Антимонопольная политика:цели, средства, эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть сущность и особенность антимонопольной политики Российской Федерации.
Объект исследования – антимонопольная политика государства.
Предмет исследования - применение антимонопольной политики в Российской Федерации на современном этапе экономического развития, перспективы и направления ее развития и совершенства.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы монополий;
2. Охарактеризовать понятие антимонопольной политики государства;
3. Обозначить перспективы и направления совершенства антимонопольной политики.
4. Сделать общие выводы по теме исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………........
Глава 1. Понятие и сущность монополии…………………………………..
1.1.Определение и характерные черты монополии………………………..
1.2.Виды монополий…………………………………………………………
1.3. Типы монополий………………………………………………………...
Глава 2. Антимонопольная политика Российской Федерации: цели, средства, эффективность…………………………………………………….
2.1. Понятие антимонопольной политики………………………………….
2.2. Эволюция антимонопольной политики Российской Федерации: цели, проблемы и перспективы……………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………...
Список используемой литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Целая курсовая.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АСТРАХАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 

                  Кафедра мировой экономики  
                   
                   
                   
                   
                   

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ, СРЕДСТВА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ

( по  дисциплине “Микроэкономика”) 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил: ст-ка ФМЭиУ

                  гр. ГУ- 32

                  Захарова  А.В. 

                  Научный руководитель:

                  ______________________________________________________________________________ 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Астрахань 2009

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………........

Глава 1. Понятие и сущность монополии…………………………………..

1.1.Определение  и характерные черты монополии………………………..

1.2.Виды монополий………………………………………………………

1.3. Типы монополий………………………………………………………...

Глава 2. Антимонопольная политика Российской Федерации: цели, средства, эффективность…………………………………………………….

2.1. Понятие антимонопольной  политики………………………………….

2.2. Эволюция  антимонопольной политики Российской  Федерации: цели, проблемы и перспективы……………………………………………...

Заключение…………………………………………………………………...

Список используемой литературы…………………………………………..

3

5

5

7

11

15 

15 

19

31

34

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ

      Функционирование  рыночных отношений, в основе которых  лежит многоукладная экономика, предусматривает создание равных возможностей для субъектов хозяйственной деятельности, а также их конкуренцию, под которой понимается состязательность субъектов ведения хозяйства, когда их самостоятельные действия ограничивают возможности каждого из них влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требует потребитель.

      Из  конкуренции, которая существует в  условиях развитых товарно-денежных отношений, вырастает классическая монополия, которая образуется при установлении на пути в рынок барьеров естественного или искусственного характера.

      Антимонопольное регулирование - важнейшая составная  часть экономической политики государства  во всех странах с развитой рыночной экономикой. Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

      Хорошо  продуманные меры по регулированию  монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию  экономики в целом.

      Актуальность исследования эффективности антимонопольной политики обусловлена ее необходимостью с целью послабления процесса монополизации экономики, усилению конкуренции.

      Цель  исследования – раскрыть сущность и особенность антимонопольной  политики Российской Федерации.

      Объект  исследования – антимонопольная  политика государства.

      Предмет исследования - применение антимонопольной политики в Российской Федерации на современном этапе экономического развития, перспективы и направления ее развития и совершенства.

      Задачи  исследования:

      1. Рассмотреть теоретические основы  монополий;

      2. Охарактеризовать понятие антимонопольной политики государства;

      3. Обозначить перспективы и направления совершенства антимонопольной политики.

      4. Сделать общие выводы по теме  исследования.

      Для решения поставленных задач, в курсовой работе рассмотрено понятие, типы и  виды монополий; поэтапно рассмотрена история развития антимонопольной политики Российской Федерации, а также цели, проблемы и перспективы развития антимонопольной политики в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИИ.

      1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МОНОПОЛИИ

      Существует большое количество определений монополии. В широком смысле монополия – это исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.

      Монополия - это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны1.

      Монополия – это рыночная структура, для  которой характерны следующие черты:

  • Существование единственного продавца (производителя) товара и множества его покупателей. Суммарный спрос всех покупателей формирует рыночный спрос на товар монополиста. Кривая рыночного спроса имеет отрицательный наклон.
  • Отсутствие близких заменителей у товара, поставляемого монополистом. Потребители вынуждены приобретать товар по цене, установленной фирмой-монополистом. Чем меньше товара на рынке, тем выше его цена, и наоборот. Монополист может выбрать цену товара, предоставляя потребителям определять его количество при данной цене согласно рыночному спросу. Для анализа удобнее исходить из того, что монополист предлагает на рынок некоторое количество товара, а потребители выбирают его цену в зависимости от рыночного спроса.
  • Отсутствие свободного входа других производителей товара на рынок (и в отрасль) из-за наличия барьеров. Барьеры – это факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического и экономического характера, препятствующие новым фирмам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами, когда рынок является привлекательным с точки зрения получения экономической прибыли. Барьеры могут создаваться объективными условиями функционирования отрасли и рынка (технологией, экономией от масштаба, транспортными расходами, емкостью рынка); законами, запрещающими конкуренцию (патенты); монополией на природные ресурсы; действиями органов управления (исключительные права, лицензирование, квоты и тарифы на импортные товары). 2

      В экономике России особенно высоки административные барьеры входа на рынок, создаваемые органами власти и управления всех уровней. К ним относятся: лицензирование отдельных видов деятельности; установление количественных ограничений (квот) на товарных рынках; налогообложение; запреты и ограничения на ввоз (или вывоз) товаров на территорию (или с территории); регистрация; помощь отдельным хозяйствующим субъектам; предоставление исключительных прав; препятствия, чинимые при отведении земельных участков, сдаче помещений в аренду и т.п. Устранение или снижение административных барьеров позволило бы улучшить конкурентную среду на многих рынках.

  • Покупатели и продавец обладают совершенной экономической информацией в равных объемах.

      Цель  монополиста состоит в максимизации прибыли. Для этого ему необходимо знать рыночный спрос на свой товар, предельную выручку и издержки производства. Монополист устанавливает цену исходя из своего экономического интереса – максимизации прибыли. Необходимым условием максимизации прибыли монополии является равенство предельной выручки предельным издержкам. 3

      1.2.  ВИДЫ МОНОПОЛИЙ

      Существует  три вида монополии: закрытая, естественная и открыта

      Закрытая  монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т.д.4

     Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.

     Открытая  монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

     Такое деление не означает, что все предприятия-монополисты должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют юридические барьеры для конкуренции).5

     Фактически  все монополии могут считаться открытыми, так как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.

     Так же немаловажным    является определение  простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт свой продукт  по одной и той же цене своим покупателям.

       Учёными выделяются несколько последствий монополизации:

  • недопроизводство товаров
  • завышение цен
  • предприятия-монополисты не получали высокой монопольной прибыли.
  • неэффективность, то есть бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня.

     Также монополии можно разделить на такие виды как:

  1. естественная,
  2. административная
  3. экономическая.

      Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке. 6Существуют два типа естественных монополий:

      а) природные монополии. Рождение таких  монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

Информация о работе Антимонопольная политика:цели, средства, эффективность