Антикризисное управление в мировом хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 09:36, реферат

Описание работы

Природа глобального финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг. во многом уникальна, она продемонстрировала детерминизм функционирования реального сектора мировой экономики с финансовыми рынками, а также главенствующую роль последних в процессе глобального распределения очагов экономической нестабильности

Содержание

Введение. 2
Международный механизм антикризисного регулирования. 2
Уроки кризисного развития национальных экономик. 2
Антикризисные меры РФ и оценка их эффективности. 2
Заключение. 2
Список литературы. 2

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ для дипакадемии.docx

— 59.33 Кб (Скачать)
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

на тему: «Антикризисное управление в мировом  хозяйстве» 

 
 
  Захаровой Анны Сергеевны 

Специальность 08.00.14

«Мировая экономика»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Москва, 2011 г.
 
 

       Оглавление

        

Введение. 2

Международный механизм антикризисного регулирования. 2

Уроки кризисного развития национальных экономик. 2

Антикризисные меры РФ и оценка их эффективности. 2

Заключение. 2

Список литературы. 2

Введение.

     Актуальность  темы исследования. Природа глобального финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг. во многом уникальна, она продемонстрировала детерминизм функционирования реального сектора мировой экономики с финансовыми рынками, а также главенствующую роль последних в процессе глобального распределения очагов экономической нестабильности. Глобализация мирового финансового рынка существенным образом сказывается на способностях оперативного государственного регулирования с целью преодоления кризисных явлений в экономике страны, определяя широкий спектр мер антикризисной политики: от финансовых инъекций до увеличения государственного присутствия в экономических системах.

     Антикризисное управление в мировом хозяйстве  предполагает анализ происхождения  и развития циклических процессов, а также выработку антикризисных  программ, стимулирующих переживающую спад экономику. Основными задачами антикризисного регулирования являются смягчение негативных последствий  кризисных явлений и использование  кризисного периода в качестве одного из наилучших этапов для начала внедрения  инноваций. Однако современный финансово-экономический  кризис, значительно изменив экономическую  конъюнктуру большинства стран, создал новые вызовы для развития международного хозяйства: он не только приостановил решение проблем мировой  экономики, но и усугубил многие из них. Таким образом, антикризисное  управление в мировом хозяйстве  приобретает все большую актуальность в рамках вопросов оценки его эффективности  в посткризисной экономике развитых и развивающихся стран, а также  предотвращения повторения столь серьезного глобального финансово-экономического кризиса.

     Степень научной разработанности  проблемы. Кризисы, как свойственный рыночной экономике этап развития, явились объектом исследования многочисленных классических и современных школ.

     Как обоснованное самой природой рыночной экономики явление, находящееся  в причинно-следственной связи с  реализацией хозяйственных функций  предпринимательства, интересов отдельных  макроэкономических систем, кризисы  исследовались Бельчуком А., Богдановым А., Варга Е., Герасимовым В., Герземанном  О., Иноземцевым В., Кондратьевым Н., Кругманом П., Матвеевым Ю., Марксом  К., Миркиным В., Молодконым А., Панариным  А., Соросом Дж., Туган-Барановским  М., Хазиным М., Харродом Р., Хансеном Э. и другие.

     Проблемам определения институциональных  и инфраструктурных мероприятий  по преодолению негативных последствий  экономических кризисов, формированию национальных и международных антикризисных  мер в области экономической  стабилизации, развития экономики на основе ее модернизации посвящены труды: Болдырева Ю., Броделя Ф., Габайдуллина И., Гейтса Б., Кислухиной И., Козье Д., Кузнеца С., Кондратьева Н., Мамчица  Р., Медведева В., Менша Г., Мухиной  Ю., Оболенского В., Петрунина В., Райзберга  Б., Ройтмана С., Сорокина П., Струтинской  Н., Сухарева О., Ушакова Д., Хирооку  М., Чеченова X., Шатохина Ю., Шерешевой  М., Шнайдера Д., Шумпетера Й. и другие.

     Кроме того, периодические издания, такие  как «Эксперт», «SmartMoney», «Бизнес», «Ведомости», «Секрет фирмы», «Рынок ценных бумаг», «Вопросы экономики», «Economist» и многие другие ведут очень большую работу в информационной поддержке кризисного и посткризисного развития мирового хозяйства, а также международных и национальных мер по преодолению спадов в экономике.

     Несмотря  на присутствие многочисленных исследований и публикаций, наличие отдельных  научных школ и оригинальных подходов к обоснованию кризисных явлений в мировой экономике, недостаточно изучены проблемы фундаментальных детерминант кризисов, их функционально-содержательных проявлений в классификации кризисов, способствующих научному определению максимально эффективных мер антикризисной политики, адаптированных как к условиям конкретной экономической системы, так и к особенностям современных кризисных явлений.

     Объект  и предмет исследования. Объектом данного исследования является кризисное явление в мировой экономике. Предметом исследования выступает система взаимосвязанных, целесообразных, адаптированных как к специфике конкретного кризисного явления, так и к показателям экономического развития, антикризисных мер, представляющих результат консолидации усилий бизнеса и государства.

     Цель  и задачи исследования. Целью настоящего исследования является изучение экономического механизма антикризисного управления и оценка эффективности антикризисных мер, реализованных в рамках финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг. Поставленная цель обусловливает необходимость решения следующих задач:

  • Анализ дисбалансов мировой финансовой системы как факторов кризиса и их влияние на развитие экономической конъюнктуры,
  • Изучение и оценка эффективности реализованных антикризисных мер в рамках:
    • Мирового хозяйства,
    • Национальных экономик (США, Германия, Франция, Китай, Бразилия, России и др.).

Международный механизм антикризисного регулирования.

     Кризис 2007 - 2010 гг. войдет в историю не просто как первый глобальный кризис. Это  кризис, наиболее острая фаза которого закончилась благодаря согласованной  политике ведущих мировых держав. К числу наиболее влиятельных  международных организаций, решающих современные экономические проблемы и активно содействующих разработке антикризисного плана действий следует  отнести следующие: «Группа двадцати» (G20), «Группа восьми» (G8), Международный валютный фонд, Всемирный банк, Базельский комитет по банковскому надзору, Всемирная торговая организация, Организация экономического сотрудничества и развития, Европейский союз, Азиатский банк развития, Африканский банк развития.

     Проблемы, с которыми столкнулось мировое  экономическое сообщество в период новейшего кризиса, привели к  созданию нового формата встречи  ведущих экономических держав –  «Группы двадцати». G20 является главным форумом для международного экономического сотрудничества стран, которые производят 80 процентов мирового ВВП. В их число входят Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Европейский союз, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китайская Народная Республика, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, Соединённые Штаты Америки, Турция, Франция, Южно-Африканская Республика, Республика Корея, Япония.

     Саммиты «Группы двадцати» состоялись в  Вашингтоне (ноябрь 2008г.), Лондоне (апрель 2009г.), Питтсбурге (сентябрь 2009г.), Торонто (июнь 2010г.), Сеуле (ноябрь 2010г.). Затем  предполагается проводить встречи  ежегодно и собраться в ноябре 2011 года во Франции. Рассмотрим то, насколько  меры, предложенные в рамках саммитов G20 и других международных организаций, реализуются отдельными членами мировой хозяйственной системы. Встречи стран в рамках G20 имеют ряд достоинств и недостатков:

     Таблица 1. - Плюсы и минусы процесса G20.

    Плюсы процесса G20 Ограничения процесса G20
    Радикальное расширение формата по сравнению  с G8, МВФ и Советом Безопасности ООН На  саммитах инициатива принадлежала США  и ЕС. Отсутствовала единая платформа  развивающегося мира, предложения стран  БРИК оказались не учтены
    Объединенные  ресурсы G20 позволяют решать глобальные задачи Ограниченность  повестки дня
    Расширенный экспертный опыт при подготовке предложений Недоучет  интересов развивающихся стран 
    Повышение доверия и готовность искать консенсус Отсутствие  организационного механизма G20, гарантирующего практическое осуществление решений
    Направленность  на практические решения Недостаточный анализ фундаментальных проблем  и долгосрочных трендов

Источник: Финансовая архитектура посткризисного мира: эффективность и/или справедливость? Резюме доклада по материалам международного исследования «Финансовая архитектура посткризисного мира: эффективность решений», подготовленного независимым аналитическим центром «Институт посткризисного мира». 2009. // http://www.postcrisisworld.org/files/book_small_all.pdf 

     В целом меры, принимаемые международными организациями, можно разделить  на три основные группы: декларативные  меры (достигнутые соглашения членов данной организации относительно будущих  действий), оперативные меры (утверждаются, как правило, в виде нормативных  актов в отношении отдельных  стран и выполняются в краткосрочном  периоде) и посткризисные меры (заявления  о необходимости принятия мер, направленных на предотвращение подобного кризиса в будущем). В таблице 2 представлено разделение данных мер на три группы.

     Согласно  приведенной классификации можно  проводить оценку эффективности  антикризисных мер и решений  международных организаций. Так, декларативные  меры стоит оценивать по оказанному ими влиянию на процесс принятия конкретных решений международных  экономических организаций и отдельных стран. Оперативные меры можно исследовать с позиции их влияния на развитие экономического кризиса - эффективно ли они препятствовали его распространению или же представляли собой лишь перераспределение средств в пользу лоббирующих групп. Меры, направленные на преобразование посткризисного устройства мира, следует характеризовать как эффективные, если они существенно снижают вероятность повторения глобального экономического кризиса. Рассмотрим на основе данной классификации эффективность международного механизма антикризисного регулирования.

Таблица 2. - Классификация мер и решений, принимаемых международными организациями в ответ на мировой кризис.

Декларативные меры Оперативные меры Посткризисные меры
Расширение  ликвидности Кредиты и гранты для государств и населения Реформирование  международных экономических организаций
Свободная торговля Финансирование  международной торговли Изменение норм регулирования и надзора
Недостаточное регулирование Издание руководящих  принципов и норм регулирования Долгосрочная  устойчивость
Контроль  на финансовых рынках Меры кредитно-денежной политики  
Надзор  за рейтинговыми агентствами Создание новых  подразделений экономических организаций  
Ограничение бонусов    
Координация действий    
Налоговое стимулирование    
Социальная  политика    

Источник: Дробышевский С.М., Синельникова Е.В., Сорокина А.В., Трунин П.В., Худько Е.В. Международный опыт антикризисной политики. - М.: Дело. - 2010. - С.49.

Уроки кризисного развития национальных экономик.

     В период острой фазы мирового финансового  кризиса осенью 2008 г. правительства по всему миру активно разрабатывали собственные антикризисные планы. Большинство мероприятий и государственных расходов пришлось на конец 2008 - 2009 гг. Несмотря на то, что многие меры антикризисной политики повлияли сразу на несколько секторов экономики, их можно разделить на следующие группы:

    • мероприятия по стабилизации финансового сектора;
    • меры денежно-кредитной политики;
    • меры поддержки реального сектора экономики;
    • мероприятия по повышению социальной защиты населения;
    • налоговые меры;
    • меры бюджетной политики [5, с. 7].

Информация о работе Антикризисное управление в мировом хозяйстве