Антиинфляционные процессы в Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы заключается в том. чтобы на основе изученного теоретического и статистического материала осветить основные вопросы темы «Инфляция, инфляция в Республики Казахстан. Опыт зарубежных стран», чему способствуют следующие задачи:
1) определить сущность инфляции;
2) охарактеризовать типы и виды инфляции;
3) изучить инфляционные процессы, происходящие в мире;
4) рассмотреть вопросы государственной антиинфляционной политики
5) изучить подробно литературу по данной теме
6) проанализировать как процесс инфляции
7) выявить проблемы инфляции и совершенствование антиинфляционной политики

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы инфляции
1.1 Сущность и формы проявления инфляции
1.2 Классификация инфляции и ее критерии
1.3 Зарубежный опыт: инфляционные процессы в странах Европы
Глава 2. Анализ инфляционных процессов в Республике Казахстан и ее особенности
2.1 Правовые основы регулирования инфляционных процессов
2.2 Анализ влияния инфляционных процессов в Республике Казахстан за 2005-2010 гг.
2.3 Анализ антиинфляционной политики в Казахстане
Глава 3. Меры по совершенствованию проведения антиинфляционной политики в РК
3.1 Проблемы регулирования инфляции в РК
3.2 Совершенствование антиинфляционной политики
Заключение
Приложение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

инфляция.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

  Отсутствие  единого закона о ценообразовании «компенсируется» множеством других законов и подзаконных актов. Это более 30 законов, десятки указов президента и постановлений Правительства РК, а на региональном уровне они дополняются постановлениями (распоряжениями) субъектов РК и органов местного самоуправления. Во всем этом сложно разобраться даже специалисту.

  Еще тяжелее обстоят дела с правообеспечением  контроля за регулируемыми государством ценами. В последнее время президент  страны и ряд политических деятелей не раз выражали озабоченность ростом цен на социально значимые товары, в первую очередь медикаменты. Однако в сфере ценообразования на важнейшие виды продукции, а также социально значимую продукцию (услуги) полностью отсутствует нормативная регламентация контроля за исполнением законодательства, а органы контроля за ценами, действующие во всех субъектах РК, не имеют никаких полномочий по проведению проверок, санкций за нарушение регулируемых государством цен.

  Единственный  действующий в настоящее время  правовой акт — Указ Президента РК, в соответствии с которым к предприятиям и организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки и штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении — штрафа в двойном размере. Нормы же, определяющие понятие правонарушения в сфере регулирования цен и порядок применения санкций, отсутствуют. Поскольку взыскание штрафов может производиться только по решению суда, а органы контроля, не имея законодательного статуса, лишены права предъявления в суд исков в защиту государственных интересов, большая часть выявленных нарушений остается безнаказанной.

  В бюджет поступают лишь штрафы, добровольно  выплачиваемые предприятиями-нарушителями.

  Новым Кодексом об административных правонарушениях  установлен штраф с юридических  лиц в размере от 400 до 500 минимальных  размеров оплаты труда. Однако, как  показывает практика применения взысканий  за правонарушения в сфере регулирования  цен.

  Таким образом, Кодекс не позволяет применять штрафную меру с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, имущественного положения правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния, что нарушает принципы справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности. Поэтому в одних случаях столь большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права частной собственности. В других случаях этот штраф не компенсирует потери общества. Избежать несправедливости можно взысканием, помимо административного штрафа, всей суммы излишне полученной выручки.

  Следствием  установления государственного регулирования  цен является ограничение дохода, который может быть получен в результате производства (реализации) отдельных видов продукции (услуг). Нарушение государственной дисциплины цен ведет к получению дохода за счет других лиц, интересы которых охраняет государство, ограничивая цены. Нарушитель не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которую он получил за счет нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц и государства. Поэтому эта часть имущества должна быть возвращена их владельцам, что представляет собой его законное изъятие, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Поскольку взыскание всей суммы излишне полученной выручки не относится к штрафам за административное правонарушение, применение такой санкции в соответствии с требованиями Гражданского кодекса должно быть установлено соответствующим законом. В тех случаях, когда есть возможность установить потребителей, пострадавших от завышения цен, закон должен предусматривать возврат потребителям незаконно полученных с них сумм, что позволит не только осуществлять карательные меры, но и восстанавливать социальную справедливость.

  Причины нарушения ценового законодательства имеют субъективный и объективный  характер. К объективным можно  отнести отсутствие единой концепции государственной ценовой политики, наличие множества законов и подзаконных актов, регламентирующих отдельные вопросы ценообразования. Одной из главных субъективных причин является отсутствие правового регулирования ценовой и контрольной деятельности. Новый Кодекс об административных правонарушениях так определяет понятие нарушения порядка ценообразования: «завышение или занижение регулируемых государством цен, установленных надбавок (наценок) к ценам.., а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования». Следовательно, в правоприменительной деятельности неизбежно различное толкование установленного порядка ценообразования хозяйствующими субъектами и контрольными органами.

  Законность  в сфере контроля за ценами могла  бы быть обеспечена введением единых правовых норм, критериев и стандартов государственного регулирования цен, а также функций государственных органов, осуществляющих контроль за реализацией законодательства о регулировании цен.

  В настоящее время в находится  на рассмотрении проект закона «О государственном контроле за порядком применения цен и тарифов», который определяет систему соответствующих контрольных органов, принципы их деятельности, компетенцию, основные задачи и направления деятельности, ответственность должностных лиц. Эти нормы создают предпосылки для эффективного осуществления государственной ценовой политики, направленной в том числе на ограничение инфляции. Слово за депутатами и правительством. 

  2.2 Анализ влияния инфляционных  процессов в Республике Казахстан  за 2005-2008 гг.

  По  официальным данным Агентства по статистике [4.-С.6], инфляция на конец 2006 года составила 6,4%, в том числе  цены на продовольственные товары повысились на 8,8%, на непродовольственные товары – на 4,5%; на платные услуги населению  – на 3,5%. В 2005 году эти показатели составляли соответственно 9,8–12, 8 – 6,1–7,1%.

  В течение года динамика инфляционных процессов складывается следующим  образом. В первом квартале инфляция составила 2,5% (2,7% - в первом квартале 2005 года), в первом полугодии – 3,7% (4,5%), за девять месяцев – 3,8% (5,6%). Как и в прошлом году, наибольшее влияние на уровень инфляции оказал рост цен на продовольственные товары. Значение этого фактора особенно значимо с учетом того, что в составе потребительских расходов населения порядка 50% расходов приходится на продовольственные товары, из которых около 90% расходуются на продукты питания. В отличие от 2005 года сдерживающим фактором на пути роста цен стали умеренные темпы роста цен в реальном секторе экономики. Так, если индекс цен предприятий – производителей промышленной продукции в 2005 году примерно в 2 раза превышал показатель роста потребительских цен, то в прошлом году отмечено их снижение по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

  В прошлом году наиболее значительный рост цен был зафиксирован на фрукты и овощи (на 17,9%), мясопродукты (на 17,8%), рыбу (17,9%) и молокопродукты (на 11,4%). По остальным позициям группы продовольственных товаров рост цен был менее значительным. Снизились цены на крупы, сахар и яйца. Отличительной особенностью прошлого года стало снижение цен на бензин на 15,%. По остальным позициям группы непродовольственных товаров наблюдался умеренный рост цен. Еще одной особенностью года стал самый нижний за всю историю экономики Казахстана–рост цен на платные услуги населению, который составил всего 3,5%. После гиперинфляции начала 90 годов, когда она измерялась тысячами процентами, наиболее низкий её уровень в размере 1,9% был зафиксирован на конец 1997 года. Апрельская девальвация 2003 года привела к росту инфляции к концу года до 17,8%. Результаты двух последних лет позволили перейти с двузначной на однозначный уровень инфляции, что, естественно, не может не радовать. По этому показателю мы вплотную приблизились к уровню развитых стран. Напомним, что в последние 5 лет инфляция в этих странах составила от 0,6 до 3%. Наиболее высокий уровень инфляции среди развитых стран в 2005 году отмечался в США – 3,4%, а в Японии в 200 – 2005 годах наблюдалось снижение цен.

  ДИАГРАММА

  Если  сравнить уровень инфляции со странами СНГ, например, с Россией, то в Казахстане он ниже в несколько раз. В России инфляция в 2005 году превысила 20%, а в 2006 году ожидается на уровне 18–19%. Относительно низкий уровень инфляции у нас в стране объясняется, вероятно, более сбалансированной монетарной политикой, проводимой Национальным банком, и проведенной ранее реформой в жилищно-коммунальном хозяйстве. Кроме того, на темпах инфляции сказывается достаточно низкие параметры внутреннего спроса, связанные с низким уровнем доходов населения. Российское правительство в последние годы брало на себя целый ряд обязательств, связанных с увеличением расходов на социальную сферу, и выполняло их. Впрочем, и августовский кризис 1998 года более негативно отразился на уровне жизни россиян по сравнению с последствиями девальвации тенге в Казахстане. Уровень инфляции, достигнутый в 2006 году, для правительства оказался, похоже, неожиданным. Дело в том, что инфляция первоначально в бюджет 2006 года закладывалась на уровне 6,9%. Такой прогноз был подтвержден и в заявлении правительства, опубликованном в конце марта прошлого года. Однако сразу после этого правительство выступило с предложением внести поправки в бюджет 2006 года и утвердить индекс цен на уровне 8,4%. Надо полагать, что поправки были внесены исходя из фактического уровня инфляции 1 квартала. Такая вольность в обращении с главным экономическим документом свидетельствует, вероятно, о том, что у правительства нет эффективной программы, а немонетарные аспекты инфляции сведены главным образом к удержанию тарифов на услуги естественных монополий.

  По  данным Агентства по статистике [5.-С.4], инфляция в мае сложилась на самом  высоком в текущем году уровне. Значительное увеличение инфляции произошло  в результате роста цен на бензин на 31,6% за месяц.

  Ситуация на финансовых рынках в отличие от ценовой сферы в мае не претерпела серьезных изменений и продолжала оставаться стабильной. Биржевой курс на конец мая составил 153,18 тенге за доллар США. Тенге по отношению к доллару за месяц девальвировал на 0,12%, с начала года – на 1,48%. Объем биржевых операций с начала года составил 856 млн. долларов, в мае – 216,8 млн. долларов и по сравнению с апрелем увеличился на 8,6%. При этом более 100 млн. долларов на бирже было куплено Национальным банком. На внебиржевом валютном рынке наблюдалось снижение объемов операций как по сравнению с предыдущим месяцем (на 24,5%), так и аналогичным периодом предыдущего года (на 31,7%). Объем операций на внебиржевом рынке в мае составил 316,8 млн. долларов, с начала года – 1758,1 млн. долларов. В мае по сравнению с апрелем существенно возросли объемы эмиссии ценных бумаг, как Министерства финансов, так и нот Национального банка (в 3,4 раза и 1,8 раза соответственно). Возросли и объемы ценных бумаг в обращении: Министерства финансов на 6,6% до 85,2 млрд. тенге, нот Национального банка на 18,5% до 32,4 млрд. тенге. Доходность по обращающимся ценным бумагам Минфина в мае осталась практически на уровне апреля, а доходность по эмитированным нотам Национального банка снизилась с 6,05% до 5,94%. После традиционного снижения объема депозитов в начале года в апреле произошло увеличение ресурсной базы банков за счет роста главным образом депозитов физический лиц. Объем депозитов на начало мая составил 455,5 млрд. тенге и увеличился по сравнению с началом года на 4%. Прирост депозитов физических лиц за 4 месяца составил 16,1 млрд. тенге, юридических лиц 1,5 млрд. тенге. Объем кредитов банков реальному сектору за 4 месяца вырос на 38,5 млрд. тенге, т.е. до 528,3 млрд. тенге. В апреле ставка вознаграждения по тенговым срочным депозитам физических лиц повысилась с 11,2% до 11,5%. Произошло снижение доходности по банковским кредитам. Средневзвешенная ставка вознаграждения по выданным тенговым кредитам юридическим лицам снизилась с 15,7% до 15,0%, а физическим лицам с 25,4% до 24,8%. Замедление темпов роста на депозитном рынке сказалось на динамике активов банковского сектора. Совокупные активы банковской системы за 4 месяца выросли на 3,6% и составили 847,8 млрд. тенге. Вместе с тем в этот период наблюдались более высокие темпы роста собственного капитала банков. Собственные средства банковского сектора выросли с начала года на 9,2%, достигнув 132,2 млрд. тенге. Ликвидная позиция банков оставалась избыточной - средний уровень ликвидности по банковскому сектору в апреле составил 0,84 (при норме не менее 0,3). Не изменялось в мае количество банков, имеющих лицензию на проведение банковских операций: по состоянию на 1 мая в республике функционировало 42 банка.

  Инфляция  в Казахстане в июле 2007 года составила 0,9 процента по сравнению с 0,8 в июне. В январе-июле 2007 года инфляция составила 5,5 процента по сравнению с 5,1 процента за тот же период 2006 года.

  Таблица 1

  Индекс  потребительских цен в Казахстане

  Июль 2007г. Июнь 2007г. Июль 2006г. Июль 2007г. к декабрю2006г. Июль 2006 г. кдекабрю 2005г.
К предыдущему периоду в % +0,9 +0,8 +0,2 +5,5 +5,1
в том числе:          
продовольственные товары +0,8 +0,9 -0,4 +6,6 +5,0
непродовольственные товары +1,4 +0,7 +0,9 +4,3 +3,4
платные услуги +0,6 +0,5 +0,5 +5,2 +7,0

  В 2006 году инфляция в годовом выражении (декабрь 2006 года к декабрю 2005 года) составила 8,4 процента по сравнению с 7,5 процента за аналогичный период предыдущего года.

  Власти  Казахстана прогнозируют среднегодовую  инфляцию в 2007 году в пределах 5-7 процентов.

  Национальный  банк Казахстана прогнозирует инфляцию в 2007 году в пределах 7,3-8,3 процента.

  Ранее правительство и Нацбанк республики прогнозировали, что среднегодовая  инфляция в 2007 году сложится в пределах 5-7%. Однако в июле прогнозируемый коридор  уровня инфляции был увеличен до 9%. Среднегодовая инфляция в Казахстане в 2006 году составила 8,6%.

  За  январь-сентябрь этого года, по данным госстатведомства, инфляция в Казахстане составила 8,6%, в том числе в  сентябре - 2,2% против 0,7% в августе.

Информация о работе Антиинфляционные процессы в Республики Казахстан