Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:32, реферат
Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.
Введение 2
1.Монополизм и формы его проявления. 3
2.Зарубежный опыт. 5
3.Антимонопольное регулирование в РФ 10
3.1 Особенности возниконовения монополизма на российском 10
рынке
3.2 Законодательная база антимонопольного регулирования в РФ. 13
Заключение 17
Список литературы 20
Введение
1.Монополизм
и формы его проявления.
2.Зарубежный
опыт.
3.Антимонопольное
регулирование в РФ
3.1 Особенности возниконовения монополизма на российском 10
рынке
3.2 Законодательная
база антимонопольного
Список литературы
"Государство должно
только в той степени, в которой это требуется для
поддержания работы механизма конкуренции или
Людвиг
Эрхард
Система государственного
Антимонопольное регулирование
- это целенаправленная
Развитие антимонопольного
Антимонопольное
регулирование в сочетании с поддержкой
отечественного предпринимательства
и организацией защиты прав потребителей
служат одним из существенных условий
успешного социально-экономического развития
России.
1.
Монополизм и формы
его проявления
Классическая монополия в экономике - это рынок одного продавца, обладающего рыночной властью. Обладание рыночной властью дает ее владельцу возможность единолично управлять процессом ценообразования, определять параметры товара, диктовать свои условия потребителям и иным контрагентам. В настоящее время термин "монополия" стал использоваться и в более широком смысле. Очень часто любое недобросовестное экономическое действие на товарных рынках, имеющее антиконкурентный характер, именуют монополистическим, хотя, по сути, это может быть негативным результатом, как действий хозяйствующего субъекта обладающего рыночной властью, так и не обладающего ею.
В общем монополию в экономике можно определить как ситуацию на рынке, которая характеризуется наличием небольшого числа продавцов (редко единственного), каждый из которых способен повлиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги. При этом осуществляется определенный контроль над вхождением в данную отрасль других фирм как потенциальных конкурентов. Барьеры, ограждающие монополию, могут быть либо установлены государством, либо обусловлены превосходством монополиста в используемой им технологии или управленческом know-how, либо связаны с необходимостью огромных капиталовложений для ведения хозяйственной деятельности в данной отрасли.
В
российском антимонопольном
"Монополистическая деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции". Доминирующее положение определяется как "исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим.... Не может быть признано доминирующими положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%" [редакция от 02.01.2000].
Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. Поэтому государственное регулирование является здесь основной формой координации. Фактически оно строится на тех же принципах, что и регулирование в плановой экономике: государственные органы управления (общенациональные или региональные) определяют уровень цен и тарифов, а также основные параметры, характеризующие объем и ассортимент предлагаемых товаров и услуг.
Иные
принципы лежат в основе регулирования
предпринимательских монополий, действующих
на конкурентных рынках, например в
отраслях с олигополистической структурой.
Здесь государственное
2.
Зарубежный опыт
проведения антимонопольной
политики.
Необходимо отметить, что до Первой мировой войны антимонопольные
законы в различных странах вводились редко. Однако с конца 1930-х годов активное использование антитрестовского законодательства стало обычной нормой в странах с развитой рыночной экономикой. Антитрестовское законодательство того времени было основным рычагом, позволяющим воздействовать на бизнес и процессы организации промышленности.
Рассмотрим эволюцию
Основу знаменитой системы американского антитрестовского законодательства представляют три нормативных правовых акта США: закон Шермана, закон Клейтона и закон "0 Федеральной торговой комиссии". Закон Шермана (" Закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий") был принят Конгрессом США 2 июля 1890 г. Ко времени его принятия в 14 штатах уже существовали и действовали местные законы, направленные против негативного воздействия на рынок промышленных монополий.
Основные
принципы закона Шермана изложены в
его первых статьях:
В 1914 г. в Конгресс США членом палаты представителей Г.Клейтоном были представлены проекты четырех "биллей", где:
трестов;
В итоге, 15 октября 1914 г. был принят Закон Клейтона, дополняющий существующие законы, направленные против незаконных ограничений рынка и
развития на нем монополий. Вот основное содержание некоторых из статей закона Клейтона:
Информация о работе Антимонопльное регулирование зарубежный и отечественный опыт