается применительно к новым сферам регулирования. В 1999 г. был принят закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", определивший основные направления конкурентной политики в данной сфере.

      В 2002-2001 гг. появляется большое число подзаконных правовых актов (постановления Правительства РФ, приказы МАП РФ), нацеленных на дальнейшее укрепление регулирования отдельных видов деятельности в рамках финансовых рынков.

      В этот период начинает осознаваться, что "антимонопольное регулирование является лишь одним из способов государственной поддержки конкуренции", которым отнюдь не исчерпывается конкурентная политика. Рассматриваются нормы законов и вносятся дополнения, направленные на предупреждение, а не на выявление правонарушений в сфере антимонопольного правого регулирования.

      Постепенно  приходит понимание того, что конкуренция  равных требует неравного отношения  государства к экономическим  агентам рынка, игнорирование принципов  антимонопольного регулирования может  породить негативные эффекты по некоторым направлениям экономической политики.

      В 2000-2003 гг. антимонопольная политика отходит от преимущественно ценового регулирования, и начинает осуществлять мониторинг общего состояния дел  на рынке. Приходит понимание того, что "высокий уровень цены и неуклонное повышение ее само по себе еще не является результатом монополистических действий изготовителя продукции, то есть монопольным завышением цены, а только в случае, если это повышение получено в результате злоупотребления изготовителем своим доминирующим положением". Тем самым расширяются инструменты конкурентной политики, что создает хорошую основу для согласования ее мер с инструментами экономической политики.18

      Однако  до сих пор в деятельности МАП  сохраняется представление о  том, что демонополизация и приватизация - это одно и то же, и демонополизация рассматривается как главное направление антимонопольного регулирования. Но демонополизация представляет собой одномоментное мероприятие краткосрочного характера и нельзя ею подменять все содержание антимонопольного регулирования. Это свидетельствует о том, что пока нет должной четкости в разграничении сфер и инструментов антимонопольного регулирования, конкурентной политики и экономической политики.

      Противоречивы и сами меры по антимонопольному регулированию. Например, среди основных направлений развития конкурентных отношений в экономике, согласно МАП, выделяется такое направление, как "повышение

эффективности тарифной защиты отечественных товаропроизводителей". Но такая мера ведет скорее к росту концентрации на отечественных рынках, чем к укреплению конкуренции. Защита как инструмент внешнеэкономической политики, а не антимонопольного регулирования может быть признана целесообразной, даже если ограничивает конкуренцию. Но целесообразность отнюдь не означает рост конкуренции!

      Начиная с 2000 г. особое место в антимонопольной  политике России занимают меры, направленные на пресечение антиконкурентных действий государственных органов.

      В последнее время в деятельности МАП наметились весьма положительные сдвиги. Чрезвычайно важным изменением является переход от антимонопольного регулирования к государственной конкурентной политике.  И хотя пока превентивные меры по регулированию и созданию конкурентной среды на товарных и финансовых рынках России только декларируются, сама концепция политики поддержки конкуренции, включающая более обширные мероприятия активного, упреждающего, а не исключительно пассивного, догоняющего характера, поднимает деятельность МАП на новый уровень.

Информация о работе Антимонопольная политика:цели, средства, эффективность