Антиинфляционные процессы в Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы заключается в том. чтобы на основе изученного теоретического и статистического материала осветить основные вопросы темы «Инфляция, инфляция в Республики Казахстан. Опыт зарубежных стран», чему способствуют следующие задачи:
1) определить сущность инфляции;
2) охарактеризовать типы и виды инфляции;
3) изучить инфляционные процессы, происходящие в мире;
4) рассмотреть вопросы государственной антиинфляционной политики
5) изучить подробно литературу по данной теме
6) проанализировать как процесс инфляции
7) выявить проблемы инфляции и совершенствование антиинфляционной политики

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы инфляции
1.1 Сущность и формы проявления инфляции
1.2 Классификация инфляции и ее критерии
1.3 Зарубежный опыт: инфляционные процессы в странах Европы
Глава 2. Анализ инфляционных процессов в Республике Казахстан и ее особенности
2.1 Правовые основы регулирования инфляционных процессов
2.2 Анализ влияния инфляционных процессов в Республике Казахстан за 2005-2010 гг.
2.3 Анализ антиинфляционной политики в Казахстане
Глава 3. Меры по совершенствованию проведения антиинфляционной политики в РК
3.1 Проблемы регулирования инфляции в РК
3.2 Совершенствование антиинфляционной политики
Заключение
Приложение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

инфляция.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

  Вместе  с тем инфляция в годовом выражении (сентябрь 2007 года к сентябрю 2006 года) составила 11,2%, среднегодовая (январь-сентябрь 2007 года к январю-сентябрю 2006 года) - 8,6%.

  В Казахстане за первые 4 месяца 2008 года инфляция составила 4,5%. В годовом  выражении — 19,5%, передает корреспондент «Росбалта» со ссылкой на Агентство РК по статистике.

  Только  за май инфляция составила 1%. Цены на продовольственные товары повысились на 1,4%, непродовольственные — на 0,6%, платные услуги — на 0,9%.

  На  рынке продовольственных товаров  наибольший рост цен был зарегистрирован на хлебопродукты и крупы, в том числе на рис и на пшеничную муку.

  Подорожали  масло подсолнечное, мясопродукты, сахар. Среди непродовольственных  товаров заметно подорожали моющие средства, бензин, медикаменты. Повысились тарифы на железнодорожный пассажирский транспорт, на медицинские услуги. Коммунальные услуги также стали дороже.

  Инфляция  в годовом выражении (декабрь 2008 года к декабрю 2007 года) составила 9,5%, указывается в распространенном в понедельник сообщении госагентства по статистике.

  Вместе  с тем среднегодовая инфляция (январь-декабрь 2008 года к январю-декабрю 2007 года) составила 17%.

  Темпы роста потребительских цен в  Казахстане в 2009 году составят 10%, прогнозируют аналитики Межгосударственного  статистического комитета СНГ".

  По  данным комитета, самый высокий уровень  инфляции на пространстве Содружества  в нынешнем году ожидает Азербайджана и Украину - 18%.

  Инфляция  в Таджикистане составит 15%, в Кыргызстане - 13%, России, Беларуси и Узбекистане - 11%, Молдове и Казахстане - 10%. Наименьший рост уровня инфляции в 2009 году среди стран СНГ ожидается в Армении - 6 - 7%. В среднем по Содружеству инфляция в 2009 году составит 11 - 12%. Вместе с тем, по данным Статкомитета СНГ, реальный рост валового внутреннего продукта (ВВП) в Таджикистане, наряду с Узбекистаном и Арменией, в 2009 году составит 7%. Более высокий темп роста ВВП прогнозируется Азербайджану - 13 - 15%, и Белоруссии - 9 - 10%. В России и Кыргызстане темпы роста ВВП составят 6%, Молдове - 5 - 6%, в Казахстане и Украине - 5%. Как сообщалось ранее, по словам главы Национального банка республики Григория Марченко в 2009 году инфляция в Казахстане составит 11%. Ожидается, что в этом году инфляция будет находиться в коридоре 11%". В этом году ожидается некоторое ускорение инфляции в феврале. Но в последующий период ситуация стабилизируется, чему будет способствовать снижение негативных ожиданий на рынке.

  В Казахстане в 2009 году не будет наблюдаться  угроза высокой инфляции. Такой прогноз  сделан Министерством экономики и бюджетного планирования (МЭБП) РК в ходе интернет-конференции по реализации послания главы государства народу Казахстана "Повышение уровня благосостояния - главная цель государственной политики", передает агентство со ссылкой на сайт "Электронное правительство РК".

  Угроза  той высокой инфляции, которую  мы все с вами наблюдали в прошлом  году, не будет наблюдаться в 2009 году.

  Это объясняется двумя главными факторами. Во-первых, правительство РК прилагает  эффективные меры по сдерживанию  инфляции, что уже в текущем году привело к значительному снижению инфляции по сравнению с прошлым годом. Во-вторых, уже на протяжении последних нескольких месяцев наблюдается спад цен на продовольствие и энергоресурсы во всем мире и экономисты всех стран прогнозируют дальнейший спад цен на эти товары в следующем году.

  В ответе напоминается, что если в 2007 году инфляция за год составила 18,8%, то в этом году она ожидается в  пределах не более 9,9%. "На данный момент инфляция с начала года составила 8,1%, и стабильно снижающаяся динамика роста инфляции в этом году позволяет полагать, что целевой уровень в этом году будет достигнут.

  Инфляция  была вызвана в первую очередь  ростом цен на продовольствие и энергоресурсы. Правительство Казахстана применило  оперативные меры, которые привели к стабилизации цен на внутреннем рынке продовольствия и цен на топливо, свидетелями чего вы стали сами: цены на продовольствие удалось полностью стабилизировать путем насыщения рынка, улучшения торговой цепочки и регулирования цен. Так за последние два месяца (август, сентябрь) цены на продовольствие остались неизменными, на уровне июля 2008 года", - считают в МЭБП.

  Насыщение внутреннего рынка продовольствия и топлива в республике в результате примененных мер правительства, создание продовольственных резервов в стране для стабилизации цен в ближайшем будущем позволяет Казахстану застраховать себя от главного фактора инфляции - роста цен на продовольствие.

  Таким образом, инфляция, которую пережило мировое сообщество, включая Казахстан, в 2007-2008 годах, в тех масштабах не будет угрожать нам в 2009 году. По прогнозам Нацбанка РК, инфляция в 2009 году снизится до уровня 7,5%-9,5%. 

  2.3 Анализ антиинфляционной политики  в Казахстане

  Методы  борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Чаще всего проявляется следующая закономерность: чем кризисное ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую. Косвенные методы включают: регулирование общей массы денег через управление “печатным станком”. регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком. обязательные денежные резервы коммерческих банков. операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг. Косвенные методы не могут работать в нашей экономике на полную мощность по причине ее недостаточной “рыночности”. Полноценный рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а, соответственно, Центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу ценных бумаг. Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как: прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством. государственное регулирование цен. государственное регулирование пределов заработной платы. государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом. государственное регулирование валютного курса.

  Правлением  Национального банка Казахстана утверждены Основные направления денежно-кредитной политики на 2007-2008 гг. Программный документ носит среднесрочный характер, а в самой программе сказано, что, начиная с 2007 г., ориентиры денежно-кредитной политики будут определяться Национальным Банком на три года вперед, с ежегодным уточнением, что связано с достижением в стране относительной макроэкономической стабильности.

  В своей программе Национальный банк объявил о переходе к новому режиму денежно-кредитной политики. Основным направлением денежно-кредитной политики Национального Банка Казахстана в ближайшие 3 года станет подготовка и переход к принципам инфляционного таргетирования, что предполагает постепенный отход от целевых показателей по денежной базе и золотовалютным резервам к целевым показателям по инфляции.

  Основной  целью денежно-кредитной политики станет удержание инфляции в пределах 4-6% – в 2007 году. За 3 года суммарный уровень инфляции составит 18-20%. История инфляционных процессов в Казахстане выглядит несколько лучше российской.

  Отметим, что антиинфляционная политика пока не мешает экономическому росту, наметившемуся в Казахстане. В 2007 году ожидается, что экономический рост превысит показатель 2006 года (9,8%) и составит более 10%.

  Национальный  Банк планирует сохранить режим  свободно плавающего обменного курса  тенге и не будет вмешиваться в его формирование, осуществляя минимальное присутствие на внутреннем валютном рынке

  Предполагается, что основными инструментами  денежно-кредитной политики в 2007-2009 годах останутся операции открытого  рынка, официальные ставки и переучетные операции с векселями. Национальный Банк будет делать упор на операции открытого рынка.

  Перспективным направлением денежно-кредитной политики, по мнению Национального банка, также  является осуществление дальнейшей либерализации валютного режима, что предполагает, в первую очередь, изменение валютного регулирования и контроля над вывозом и ввозом капитала. Либерализация вывоза капитала будет включать в себя поэтапную отмену лицензирования или расширение круга не лицензируемых операций по некоторым видам валютных операций, связанных с движением капитала.

  В настоящее время это метод  практикуют более десяти стран. Целью  перехода к принципам инфляционного  таргетирования является достижение относительной  стабильности цен без негативных последствий для роста производства и занятости. На первый взгляд переход на новый метод не представляется чем-то новым: целевые параметры инфляции установились Национальным банком страны и ранее. Вместе с тем переход на новый метод предполагает соблюдение определенных требований и включает в себя ряд элементов [4, с.6].

  Основой успешного введения указанного метода считается соблюдение таких факторов, как устойчивое состояние бюджета  и гарантии макроэкономической стабильности, стабильность финансовой системы, независимость  центрального банка, понимание взаимосвязей между инструментами центрального банка и инфляции, информационная открытость. Новый метод означает сугубо прагматический подход к решению проблемы инфляции и дает Национальному банку свободу действий в выборе моделей и инструментов, и даже целей с условием, что его политика в обязательном порядке должна одним из своих итогов иметь показатели инфляции, находящиеся на заранее определенном уровне. Новая форма организации денежно-кредитной политики позволяет денежным властям использовать находящиеся в их распоряжении инструменты в соответствии со складывающимися обстоятельствами. Отличительной чертой политики тарегетирования инфляции является её гибкость по отношению к способам по достижению конечной цели, то есть определенного уровня инфляции.

  Вместе  с тем новый метод предполагает повышенную ответственность регулирующих органов за достижение намеченных показателей, повышенную транспарентность монетарной политики путем оповещения общественности о целях и планах финансовых властей. Так, центральные банки отдельных стран, перешедших на метод инфляционного таргетирования, регулярно публикуют так называемые инфляционные отчеты, в которых сообщают о достижениях и объясняют свои дальнейшие действия. В свою очередь открытость информации в сочетании с успехом деятельности по достижению провозглашенных целей предполагает большую предсказуемость реакции экономики на результаты политики, осуществляемой органами денежного регулирования[12, c.56].

  Быстрый рост экономики, особенно с учетом специфики нашей нефтедобывающей страны, давал возможность расти всем. А одна из главных проблем ускоренного роста экономики – это потеря контроля над эффективностью производства, над динамикой затрат. Рост зарплат объяснялся дефицитом квалифицированной рабочей силы и профессиональных кадров, который спровоцировал гонку перетягивания специалистов через рост оплаты их труда. При этом необоснованно высокая динамика роста зарплат, само собой, закладывалась в себестоимость всех производимых товаров и услуг – точно так же, как рост стоимости всех инвестиционных ресурсов. Та же коррупция сегодня – это немалая часть производственных затрат и одна из причин снижения эффективности производства.

  Таким образом, Казахстан накапливал негативные тенденции в системе начиная с 2000-2001 годов. К примеру, осенью 2008 года произошла либерализация цен на электроэнергию и ее транспортировку. А ведь есть такой инструмент, как межотраслевой баланс в укрупненной номенклатуре. Он позволяет достаточно точно подсчитать, каким образом изменение цен на электроэнергию на 1% повлияет на все экономическое воспроизводство, снижение эффективности, доходы в бюджет и т.д. Однако этот инструмент не используется. В результате принимаются непрочитанные решения, дающие очень сильный толчок росту цен.

  О недочетах нынешнего экономического управления говорит и тот факт, что при расчете индекса потребительских  цен госорганы упустили самое  главное. В последние годы очень  серьезно изменилась структура доходов  населения в разрезе определенных групп, между тем методики обследования и расчета индекса остались прежними. В результате происходит искажение индекса цен на потребительские товары, и он неадекватно отражает реальную ситуацию с инфляцией. Есть определенные основания предполагать, что статистика «подрисовывается», и в последние годы реальный рост цен выше, чем показывается. Забили тревогу и объявили войну инфляции только сейчас, когда она уже вылезла наружу и живет по своим законам, а ведь все ее базовые тенденции закладывались раньше.

Информация о работе Антиинфляционные процессы в Республики Казахстан