Антиинфляционная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы исследовать причины инфляции в Республике Беларусь, показать пути решения данной проблемы.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть суть понятия «инфляция», показать ее виды, причины и последствия;
- изучить особенности инфляции в Республике Беларусь за 2009-2011 гг;

Работа содержит 1 файл

Сапарова.doc

— 390.50 Кб (Скачать)

5) Мировой экономический  кризис, который, начавшись в 2008 году, привёл к значительному  падению ВВП в России, Украине, Литве, ЕС и в ряде других стран, а белорусский Нацбанк только в сентябре того же года был вынужден продать около полумиллиарда золотовалютных резервов чтобы избежать девальвации белорусского рубля, что неизбежно вызвало бы массовый отток депозитов из банковской системы страны.

6) Повышение  цен на ведущие энергоносители  – нефть, газ, которое неизбежно  «импортирует» нам дополнительную  инфляцию.

7) Внешний долг. По состоянию на 1 января 2010 года  он составил 22 млрд. 29,9 млн. долларов США, или 2,3 тыс. долларов на душу населения.

8) Отрицательное  сальдо. Несмотря на принятые  меры, в 2010 году отрицательное  сальдо Беларуси составило 5370 млн. долларов США. 

Поэтому оглядываясь  на прошлое и оценивая величину внешних  долгов можно сказать, что на данном этапе инфляция не является главной проблемой белорусской экономики. Однако она по-прежнему создаёт массу проблем и настойчиво требует внимания экономистов [18].

Таким образом, совокупность всех эти экономических факторов в большей или меньшей степени влияют на рост инфляции в Беларуси.

 

3 Основные направления антиинфляционной политики Беларуси

 

С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий  государство проводит на разных стадиях  инфляционного процесса антиинфляционную политику. В Беларуси действует, утвержденный правительством, план антиинфляционных мер на текущий год, который направлен на стабилизацию ценовой ситуации, предупреждение необоснованного роста потребительских цен, обеспечение выхода на прогнозный параметр инфляции. Но он будет эффективен лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины.

Долгосрочное антиинфляционное регулирование, опираясь на рациональную денежную политику Центрального банка, должно подкрепляться мерами по решению  стратегической задачи — уменьшения дефицита бюджета на основе сокращения его расходной и увеличения доходной части. Понятно, что эти механизмы рассчитаны на долгосрочную перспективу и должны дополняться методами краткосрочной антиинфляционной тактики. Максимальный эффект будет получен, если, во-первых, увеличить объем предложения без увеличения совокупного спроса и, во-вторых, снизить текущий спрос без уменьшения предложения.

Для стабилизации экономики  в настоящее время правительство  будет ограничивать рост доходов  населения в валюте, будет продолжаться программа сокращения государственного финансирования (сокращение кредитов агросектору и государственного финансирования строительства жилья). Из-за кризиса политика государства будет включать в себя такие элементы, как продажа государственной собственности, продажу земли активную деятельность на рынке ценных бумаг и т.д.

Основной мерой по снижению инфляции в РБ в этом году, как и предыдущих, по прежнему оставались кредиты других стран. Например, соглашение между Беларусью и Евразийским банком развития о предоставлении финансового кредита из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС было подписано 9 июня 2011 года. Общий объем кредита составляет $3 млрд. Средства должны поступить шестью траншами в течение 2011-2013 годов. Первый транш кредита в размере $800 млн. поступил в Беларусь в июне. Общая сумма кредита в 2011 году запланирована в размере $1,24 млрд. Правительство Беларуси также намерено добиваться получения кредита от России и МВФ.

Очередное повышение  ставки рефинансирования и ставок по операциям регулирования ликвидности является последовательным шагом по ограничению инфляционных процессов и стабилизации ситуации в экономике и финансовой сфере в целом. Эта мера позволит также поддержать возобновившийся в последние месяцы рост срочных рублевых вкладов населения в банках, стабилизировать инфляционные ожидания в экономике, а также станет дополнительным фактором по усилению сбалансированности платежного баланса", - пояснили в управлении информации Нацбанка [22].

Борьба с инфляцией  в «Основных направлениях денежно-кредитной политики»  на 2013 год провозглашена главной стратегической задачей. Согласно планам, в 2013 году инфляция должна составить 12% годовых, хотя в 2012-м этот показатель ожидается в пределах 22%. Кроме того, целью денежно-кредитной политики объявлено снижение инфляции с помощью монетарных инструментов и других мер, принимаемых правительством в экономической сфере. Последнее означает, что Нацбанк будет стремиться снижать рост цен, управляя ставками на денежном рынке, а правительство будет проводить соответствующую экономическую политику. Вот тут-то и кроется проблема!..

Так, в «Основных направлениях…» на 2013 год главный банк страны планирует  обеспечить поддержание положительного уровня процентных ставок в реальном выражении. А в конце года рассчитывает снизить ставку рефинансирования до 13-15%. При этом планируется проводить аукционные операции, направлены на недопущение значительных отклонений ставки однодневного рублевого межбанковского кредита от уровня ставки рефинансирования. А вот в проекте Закона «О бюджете» на 2013 год Минфин собирается делать прямо противоположное тому, что запланировал Нацбанк! А именно: вливать в экономику необеспеченные деньги и делать кредиты для предприятий дешевыми, разогревая тем самым экономику и усиливая давление на курс рубля.  Правда, сами бюджеты (как республиканский, так и консолидированный) рассчитаны бездефицитными, и их расходы должны совпасть с доходами. Но, как сообщил министр финансов Беларуси Андрей Харковец, представляя 2 октября проект бюджета в Палате представителей Национального собрания, инвестиционная составляющая бюджета в следующем году будет значительно опережать темп роста инвестиций в основной капитал в целом по экономике. А именно: бюджетные инвестиции в реальном выражении вырастут более чем на 20% при росте инвестиций в основной капитал в целом на 6%.

Но это еще не все. В 2013 году Минфин собирается направить Br9 трлн. на удешевление процентных ставок по банковским кредитам. Он будет  оплачивать за предприятия часть  процентов по банковским кредитам, направляемым на инвестиционные цели. И тем самым снижать ставки по кредитам, которые Нацбанк стремится держать на высоком уровне. Конечно, можно предположить, что эти кредиты пойдут на валютоокупаемые проекты, что в перспективе приведет к росту поступлений валюты в страну, но кредиты на такие проекты банки и так дают, причем, в валюте. Поэтому снижение стоимости рублевых кредитов приведет, по-видимому, в большей степени к росту импорта и зарплат у населения, то есть к росту цен. Поэтому прогноз инфляции на 2013 год в размере 12% кажется совершенно фантастическим.

По мнению экспертов  журнала «Дело», заложенные в основных финансовых документах Беларуси на 2013 год показатели, скорее всего, достигнуты не будут. Ведь если правительство и Нацбанк Беларуси все-таки попытаются обеспечить запланированные темпы роста ВВП, то это приведет к росту инфляции и увеличению давления на курс белорусского рубля, что в конечном итоге втянет страну в инфляционно-девальвационную спираль. В этом случае инфляция окажется выше запланированного уровня, а рубль значительно ослабеет, и эти два показателя будут стимулировать друг друга. Планы на 2013 год могут быть выполнены только в случае дополнительной финансовой помощи со стороны России, либо успешной приватизации и стабилизации курса белорусского рубля за счет валютных интервенций из золотовалютных резервов страны.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современном мире существует немало проблем, которые мы можем со всеми основаниями назвать глобальными. Инфляция – одна из них. Она существовала со времен экономического развития человечества, но целиком проявилась сравнительно недавно, поразив сразу экономики всех стран: развитых и развивающихся. Вся прогрессивная экономическая мысль человечества, положила немало усилий для борьбы с ней, но инфляция окончательно побеждена не была, т.к. появились новые и более сложные ее формы. В некоторых странах определенные успехи уже достигнуты, в других же, как в Республике Беларусь, находятся вначале этого пути, что ставит их в привилегированное положение. Они, используя накопленный исторический опыт, могут избежать чужих ошибок.

Таким образом, в своей работе я попыталась раскрыть сущность и инструменты антиинфляционной политики сегодня, проанализировала проведение борьбы с инфляцией в переходной экономике Республики Беларусь.

Хотелось бы отметить, что для проведения успешного антиинфляционного регулирования необходимо четко изучить сущность инфляции, опыт развитых стран в борьбе с ней, определить инструменты антиинфляционной политики.

Стало понятно, что одним из важнейших инструментов антиинфляционного регулирования является успешное проведение денежно-кредитной политики, стабилизация обменного курса белорусского рубля, стабильность цен на товары и услуги.

Следует подчеркнуть, что в сложившейся ситуации правительство РБ должно поставить проведение антиинфляционной политики на первое место. Любая попытка в нынешних белорусских условиях увеличить денежную массу приведет к падению курса и новому витку инфляции. Запланированные параметры по курсу должны быть выполнены.

В реальном секторе и при растущем отрицательном сальдо эластичность курса и инфляции от эмиссии будет значительной. Вместе с тем рублевая денежная масса по отношению к ВВП столь мала, что без наращивания экспорта проблематична борьба с нарастающей инфляцией.

Среди других монетарных инструментов уменьшения инфляции наряду с сокращением денежной эмиссии следует отметить снижение дефицита госбюджета (особенно той его части, которая покрывается посредством денежной эмиссии), проведение более реалистичной процентной политики по депозитам и кредитам, регулирование резервных требований, политику доходов, сокращение бартерных операций и других суррогатных платежных средств (неплатежи).

Необходимо проведение мероприятий по привлечению иностранных инвестиций в страну. Но данные задачи нереализуемы без активизации фондового рынка и создания его современной инфраструктуры. Эта задача должна иметь самый высокий приоритет сегодня. Ровно, как и создание нормативной базы для выпуска белорусскими предприятиями ценных бумаг.

Целью денежно-кредитной политики должно быть создание условий для макроэкономической и финансовой стабилизации как фактора экономического роста и повышения уровня жизни народа [20].

Таким образом, правительство РБ и Центральный банк РБ должны обеспечить внутреннюю и внешнюю устойчивость денежной единицы, поддержание стабильных цен и общей экономической политики государства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник / под ред. Э.А.Лутохиной. - 2-е изд.- Минск: ИВЦ Минфина, 2010. - 442 с.

2 Алёхин, К. Лестница в инфляционное небо / К.Алёхин // Экономическая газета.- 2011. - 18 ноября.- с.2.

3 Зеленкевич, М.Л. Особенности инфляции в переходной экономике // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2010. - N34.-С.38-43.

4 Гаврилов, В. Факторы инфляции в Беларуси // Банкаускi веснiк. - 2009. - N 25. - С. 4-12.

5 Инфляция в Беларуси: что как и почему. / Под. общ. ред. Е. А. Пинигиной. Мн.: Веды, 2010 г. - 567 с.

6 Белорусы и рынок-еженедельная аналитическая газета для деловых людей (Электрон. Ресурс). - Режим доступа: http://www.belmarket.by/ru/14/120/9728/Кризис-заставляет-сделать-выбор.htm - Дата доступа: 29.12.2012;

7 Семенихина, В. А. Экономическая теория: макроэкономика: Учебное пособие. / В. А. Семенихина, С. А. Крючков. – Новосибирск: НГАСУ, 2003. – 553 с.;

8 Архипов, П. Экономика: учеб. / под ред. П. Архипова – М.: 2009. – 839 с.;

9 Инфляция. – Режим доступа: http://economy-bases.ru/t16r3part6.html. – Дата доступа: 16.12.12;

10 Учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям (в вопросах и ответах). Таганрог: ЮФУ, 2007

11 Матвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику / Т. Ю. Матвеева. – М: Издательский дом ГУ – ВШЭ, 2001. – 556 с.;

12 Инфляционные процессы. – Режим доступа: http://newpresidentbelarus.com/Home/GetImage/19. – Дата доступа: 16.12.12;

13 Балинова, B. C. Статистика в вопросах и ответах: Учеб. пособие / В. С. Балинова. – М.: ТК. Велби, Издательство Проспект, 2004. – 344 с.

14 Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: belstat.gov.by. – Дата доступа: 16.12.12;

15 Гнездовский, Ю. Ю. Инфляция в условиях реформирования экономики Беларуси / Ю. Ю. Гнездовский, Е. П. Мороз // Вопросы статистики. 2009 г. - № 6. с. 22-27;

16 Новости Беларуси. - Режим доступа: http://www.interfax.by/news/belarus/104835. – Дата доступа: 16.12.12;

17 Сайт белорусской информационной компании «БЕЛАПАН». – Режим доступа: http://belapan. by/archive/2011. – Дата доступа: 17.12.12;

18 Козаченко, Л. Д. Инфляционные процессы в Беларуси: ключевые проблемы и пути повышения эффективности регулирования / Л.Д. Козаченко // Вестник БГЭУ - 2012. - №2. - с.71-77.

19 Рудый, К. В. Переходная экономика: теория, развитие, перспективы / К. В. Рудый. ― Минск: Тонпик, 2007. ― 121 с.

20 Официальный сайт БЕЛСТАТ. - Режим доступа: http://belstat.gov. by/homep/ru/indicators/prices. php. – Дата доступа: 13.01.13;

21 NAVINY. BY экономика. - Режим доступа: http://naviny.by/rubric/economic/2011/09/12/ic_news_113_376036/. - Дата доступа: 20.01.2013

22 Белорусское телеграфное агенство. - Режим доступа: http://www.belta. by/ru/all_news/economics/Natsbank-Belarusi-s-11-nojabrja-povyshaet-stavku-refinansirovanija-do-40-godovyx_i_581189.html. – Дата доступа: 12.01.13;

23 Основные тенденции в экономике иденежно-кредитной сфере Республики Беларусь. – Режим доступа: www.nbrb. by. – Дата доступа: 13.01.13.

 


Информация о работе Антиинфляционная политика Республики Беларусь