Антикризисная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить экономические кризисы, причины их возникновения и способы регулирования, антикризисную политику государства
В данной курсовой работе рассматривается экономический кризис как фаза экономического цикла, которая характеризуется резкой диспропорциональностью экономики, низкой деловой активностью и резким уровнем безработицы, дана характеристика кризисного состояния экономики Республики Беларусь на этапе перехода к рынку.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

Так, по данным госстатистики, удельный вес инностранных капиталовложений, направляемых в непроизводственную сферу, составлял в 1993г. 0,17%, в 1994г. 0,12%, а в 1995г. он уже был на уровне 0, 05% (табл.1).

 

Таблица 1-Динамика инвестиций в РБ в 1994-2003гг.

 

Показатель

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Инвестиции, всего, % к предыдущему году

89

69

95

119,5

116,2

92

102

97

106

93,9

 

 

После российского экономического кризиса осенью 1998 г. условия экономического развития Беларуси начали быстро и неуклонно ухудшаться, что привело, в конечном счете, к потере динамики роста года и оборота внешней торговли к середине 1999г. За семь месяцев 1999г. объем экспорта снизился на 20,9 %, объем импорта — приблизительно на 32,1% по сравнению с таким же периодом прошлого года.

1999г. стал периодом резкого ухудшения всех основных показателей развития белорусской экономики. Существенно уменьшились уровень реальных доходов и покупательная способность населения, инфляция резко ускорилась и, похоже, приобрела неуправляемый характер, произошло резкое падение объема сельскохозяйственного производства и т. д. (табл.2).[8]

 

Таблица 2-Индекс цен (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)

 

Показатель

11994

11995

11996

11997

11998

11999

22000

22001

22002

22003

22004

Индекс потребительских цен

259,9

344,0

139,3

163,1

281,7

351,2

207,5

146,1

134,8

125,4

114,4


 

Перспективы развития белорусской внешнеэкономической политики также ухудшаются в соответствии с общемировыми тенденциями в международной торговле и производстве до 2,2 % в 1999 г., а темпы роста мирового экспорта — с 6 % в 1998 г. до 4 % в 1999 г. Эти обстоятельства будут способствовать еще большему обострению конкурентной борьбы между экспортерами на всех (более или менее открытых) национальных рынках.

В настоящее время наиболее значимыми проблемами выступают отсутствие  в необходимых объемах инвестиций в реальный сектор (по различным оценкам, Беларуси требуется 50-60 млрд.$ для выхода из кризиса) и несоответствие структуры вложений потребностям экономики страны (опережающие темпы роста капиталовложений в жилищное строительство по сравнению с вложениями в производственные объекты). В последнее время производство промышленной продукции находится на грани, за которой оно останется невостребованным и может прекратить свое существование.

        Инвестиционная сфера белорусской экономики находится в кризисном состоянии. Начиная с 1990г. снижается доля инвестиций в ВВП и абсолютные размеры инвестиций (кроме 1997 и 1998гг.). Сопоставление динамики ВВП и объема инвестиций показывают, что рост ВВП в РБ происходит при свертывании инвестиций. Это свидетельствует о том, что рост ВВП обеспечивается  преимущественно за счет лучшего использования оборудования, а не за счет его обновления, т.е. повышения загрузки действующего оборудования. Такая ситуация является общей для многих стран с переходной экономикой и объясняется перенакоплением устаревших ОПФ [1].

До 1991 года термин "банкротство" не имел в нашей стране правового содержания. Ни экономистами, ни юристами данный феномен глубоко не изучался. Как следствие, первый закон "О банкротстве" в силу его несовершенства применялся неэффективно. Лишь с 2000г. в республике начал действовать новый закон " Об экономической несостоятельности". Статистика фиксирует количество субъектов хозяйствования, признанных банкротами, и свидетельствует о росте таких дел. Так, в 2002г. по сравнению с 2001г. количество последних увеличилось более чем в четыре раза (с 265 в 2001г до 1165 в 2002г.), а по сравнению с 1998г. более чем в 20 раз.

 

Таблица 3-Численность безработных, зарегистрированных в органах госслужбы  

        занятости (на конец года).

 

Показатель

1995

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Численность без-   работных,
тыс. человек

131,0

126,2

105,9

95,4

95,8

102,9

130,5

136,1

83,0

 

        Учитывая, что количество убыточных  предприятий в РБ возрастает, в абсолютном выражении сокращаются объемы инвестирования за счет собственных средств. А если принять во внимание, что износ основных производственных фондов (ОПФ) на многих предприятиях республики достиг 70-80%, то следует констатировать, что не наблюдается даже простого воспроизводства ОПФ (их выбытие в 11 раз превышает обновление). Это снижает темпы роста реального производства,  делая перспективы выхода из кризиса неопределенным [7].

Основными причинами низкой инвестиционной активности предприятий является инфляционные процессы и высокий уровень налоговой нагрузки.

В переходный период в РБ резко усилились инфляционные тенденции, что побудило государственные органы  управления увеличить налоги. До 2000г. белорусская бюджетно-налоговая политика была ориентирована на рост совокупного спроса за счет кредитных эмиссий.

Налоговая система в ее нынешнем виде не выполняет в полной мере своих задач, сегодня доминирует фискальная политика (наполнение казны), но с переходом к рынку должно усилится налоговое регулирование, включающее стимулирование инновационной деятельности и НТП. Анализируя налоговую политику в отношении инновационной сферы в Беларуси можно отметить, что в РБ в отличие от промышленно развитых стран не сложилось еще целостной системы налогового регулирования; имеющиеся льготы фрагментарны и разрозненны. Но, действующим законодательством предусмотрен ряд налоговых льгот, которые должны стимулировать привлечение в республику иностранных инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Китайский иероглиф, обозначающий кризис, состоит из двух частей: «опасность» и «возможность». Задача ясна: в самый сложный момент нужно принять то решение, которое превратит опасность в возможность. Вопросы «Куда идем? К чему стремимся?» уже не воспринимаются так остро, как раньше, ибо главный ответ известен: к социально-ориентированной экономике. Главное отличие ее от рыночной в том, что особым направлением регулирующего воздействия государства  становится защита не только бизнеса, но и других социальных групп общества.

Еще рано говорить о цикличности развития в РБ, потому что истории ее суверенного развития составляет только 10 лет. Но можно сказать, что начиная с 1990г. по 1995г. наблюдался кризис (ВВП в 1995г. составлял примерно 64% от уровня 1990г.). Конечно, устойчивое динамическое развитие в перспективе зависит во многом от того, в какой мере удастся мобилизовать средства для инвестиций, наладить производство конкурентоспособной продукции, развивать эффективное сотрудничество с другими странами [1].

Развитие человека тесно  взаимосвязано с социально-экономическим развитием страны. Беларусь вступила в новое тысячелетие с экономикой, находящейся на  стадии реформирования  и  оживления. Реализация программы Основных направлений социально- экономического развития на 1996-2000гг. в целом прошла успешно. Основные задания и параметры были выполнены, за исключением сельского хозяйства, продукция которого составила 96,9% при задании 110,4-119,3%, инвестиций в основной капитал – 113,3% при задании 134,7-146% и уровня инфляции 6,6% в месяц против прогнозируемых 1,5-0,5% [6].

Государственная политика, проводимая  последние годы, была направлена на активизацию экономического роста, что позволило нормализовать потребительский рынок, больше сориентировать производство на конечного потребителя.

Специфика белорусской модели развития связана и с такими элементами белорусского социального капитала, как традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа Беларуси, историческая вера необходимость сильного государства. Все это предопределило важность роли государства  в обеспечении социальной стабильности и обусловило взвешенный подход к рыночным реформам.

Выбор  для Беларуси именно социально ориентированной рыночной модели обусловлен стремлением руководства страны обеспечить качественные условия жизни ее граждан. Кроме того, Беларусь может и должна ориентировать экономический рост на человека. Во-первых, именно человеческое развитие, творчество и интеллект становятся в настоящее время  главным фактором производства и решающим конкурентным преимуществом. Во-вторых, человеческий фактор – это самый важный ресурс Беларуси, опора на который дает шанс на завоевание достойного места в мировой экономике, а в соответствии с особенностями выбранной модели развития должна совершенствоваться и система макроэкономического развития [1].

 

 


ЛИТЕРАТУРА

 

 

  1. Национальный отчет о человеческом развитии, Мн., 2003г./ Новые вызовы человеческому развитию в Беларуси на старте нового века.
  2. Экономическая теория, Н.М. Зубко
  3. Белорусский экономический журнал №1, 2004г./ Роль государства в решении социальных проблем. Волович С.Л.
  4. Курс экономической теории. М.Н. Чепурин
  5. Макроэкономика. Гальперин В.М.
  6. Белорусский экономический журнал №1, 2002г./ Налоговое стимулирование инвестиционной активности. Шулейко О.Л. / Устойчивое развитие. Шимов В.Н., Богданович А.В.
  7. Статистический справочник "Беларусь в цифрах"
  8. Белорусская экономика: анализ, регулирование, прогнозирование №6,2002/ На пути к рыночной экономике. С.С. Полоник.

Информация о работе Антикризисная политика государства