Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 12:00, курсовая работа
Цель работы - изучить экономические кризисы, причины их возникновения и способы регулирования, антикризисную политику государства
В данной курсовой работе рассматривается экономический кризис как фаза экономического цикла, которая характеризуется резкой диспропорциональностью экономики, низкой деловой активностью и резким уровнем безработицы, дана характеристика кризисного состояния экономики Республики Беларусь на этапе перехода к рынку.
Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Так, преодолению негативных процессов и ускорению темпов экономического роста, решению первоочередных целей и задач, предусмотренных в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 г.г. должна способствовать целенаправленная макроэкономическая политика государства. В ней сконцентрированы основные направления денежно-кредитной политики, валютного, ценового и бюджетно-налогового регулирования.
Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание. Так, с целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги и повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции [2].
Особенности современных циклических кризисов связаны также с кризисом государственного регулирования, выразившимся в несостоятельности антициклической политики государства, в банкротстве теорий и практики государственного воздействия на циклическое воспроизводство. Когда имеет место несоответствие официально провозглашенных целей государственной политики фактическим результатам регулирования экономики: вместо высоких и устойчивых темпов роста экономики — их падение; полная занятость обернулась массовой безработицей; «стабильность» цен — хронической инфляцией; равновесие платежного баланса — ростом государственного долга. В результате экономическая деятельность государства стала дополнительным фактором неустойчивости экономики.
Неотъемлемым элементом современного экономического цикла также является инфляция. Инфляция взаимодействует с циклическим движением экономики. Это сказывается, прежде всего, на изменении механизма цикла, в котором теперь переплетаются циклические закономерности движения цен (их падение в фазе кризиса и рост в фазе подъема) с ценообразующими факторами государственного регулирования (вызывающими рост цен). Поэтому государством осуществляется антиинфляционная политика (так как помимо разрушительного воздействия на перераспределение, которое оказывает инфляция, она может послужить причиной экономического краха и депрессии).
Жестокая инфляция подстегивает спекулятивную деятельность. В чрезвычайной ситуации, когда цены подскакивают резко и неравномерно, нормальные экономические отношения разрушаются. Фирм становится все более и более выгодно накапливать в своих руках сырье и готовую продукцию в ожидании дальнейшего увеличения цен. Поставщики сырья требуют плату не быстро обесценивающимися деньгами, а реальными товарами. Кредиторы перестают давать кому-либо в долг, чтобы избежать возвращения таких долгов «дешевыми» деньгами. Деньги фактически теряют ценность. Экономика может вернуться полностью к бартеру. Производство и обмен останавливаются, и в конечном итоге наступает экономический, социальный и, очень возможно, политический хаос.
Существуют различные взгляды на причины циклических колебаний, однако, несмотря на значительный разброс взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно выделить два направления регулирования: неокейнсианство и неоклассицизм, развившееся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения [3].
Во время кризиса и депрессии, т.е. на понижательной волне циклических колебаний, государственная политика направлена на стимулирование совокупного спроса.
Традиционным стал кейнсианский подход, направленный на управление совокупным спросом. Так экономическая политика вызывает возрастание производства и занятости. Это отражается сдвигом вверх кривой AD в положение AD¹, приближающим экономику к уровню полной занятости Y*. Чем на большом расстоянии от линии потенциального производства кривая AD пересекает кривую AS, тем меньше потенциального оказывается равновесное производство. Графически это представлено на рис.2.
Рисунок 2-Кейнсианская модель регулирования экономики
Неокейнсианство большее внимание уделяет бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).
В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции (ибо рост инвестиций способствует увеличению национального дохода и привлечению в производство дополнительных работников, т.е. ликвидация безработицы), проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше рассчитывают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления.
Для кейнсианцев, чтобы избежать гигантских потерь от спадов и кризисов, необходима активная макроэкономическая политика регулирования совокупного спроса со стороны государства. Для преодоления инфляционного разрыва государству предлагается увеличить налоги.
В соответствии с положениями современного кейнсианства, кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика вполне могут компенсировать негибкость цен и зарплаты, стимулируя экономическую активность во время рецессии.
Экономисты классики утверждают, что в свободном обществе с рыночной экономикой регулирование экономики государством возможно лишь с помощью финансовой политики, но не принудительным, «плановым» распределением ресурсов. Сторонники неоклассической школы считают также, что надо отказаться от кейнсианских рецептов антициклического регулирования и лучшее, что может сделать государство, это сократить собственные доходы и расходы и снизить налоги. Они также уделяют большое внимание проблеме денег и кредита (главным образом, это вопрос объема денежной массы и его регулирования) и подвергают критике идею государственного регулирования. Опору они видят в свободной конкуренции и предпринимательстве.
Выделяют следующие направления государственного регулирования экономики:
В РБ, где происходит формирование рыночных отношений, к перечисленным направлениям государственного регулирования экономики добавляют новые, связанные с образованием многосекторной экономики, включающие проведение приватизации, демонополизации, демонтаж устаревших звеньев прежнего хозяйственного механизма, включение экономических регуляторов вместо административных и многое другое.
Процентная политика находит свое выражение в регулировании уровня и динамики процентных ставок. В рыночной экономике уровень и динамика процентных ставок отражают степень деловой активности в стране, темпы инфляции, напряженность кредитного рынка и воздействие внешних факторов. При этом процентная политика предусматривает в основном содействие достижению трех целей:
Налоговая политика - важнейший элемент, позволяющий регулировать деловую активность, создавать предпосылки для сокращения издержек производства, для увеличения конкурентоспособности национальных товаров на мировом рынке. При этом, рекомендации кейнсианской политики в области налогообложения сводятся к следующему: при неполном использовании факторов производства целью налогового регулирования становится формирование условий и стимулов к экономическому росту и рост эффективности, стимулирование совокупного спроса как путем создания благоприятной среды для инвестирования, так и посредством увеличения государственных расходов.
При переходе экономики в фазу полной занятости факторов производства фискальная политика перестает служить целям расширения совокупного спроса. В этих условиях меняются инструменты налоговой политики и наиболее рациональные рекомендации даются представителями монетаристской школы: основные мерами госрегулирования становится уменьшение госрасходов (сокращение дефицита бюджета) и максимально возможное уменьшение роли государства [1].
4 ПРОБЛЕМЫ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ
Рыночные преобразования на постсоветском пространстве вызывают различные оценки в научном мире. Республика Беларусь, руководствуясь принципами, предложенными в «Повестке дня на XX век», осуществляет последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач.
Республика Беларусь имеет экспортоориентированную экономику, т. е. более 50 % ВНП страны предназначено для реализации на международном рынке. Это обстоятельство позволяет утверждать, что результаты именно внешнеэкономической политики в решающей степени определяют условия экономического роста и достижения других основных целей национальной экономики. Между тем, внешнеэкономическая политика, проводимая нынешним руководством Беларуси, имеет ряд специфических особенностей, которые заметно обособляют нашу страну среди субъектов мирового рынка. Эффективность и перспективы этой политики все чаще вызывают сомнения, в частности, в свете неутешительных итогов развития экономики Беларуси (1999г.) и ухудшения экономического и политического имиджа страны.
Начиная с 1992г. доля промышленности в ВВП начинает падать и динамика приобретает вид, представленный на рис.3. Безусловно, структура ВВП меняется. Здесь происходит сдвиг в сторону роста доли сферы услуг в ВВП (в то время как промышленность - это именно та сфера, где существует значительная привязка по сырьевым и топливно-энергетическим ресурсам) [2].
Республика на сегодня располагает геоэкономическими и новыми конкурентными преимуществами. К первым относится географическое положение с достаточно развитой инфраструктурой (ж/д транспорт, сеть автомобильных дороги др. коммуникации). Ко вторым – экономическая и социальная стабильность (в 2002г. доля безработных в общей структуре рабочей силы составила только 3%). Хотя следует иметь в виду, что если не будет предпринята структурная перестройка экономики, то безработица за счет скрытой может возрасти, по экспертным оценкам, до 30%.
Рисунок 3- Динамика доли промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг
в производстве ВВП в 1991-2002г.г.
В структуре экономики Беларуси сохранился целый ряд диспропорций, как унаследованных от СССР, так и других, не преодоленных вследствие экономического кризиса. В полной мере преодолеть кризисные явления в экономике, которые накопились с 1991 года и вызванные потерей внешних связей и традиционных рынков, дезорганизацией управления народным хозяйством,не удалось. Наблюдается снижение жизненного уровня большей части граждан, углубление расслоения общества по доходам, высокий уровень скрытой безработицы.
Экономика Беларуси развивалась в рамках СССР на основе специализации и разделения труда. Географическое положение страны, климатические условия, наличие сформированной транспортной системы, высококвалифицированные кадры способствовали развитию электроэнергетики, машиностроения, нефтехимической и химической промышленности, которое сопровождалось расширением хозяйственных связей с другими республиками. Вывоз продукции достигал 30% общего объема производства, ввоз-26%. Республика Беларусь к концу 80-х - началу 90-х годов не только вышла на среднесоюзные показатели, но и превзошла их. Расходы государства на развитие хозяйства полностью покрывались доходами, а профицит бюджета был равен 2,6 % к ВНП. Практически отсутствовала безработица и инфляция. Занимая в СССР по территории 0,9%, по численности населения 3,6%, Республика Беларусь в 1990г. производила 4% валового продукта. Таковы были итоги, с которыми республика вошла в последнее десятилетие XX века.
Первые проявления экономического кризиса обозначились в начале 90-х годов и были вызваны главным образом разрушением хозяйственных связей, местным сепаратизмом. Этот период характеризуется резким спадом производства (который не сдержала даже экспансионистская макроэкономическая политика) и высоким уровнем инфляции. Из-за ценового фактора и общесоюзной макроэкономической политики (денежная эмиссия, огромный дефицит союзного бюджета) товарная масса перетекла в союзные республики.
Среднегодовой индекс потребительских цен за 1992г увеличился в 11раз, за 1993г -в 13, а в1994г-в 23 раза. Катастрофически обесценивался основной и оборотный капитал предприятий и денежные сбережения граждан., резко упали реальные доходы населения (в 1992г они были ниже, чем в 1990г, на 17%, а в 1994г-на 9%). Началось падение объемов промышленного производства. В 1991г они снизились на 1%, в 1992г- на 9,4%, в 1993г- на 10%, в 1994г-на 17%.
Резко сузились рынки сбыта продукции. Особенно трудное положение стало складываться в машиностроении, легкой, химической, топливной промышленности. В 1994г объем промышленного производства к уровню 1990г составил 67%, химической и нефтехимической - 58%. Резко сократились объемы капитального строительства. Этот период также сопровождался высокими темпами инфляции (до 40% в месяц). Все это привело к обесцениванию вкладов населения в сбербанках и падению покупательной способности рубля. В условиях галопирующей инфляции население стремилось быстрее избавиться от полученной зарплаты и других денежных доходов ("бегство от денег").