Антиинфляционная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы исследовать причины инфляции в Республике Беларусь, показать пути решения данной проблемы.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть суть понятия «инфляция», показать ее виды, причины и последствия;
- изучить особенности инфляции в Республике Беларусь за 2009-2011 гг;

Работа содержит 1 файл

Сапарова.doc

— 390.50 Кб (Скачать)

Скрытая форма инфляции представляет собой такое обесценение денег, когда за их прежнее количество (сумму) потребитель приобретает меньше продукта и худшего качества. Скрытая форма инфляции связана с завуалированным ростом цен, к которому можно отнести рост цен на новые товары (не сопровождается таким же ростом их потребительских свойств), так называемое «вымывание» дешевого ассортимента, ведущее к вынужденному приобретению продукции, но по более высоким ценам (в итоге повышаются средние розничные цены, снижается покупательная способность денег, что ведет к инфляции), наличие постоянного дефицита различных товаров (порождает избыточный спрос на них), а также продажу товаров равного качества по ценам, которые выше государственных.

Различают также абсолютную и относительную инфляцию. Абсолютная инфляция означает повышение уровня цен, а при относительной инфляции цены не растут, но оказываются завышенными по сравнению со снизившейся себестоимостью выпускаемой продукции. Некоторые экономисты (прежде всего западные) употребляют понятие абсолютной и относительной инфляции при исследовании зависимости инфляции от роста производительности труда. Если при росте производительности труда цены остаются на прежнем уровне (при прочих равных условиях в данном случае должно было произойти снижение цен), то имеет место относительная инфляция. Если же цены растут вместе с ростом производительности труда, то такая инфляция является абсолютной.

Всплеск корректирующего вида инфляции происходит вскоре после либерализации цен, а ее масштабы и продолжительность зависят от степени дефицитности (разрыва между платежеспособным спросом и предложением), от величины обменного курса валюты и степени монополизации внутреннего рынка, а также способности иностранных товаров нарушить эту монополию [10].

Главным и наиболее наглядным показателем наличия или отсутствия инфляции, а также ее глубины является индекс инфляции (масштаб инфляции). Если цены растут сравнительно медленно (примерно от 3 до 10 % в год), говорят о ползучей или умеренной инфляции. Если же рост цен происходит быстро и скачкообразно, измеряясь двузначными цифрами (от 10 до 200 % в год), то инфляцию квалифицируют как галопирующую. Когда обесценение денег становится самоподдерживающим и неконтролируемым, а темпы роста цен и денежной массы оказываются исключительно высокими (от 200 и более 1000 % в год), наступает гиперинфляция. Она обычно происходит в условиях войны, экономической разрухи, политической нестабильности. Классическим можно считать пример гиперинфляции в Германии после первой мировой войны в 1921-1923 гг., в период гражданской войны в России.

Особенности инфляции зависят во многом от различий в экономических системах. В условиях рыночной экономики, когда цены и доходы свободно формируются в основном под воздействием спроса и предложения, обесценение денег носит открытый характер. При централизованно-директивном определении цен и доходов существует скрытая (подавленная) инфляция. Ее основные проявления заключаются не в повышении цен, а в хроническом дефиците товаров и услуг, росте вынужденных денежных сбережений, развитии теневой экономики и т.п. Иначе говоря, обесценение денег в данной ситуации выступает в закамуфлированном виде.

Суть инфляции спроса можно объяснить фразой: «Слишком большое количество денег охотятся за слишком малым количеством товаров».

Основными причинами инфляции спроса являются:

1) Рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости;

2) Увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема;

3) Рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов).

Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях неполного использования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют – инфляцией издержек производства. В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике. Основными причинами инфляции предложения являются:

1) рост заработной платы;

2) удорожание сырья и энергоносителей;

3) монопольная и олигополистическая практика ценообразования;

4) финансовая политика государства [11].

Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которое производители готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены.

Общее повышение цен приводит к снижению реальных доходов населения. Требования профсоюзов увеличить номинальную заработную плату трудящихся и государственная политика компенсации денежных потерь от инфляции рождает порочный круг: рост цен вызывает требования повышения доходов населения, увеличение доходов ведет к росту издержек предпринимателей на заработную плату (инфляция предложения) и/или к восстановлению платежеспособного спроса (инфляция спроса).

Инфляция проявляется, прежде всего, в повышении цен на товары и услуги сопоставимого качества товаров. Уровень инфляции характеризуется темпом увеличения уровня цен по сравнению с предыдущим периодом и исчисляется на основе индекса потребительских цен обычно за год, в процентах.

Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов. Одними из широко используемых показателей служат индексы цен, в том числе индексы цен в потребительском секторе экономики [12].

Индексы цен – это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Если надо рассчитать (проиндексировать) рост цен, то это не составит особой трудности. Цены базового года можно принять за 100%, а цены последующих лет пересчитать по отношению к этому году. Так, если средняя цена бензина в базовом составляла 1100 руб. за тонну, а в отчетном 1000 руб. за тонну, то индекс цен на бензин составил:

(1100: 1000) * 100 = 110%.

Таким образом, средняя цена в отчетном году по отношению к базовому выросла на 10%, иначе говоря, стоимость денег по отношению к данному товару снизилась на 9%.

Индекс потребительских цен – это относительное изменение среднего уровня цен группы товаров и услуг (потребительской корзины) за определенный период времени. Индекс потребительских цен характеризует уровень инфляции, складывающийся по определенным группам товаров и услуг. Индекс потребительских цен равен отношению стоимости потребительской корзины за текущий период к стоимости потребительской корзины за прошлый период, умноженному на 100%. Основными периодами являются год и месяц. В состав потребительской корзины входят наиболее важные продукты питания (молоко, овощи, фрукты и др.), первоочередные непродовольственные товары (белье, одежда, обувь и др.), а также базовые виды услуг (отопление, водоснабжение и др.). Индекс потребительских цен является важной характеристикой уровня жизни наслеления, поскольку степень удовлетворения потребностей напрямую зависит от стоимости основных товаров и услуг. Чем ниже индекс потребительских цен, тем выше уровень жизни населения.

Индекс потребительских цен рассчитывается как частное суммы произведений цен текущего года на выпуск базового года к сумме произведения уровня цен и выпуска базисного года. Вся дробь затем умножается на 100 %.

 

   (1)

 

Если надо рассчитать соотношения цен по набору товаров, то выбор и расчет соответствующих показателей (индексов) усложнится. В этом случае надо вначале определить, каков состав набора товаров и как рассчитать средние цены, ибо с изменением структуры реализуемых товаров изменятся их доли (веса) в наборе, а затем избрать наиболее приемлемый метод подсчета ценовых индексов (от метода подсчета зависят показатели роста цен). При подсчете ценовых сдвигов обычно используют два метода. Один из них основывается на применении индекса (формулы) Ласпейреса: сравниваются цены текущего периода (p1) и базового (p0) на одинаковый набор товаров (товарную корзину) (q0). Формула Ласпейреса показывает, на сколько фиксированная товарная корзина становится дороже в текущем периоде.

 


(2)

 

 

Другой метод опирается на использование индекса (формулы) Пааше. Ценовые индексы по формуле Пааше показывают, на сколько фиксированная товарная корзина текущего периода дороже или дешевле, чем в базовом периоде:

 


(3)

 

 

Оба рассмотренных индекса имеют недостаток: в них не учитываются изменения номенклатуры потребительских товаров, а значит, не отражаются сдвиги в товарных корзинах потребителей. Если индекс Ласпейреса несколько завышает рост цен, то индекс Пааше его занижает. Чтобы точнее отразить с помощью ценовых индексов динамику цен и соответственно динамику стоимости жизни (реальные затраты потребителей на приобретение определенных наборов товаров и услуг), используют индекс Фишера:

 

   (4)

 

Индекс Фишера представляет собой геометрическую среднюю из индекса Ласпейреса и индекса Пааше. Этот индекс в известной мере усредняет показатели, тем самым нивелирует недостатки того и другого индекса.

На основе формулы Ласпейреса рассчитывается индекс потребительских цен по регионам и Федерации в целом за неделю, месяц, квартал и год. В товарную корзину входит до 559 товаров и услуг, разделенных на три группы: продовольственные товары, непродовольственные, платные услуги [13].

Инфляционные ожидания – предполагаемые, прогнозируемые уровни инфляции, основываясь на которых производители и потребители, продавцы и покупатели строят свою будущую кредитно-финансовую и ценовую политику, оценивают уровень доходов, расходов, предполагаемый объем прибыли.

Инфляционные ожидания определяют деятельность хозяйствующих субъектов на потребительском, товарном, фондовом, валютном и других рынках, исходя из предположений о темпах инфляции на определенную перспективу. Высокие инфляционные ожидания способствуют стремлению хозяйствующих субъектов в размещении своих денежных средств и других страдающих от инфляции ценностей в товарные запасы, в стабильную конвертируемую валюту, недвижимость и другие рыночные ценности, рыночная стоимость которых не зависит от обесценения национальной валюты. Низкие инфляционные ожидания способствуют стремлению хозяйствующих субъектов к вложению своих денежных средств в производство, инвестиционные проекты и т. п.

Также на основе формулы Ласпейреса в стране рассчитывается сводный индекс цен предприятий-производителей на промышленную продукцию в целом и по отдельным группам производимых промышленностью товаров.

С 1996 г. введено ежеквартальное исчисление дефлятора ВВП. Дефлятор – индекс цен, используемый для определения реального объема ВВП и соответствующей корректировки экономической политики.

В качестве косвенного показателя уровня инфляции используются данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения. Сокращение запасов и рост вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного напряжения.

Практика показывает, что полностью нейтрализовать явление инфляции на итоговые экономические показатели нельзя, но смягчить ее влияние в значительной мере возможно [13].

1.3 Экономические и социальные последствия инфляции

 

Инфляция, являлась основным дестабилизирующим фактором рыночной экономики, оказывает значительное влияние на динамику экономического развития страны и уровень жизни населения. Её воздействие зависит от темпов инфляции. Умеренная инфляция ведет к временному оживлению экономики в результате незначительного роста цен и нормы прибыли. Галопирующая и тем более суперинфляция наносят значительный урон. Народному хозяйству. Рост цен намного опережает рост количества денег в обращении. В результате этого нарастает скорость обращения денег, что равносильно их дополнительной эмиссии, побуждаться цены ещё выше. Цены перестают быть достоверным средством измерения затрат, падает их стимулирующая рол. Неравномерный рост цен на товары разрушает и дезорганизует хозяйственные связи, ведет к диспропорциям в экономике [14].

Таким образом, инфляция дезорганизует всё народное хозяйство. Предприятиям из-за быстрого роста цен не хватает выручки за реализованную продукцию, чтобы рассчитаться поставщиками ресурсов и комплектующих изделий, выплатить зарплату своим работникам. Стремительное увеличение издержек производство связи с удорожанием ресурсов лежит в основе дальнейшего роста цен на продукцию и раскручивания инфляционной спирали «цены-зарплата-издержки-цены» суть её в том, что повышение цен на товары и услуги ведет к падению реальных доходов трудящихся. Чтобы остановить их, профсоюзы и наемные работники требуют повышения номинальной заработанной платы. Более высокая зарплата повышает издержки производств, что требует повышения цен на продукцию. Изменившиеся цены делают необходимым очередной пересмотр ставок зарплаты и т.д. Так возникает и раскручивается инфляционная спираль.

 В условиях инфляции начинается кризис взаимных неплатежей, который охватывает все народное хозяйство. В результате продукция не продается, предприятия работают «на склад», затовариваются и вынужденно останавливаются. Начинается массовое сворачивание производства.

Инфляция наносит серьезный ущерб государственному бюджету. Обесцениваются как налоговые поступление в бюджет, так и его расходная часть, что побуждает часто корректировать его и изыскивать дополнительные средства. А это стимулирует инфляцию.

Информация о работе Антиинфляционная политика Республики Беларусь