Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 12:00, курсовая работа
Цель работы - изучить экономические кризисы, причины их возникновения и способы регулирования, антикризисную политику государства
В данной курсовой работе рассматривается экономический кризис как фаза экономического цикла, которая характеризуется резкой диспропорциональностью экономики, низкой деловой активностью и резким уровнем безработицы, дана характеристика кризисного состояния экономики Республики Беларусь на этапе перехода к рынку.
Так, по данным госстатистики, удельный вес инностранных капиталовложений, направляемых в непроизводственную сферу, составлял в 1993г. 0,17%, в 1994г. 0,12%, а в 1995г. он уже был на уровне 0, 05% (табл.1).
Таблица 1-Динамика инвестиций в РБ в 1994-2003гг.
Показатель | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
Инвестиции, всего, % к предыдущему году | 89 | 69 | 95 | 119,5 | 116,2 | 92 | 102 | 97 | 106 | 93,9 |
После российского экономического кризиса осенью 1998 г. условия экономического развития Беларуси начали быстро и неуклонно ухудшаться, что привело, в конечном счете, к потере динамики роста года и оборота внешней торговли к середине 1999г. За семь месяцев 1999г. объем экспорта снизился на 20,9 %, объем импорта — приблизительно на 32,1% по сравнению с таким же периодом прошлого года.
1999г. стал периодом резкого ухудшения всех основных показателей развития белорусской экономики. Существенно уменьшились уровень реальных доходов и покупательная способность населения, инфляция резко ускорилась и, похоже, приобрела неуправляемый характер, произошло резкое падение объема сельскохозяйственного производства и т. д. (табл.2).[8]
Таблица 2-Индекс цен (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)
Показатель | 11994 | 11995 | 11996 | 11997 | 11998 | 11999 | 22000 | 22001 | 22002 | 22003 | 22004 |
Индекс потребительских цен | 259,9 | 344,0 | 139,3 | 163,1 | 281,7 | 351,2 | 207,5 | 146,1 | 134,8 | 125,4 | 114,4 |
Перспективы развития белорусской внешнеэкономической политики также ухудшаются в соответствии с общемировыми тенденциями в международной торговле и производстве до 2,2 % в 1999 г., а темпы роста мирового экспорта — с 6 % в 1998 г. до 4 % в 1999 г. Эти обстоятельства будут способствовать еще большему обострению конкурентной борьбы между экспортерами на всех (более или менее открытых) национальных рынках.
В настоящее время наиболее значимыми проблемами выступают отсутствие в необходимых объемах инвестиций в реальный сектор (по различным оценкам, Беларуси требуется 50-60 млрд.$ для выхода из кризиса) и несоответствие структуры вложений потребностям экономики страны (опережающие темпы роста капиталовложений в жилищное строительство по сравнению с вложениями в производственные объекты). В последнее время производство промышленной продукции находится на грани, за которой оно останется невостребованным и может прекратить свое существование.
Инвестиционная сфера белорусской экономики находится в кризисном состоянии. Начиная с 1990г. снижается доля инвестиций в ВВП и абсолютные размеры инвестиций (кроме 1997 и 1998гг.). Сопоставление динамики ВВП и объема инвестиций показывают, что рост ВВП в РБ происходит при свертывании инвестиций. Это свидетельствует о том, что рост ВВП обеспечивается преимущественно за счет лучшего использования оборудования, а не за счет его обновления, т.е. повышения загрузки действующего оборудования. Такая ситуация является общей для многих стран с переходной экономикой и объясняется перенакоплением устаревших ОПФ [1].
До 1991 года термин "банкротство" не имел в нашей стране правового содержания. Ни экономистами, ни юристами данный феномен глубоко не изучался. Как следствие, первый закон "О банкротстве" в силу его несовершенства применялся неэффективно. Лишь с 2000г. в республике начал действовать новый закон " Об экономической несостоятельности". Статистика фиксирует количество субъектов хозяйствования, признанных банкротами, и свидетельствует о росте таких дел. Так, в 2002г. по сравнению с 2001г. количество последних увеличилось более чем в четыре раза (с 265 в 2001г до 1165 в 2002г.), а по сравнению с 1998г. более чем в 20 раз.
Таблица 3-Численность безработных, зарегистрированных в органах госслужбы
занятости (на конец года).
Показатель | 1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 |
Численность без- работных, | 131,0 | 126,2 | 105,9 | 95,4 | 95,8 | 102,9 | 130,5 | 136,1 | 83,0 |
Учитывая, что количество убыточных предприятий в РБ возрастает, в абсолютном выражении сокращаются объемы инвестирования за счет собственных средств. А если принять во внимание, что износ основных производственных фондов (ОПФ) на многих предприятиях республики достиг 70-80%, то следует констатировать, что не наблюдается даже простого воспроизводства ОПФ (их выбытие в 11 раз превышает обновление). Это снижает темпы роста реального производства, делая перспективы выхода из кризиса неопределенным [7].
Основными причинами низкой инвестиционной активности предприятий является инфляционные процессы и высокий уровень налоговой нагрузки.
В переходный период в РБ резко усилились инфляционные тенденции, что побудило государственные органы управления увеличить налоги. До 2000г. белорусская бюджетно-налоговая политика была ориентирована на рост совокупного спроса за счет кредитных эмиссий.
Налоговая система в ее нынешнем виде не выполняет в полной мере своих задач, сегодня доминирует фискальная политика (наполнение казны), но с переходом к рынку должно усилится налоговое регулирование, включающее стимулирование инновационной деятельности и НТП. Анализируя налоговую политику в отношении инновационной сферы в Беларуси можно отметить, что в РБ в отличие от промышленно развитых стран не сложилось еще целостной системы налогового регулирования; имеющиеся льготы фрагментарны и разрозненны. Но, действующим законодательством предусмотрен ряд налоговых льгот, которые должны стимулировать привлечение в республику иностранных инвестиций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Китайский иероглиф, обозначающий кризис, состоит из двух частей: «опасность» и «возможность». Задача ясна: в самый сложный момент нужно принять то решение, которое превратит опасность в возможность. Вопросы «Куда идем? К чему стремимся?» уже не воспринимаются так остро, как раньше, ибо главный ответ известен: к социально-ориентированной экономике. Главное отличие ее от рыночной в том, что особым направлением регулирующего воздействия государства становится защита не только бизнеса, но и других социальных групп общества.
Еще рано говорить о цикличности развития в РБ, потому что истории ее суверенного развития составляет только 10 лет. Но можно сказать, что начиная с 1990г. по 1995г. наблюдался кризис (ВВП в 1995г. составлял примерно 64% от уровня 1990г.). Конечно, устойчивое динамическое развитие в перспективе зависит во многом от того, в какой мере удастся мобилизовать средства для инвестиций, наладить производство конкурентоспособной продукции, развивать эффективное сотрудничество с другими странами [1].
Развитие человека тесно взаимосвязано с социально-экономическим развитием страны. Беларусь вступила в новое тысячелетие с экономикой, находящейся на стадии реформирования и оживления. Реализация программы Основных направлений социально- экономического развития на 1996-2000гг. в целом прошла успешно. Основные задания и параметры были выполнены, за исключением сельского хозяйства, продукция которого составила 96,9% при задании 110,4-119,3%, инвестиций в основной капитал – 113,3% при задании 134,7-146% и уровня инфляции 6,6% в месяц против прогнозируемых 1,5-0,5% [6].
Государственная политика, проводимая последние годы, была направлена на активизацию экономического роста, что позволило нормализовать потребительский рынок, больше сориентировать производство на конечного потребителя.
Специфика белорусской модели развития связана и с такими элементами белорусского социального капитала, как традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа Беларуси, историческая вера необходимость сильного государства. Все это предопределило важность роли государства в обеспечении социальной стабильности и обусловило взвешенный подход к рыночным реформам.
Выбор для Беларуси именно социально ориентированной рыночной модели обусловлен стремлением руководства страны обеспечить качественные условия жизни ее граждан. Кроме того, Беларусь может и должна ориентировать экономический рост на человека. Во-первых, именно человеческое развитие, творчество и интеллект становятся в настоящее время главным фактором производства и решающим конкурентным преимуществом. Во-вторых, человеческий фактор – это самый важный ресурс Беларуси, опора на который дает шанс на завоевание достойного места в мировой экономике, а в соответствии с особенностями выбранной модели развития должна совершенствоваться и система макроэкономического развития [1].
ЛИТЕРАТУРА