Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:32, реферат
Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.
Введение 2
1.Монополизм и формы его проявления. 3
2.Зарубежный опыт. 5
3.Антимонопольное регулирование в РФ 10
3.1 Особенности возниконовения монополизма на российском 10
рынке
3.2 Законодательная база антимонопольного регулирования в РФ. 13
Заключение 17
Список литературы 20
26
сентября 1914 г. был принят закон
США об образовании
В США с предварительного согласия ФТК СШЛ осуществляется приобретение 15 и более процентов голосующих акций хозяйствующего субъекта США с одновременным соблюдением следующих ограничительных условий:
• фирмы
должны вести хозяйственную
• стоимостной размер предприятий должен соответствовать условиям: один из участников сделки должен иметь активы или объемы продаж на S100 млн. или более, а второй участник - не менее чем $10 млн.;
• размер сделки должен предусматривать, что предметом сделки будет пакет акции с правом голоса в размере не менее 15%, либо цена сделки будет не менее 15 млн. долларов. Федеральная торговая комиссия США должна быть уведомлена о совершении сделок по пакетам акций с правом голоса от 5% до 15%.
После Второй мировой войны ориентация на использование антимонопольного законодательства получила развитие и в странах общего рынка, в том числе, во всех развитых странах и в большинстве развивающихся. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) было сформировано в 1957 г. с целью создания союза европейских государств на базе принципов общего рынка, в том числе и с учетом необходимости его скоординированного антимонопольного регулирования.
В
Римском договоре о создании ЕЭС
были сформулированы базовые нормы
общеевропейской
Инструменты
проведения в жизнь конкурентной
политики ЕЭС установлены статьями
85-94 Римского Договора и Закона Совета
ЕЭС "По контролю над концентрацией
предпринимательской
• статья 85, например, запрещает любые тайные соглашения между предприятиями любой формы собственности, способные ограничить конкуренцию в том смысле, что такие тайные соглашения воздействуют на торговлю между государствами - участниками ЕС. Соглашения, ограничивающие конкуренцию, могут быть допущены к применению, если только они приносят прямые выгоды потребителям;
• статья 86 запрещает предприятиям, занимающим доминируюшее положение, злоупотреблять своим положением путем нанесения непосредственного ущерба потребителям и несправедливого ограничения развития или поддержания уровня конкуренции, существующего на рынке; Закон "О слияниях" имеет целью предотвращение создания или усиления хозяйствующими субъектами доминирующего положения на рынке с помощью получения контроля над другими предприятиями. В Великобритании с предварительного согласия Комиссии по монополиям и слияниям органов осуществляется приобретение 15 и более процентов голосующих акций хозяйствующего субъекта США при условии:
• суммарная стоимость активов участников сделки должна превышать 30 млн. фунтов стерлингов;
• активы созданной компании превышают 5 млн. фунтов стерлингов.
Комиссия
по монополиям и слияниям, кроме
всего прочего, должна в обязательном
порядке рассматривать все
• под контроль хозяйствующего лица подпадает 25% товарного рынка или более;
• создается локальная монополия;
• возникает ограничение, либо пресечение конкуренции на товарных рынках. В Германии приобретение 50% акционерного капитала или более подлежит обязательному предварительному согласованию с Федеральной картельной службой Германии в случаях, если:
• товарооборот одного из участников сделки представляет собой величину не менее 2 млрд. марок;
• товарооборот всех участников сделки представляет собой величину не менее 1 млрд. марок.
Федеральная картельная служба Германии должна быть уведомлена о свершении сделки по приобретению доли акционерного капитала, если участники сделки вместе имеют:
• долю на товарном рынке Германии 20% или более;
• содовой торговый оборот 500 млн. марок или более;
• 10000 или более наемных работников.
Кроме того, Федеральная картельная служба Германии имеет полное право запретить те или иные сделки по слияниям и поглощениям, если в результате возникает или усиливается доминирующее положение хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке. Исключение составляют случаи, когда положительный эффект подобной сделки превышает по своим результатам негативные последствия данной сделки. Запрещение от лица Федеральной картельной службы Германии по факту уже совершенной сделки также имеет следствием признание в судебном порядке такой сделки недействительной.
В Японии антимонопольное регулирование имеет следующие особенности. С предварительного согласия антимонопольных органов Японии осуществляются:
• создание совместно управляемого предприятия;
• наследование всего предприятия, либо его части;
• получение в аренду всего предприятия, либо его части;
• назначение на управление всем предприятием или важной его частью.
Помимо изложенного, в Японии, ни при каких обстоятельствах, не допускается осуществление сделки или реорганизация предприятия, при которой результатом будет существенное ограничение конкуренции. Компания в Японии, ни при каких условиях, не имеет право контролировать более 25% товарного рынка, либо занять в результате слияния (поглощения) первое место
в отрасли
по объему выпуска (оказанных услуг).
В практике антимонопольного регулирования
в зарубежных странах в последние
годы отмечается концентрация финансового
и промышленного капитала. Так, Комиссия
Европейских Сообществ
Использование
зарубежного опыта антимонопольного регулирования
представляет интерес для современной
экономики России, идущей по пути развития
рыночных отношений. Особенно важно учитывать
этот опыт в международной деятельности
Министерства Российской Федерации по
антимонопольной политики и поддержке
предпринимательства (МАП РФ).
3. Анттимонопольное регулирование в РФ.
3.1 Особенности возниконовения монополизма на российском
рынке.
Особенностью рыночной системы России является высокий уровень монополизации рынка, структура которого сложилась еще в советский период.
Спецификой
монополизма в России является также
то, что монополистические
Формирование монопольных структур началось в 1930-е гг. и развивалось все годы советской власти. Начальной точкой отсчета была принудительная централизация всех функций управления экономикой в руках государства. В результате складывалась высокомонополизированная экономика. К началу 1991 г. 1800 наименований различных видов продукции выпускалось только на одном предприятии в стране, более 1100 предприятий являлись абсолютными монополистами в производстве своей продукции. В производстве многих важнейших видов продукции господствовали 2 — 3 промышленных гиганта. Например, из 19 основных видов кузнечно-прессовых машин 9 выпускалось на одном предприятии, 6 — на двух предприятиях и 4 — на трех предприятиях в стране. 80% выпуска холодильников было сосредоточено на четырех, а морозильников — на трех предприятиях. На трех предприятиях было сконцентрировано производство 15% переносных телевизоров [6, с.129].
Система планового производства и распределения произведенной продукции привела еще к одному специфическому проявлению монополизма в плановой экономике - возникновению дефицита. При этом с началом рыночных реформ освобожденные от директивного планирования, в частности в области ценообразования, сверхконцентрированные предприятия, во-первых, оказались производственно неэффективными, что обнаружилось в высоких издержках производства и низком качестве продукции. Во-вторых, не сталкиваясь с ощутимой конкуренцией со стороны национальных предприятий, сверхкрупные компании получили возможность диктовать свои цены, чтобы возместить недостаточную эффективность.
В России особое место среди фирм, обладающих рыночной властью, занимают естественные монополии. Они возникают в тех сферах экономики, в которых оптимальный масштаб производства, обеспечивающий минимизацию
издержек,
близок к величине спроса. Естественная
монополия складывается в отраслях
с растущей экономией на масштабах
производства, что подразумевает, что
издержки производства снижаются по
мере увеличения объема выпуска. Данная
ситуация наиболее характерна для таких
отраслей, как энергоснабжение, водоснабжение,
канализация, для почтовых и транспортных
услуг. В таких отраслях подчас существуют
лишь одна или немного фирм, находящихся
в монопольном, либо олигопольном положении.
В России естественными монополиями контролируются
значительные доли национального рынка.
Графически их положение по данным за
первое полугодие 2001 года представлено
на рисунке 1
Рисунок
1. Доли национального
рынка, контролируемые
крупнейшими естественными
монополиями России.
(11, с. 30)
Проведение
структурных реформ в отраслях естественных
монополий сдерживается особенностью
их организации. Так, в МПС сохранилось
отраслевое министерство, совмещающее
государственные и
Дальше
всего структурные реформы
Вместе с тем, наметился перелом в отношениях между монополиями и
их потребителями.
Энергетики, оказавшиеся под жестким
тарифным контролем, приняли решение
"придать своей монополии
Информация о работе Антимонопльное регулирование зарубежный и отечественный опыт