Антимонопльное регулирование зарубежный и отечественный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:32, реферат

Описание работы

Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Содержание

Введение 2
1.Монополизм и формы его проявления. 3
2.Зарубежный опыт. 5
3.Антимонопольное регулирование в РФ 10
3.1 Особенности возниконовения монополизма на российском 10
рынке
3.2 Законодательная база антимонопольного регулирования в РФ. 13
Заключение 17

Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

Антимонопольное регулирование зарубежный и отечественный опыт.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

      Обобщая состояние антимонопольного законодательства в России, можно отметить, по крайней  мере, три существенных момента: федеральное  антимонопольное законодательство в своей основе на сегодняшний  день сформировано преимущественно в части, регулирующей развитие товарных рынков; антимонопольное регулирование рынков банковских, страховых услуг, рынков ценных бумаг и иных сфер, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц, по-прежнему осуществляется весьма ограниченно, на фрагментарной правовой базе; сформировано федеральное законодательство о естественных монополиях, и начала формироваться правовая база регулирования естественных монополий, относящихся к ведению субъектов Российской Федерации. 
 
 
 

      Заключение

 
 

      В целях совершенствования антимонопольного регулирования в России необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной  антимонопольной политики. Активное использование опыта  стран с  развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства Российской Федерации в эффективный регулятор рыночных отношений.

      Выбор правильного регулирующего антимонопольного воздействия способствует получению  позитивных социально-экономических  результатов не только в краткосрочном, но и долгосрочном временном разрезе. Поэтому требуется непрерывное совершенствование антимонопольного законодательства, обусловленное комплексом причин как долговременного, так и конъюнктурно-оперативного характера, в том числе циклическими колебаниями не только в национальной экономике, но и в мировом хозяйстве.

      Реалии  осуществления государственного контроля за экономической концентрацией  говорят о том, что во многих случаях  антимонопольные органы Российской Федерации не способны еще достаточно точно определить: последствия принятого решения для экономической концентрации, стратегическую мощь и реальную рыночную силу участников сделок (реорганизации). Особенно сложно в этой связи отследить неформальные соглашения между крупными участниками товарных рынков.

      Часто интересы хозяйствующего субъекта, доминирующего  на рынке, не совпадают с принципами добросовестной конкуренции. Из числа  ущербных для государственных интересов  действий стоит обратить особое внимание на ликвидацию российских конкурентов иностранными компаниями, "отмывание" денег российских и зарубежных криминальных и теневых структур. Данные действия имеют особую опасность для национальной экономики и  национальной безопасности Российской Федерации.

      К актуальным перспективным мерам правительственной политики в области антимонопольного регулирования относятся:

      • продолжение структурных преобразований в экономике России, особенно в  отраслях естественных монополий;

      • совершенствование нормативной  базы для организации эффективного контроля за финансовыми потоками монополий;

      • регулирование и контроль инвестиционных программ;

      • создание условий для развития конкуренции  в потенциально конкурентных видах  деятельности и последующее дерегулирование  этих видов деятельности;

      • повышение эффективности реализации полномочий государства по  принадлежащим  ему акциям акционерных обществ  – естественных монополий;

      • приведение уровня цен на продукцию  монополий в соответствие с реальными  затратами;

      • целевое дотирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельным категориях потребителей;

      • сокращение практики перекрестного  субсидирования различных групп  потребителей при адресной поддержке  социально незащищенных групп населения.

      Для дальнейшего развития антимонопольного регулирования необходимо также упорядочение взаимоотношений антимонопольных органов с другими органами исполнительной власти. Существует достаточно много вопросов, которые одновременно относятся к компетенции различных органов исполнительной власти (так называемые пограничные вопросы). В таких случаях следует избегать дублирования действий, гармонизировать регламенты совместной деятельности различных административных структур, согласовывать их нормативную документацию и т.д.

      В перспективе решение указанной проблемы должно, по видимому, достигаться одновременно по трем параллельным направлениям:

      • решение принципиальных вопросов взаимодействия органов исполнительной власти (прежде всего - вопросы, затрагивающие права  различных лиц и имеющие правовые последствия) должно основываться  только на развитии законодательной базы;

      • вопросы структурно-функционального  характера должны разрешаться  на уровне правительства (например, принятием  соответствующих постановлений);

      • вопросы оперативного взаимодействия органов управления могут регулироваться ими самими путем достижения вышеупомянутых соглашений.

      При этом для стимулирования устойчивых темпов экономического роста в 2001-2002 гг. целесообразно сохранить тенденцию  отставания темпов роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий от темпов роста оптовых цен производителей промышленной продукции.

Информация о работе Антимонопльное регулирование зарубежный и отечественный опыт