Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

В первой части дается понятие инфляции, ее типы, закономерности развития. Здесь рассматриваются такие важные понятия, как ползучая (умеренная), галопирующая инфляции и гиперинфляция. Также приводятся определения сбалансированной и несбалансированной, ожидаемой и неожидаемой, открытой и подавленной инфляций. В этой же части раскрыты основные причины, следствием которых является инфляция, ее характерные черты.
Во второй части рассказывается о социально-экономических последствиях инфляции: рост цен и норм прибыли, обострение экономической и социальной напряженности, обесценение сбережений населения, а также методы борьбы с инфляцией.
В третьей части анализируются причины инфляции в России, а также выдвигаются предложения по стабилизации инфляции и антиинфляционных мерах в России.

Содержание

Введение 3
1. Антиинфляционная политика государства 5
1.1. Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики 5
1.2. Фискальная антиинфляционная политика государства 8
1.3. Кредитно-денежная политика государства. Политика цен и доходов 13
2. Антиинфляционная стратегия и антиинфляционная тактика 18
2.1. Антиинфляционная стратегия 18
2.2. Антиинфляционная тактика 24
3. Состояние и перспективы антиинфляционной политики в современной России 29
3.1. Состояние антиинфляционной политики в 2010 году 29
3.2. Перспективы антиинфляционной политики на 2011 год 31
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая Антиинфляционная политика государства.docx

— 75.05 Кб (Скачать)

противоинфляционной компенсации, которые как можно меньше затрагивают

денежные  издержки производства - натуральную  компенсацию в виде,

например, продовольственных талонов низкооплачиваемым  категориям

населения. Богатой части населения не следует  компенсировать снижение

реальных  доходов. Индексацию доходов правительству  целесообразно

проводить не автоматически, а лишь под сильным  давлением профсоюзов,

максимально выигрывая время (и деньги из бюджета).

       Социально-политическая обстановка  в стране может исключать

экономически  возможное прямое снижение номинальных  доходов сколько-

нибудь широкого круга участников экономического процесса. Так, попытаться

в нашей  стране в 1992 г. разморозить цены и  одновременно в любом звене

экономики заморозить заработную плату - значило  бы вызвать неизбежные

социальные  взрывы, да и просто лавину требований, которой правительство

не смогло бы противостоять и было вынуждено отступить по широкому кругу

позиций, после чего в образовавшийся прорыв неизбежно ворвались бы все

остальные профессиональные и социальные группы. В таком случае оказалось

возможным использование тактики сокращения реальных доходов населения в

результате отставания роста доходов от опережающей динамики цен.

Парадокс: в результате проведения данной политики преодолевается инфляция

(обусловленная структурными факторами) путем инфляции: номинальный

«пирог» растет, и вместе с его ростом изменяются и реально урезаются -

хотя  и не одинаково - доли его потребителей. Как доказывает практика, этот

способ  воздействия на реальные доходы является менее болезненным и

менее очевидным. Правда, при его использовании  существует опасность - в

том, что  суммарный объем компенсационных  выплат, дотаций населению

и предприятиям окажется больше суммарного повышения  цен. В таком

случае    жертвы    населения    (его обесцененные сбережения) окажутся

бессмысленными, а инфляция станет сочетаться с товарным дефицитом и

установлением потолков цен.

     е) в качестве крайних средств преодоления гиперинфляции могут быть

применены такие тактические, не имеющие отношения  к причинам и

механизмам  инфляции меры, как временное замораживание  вкладов, а также

денежная  реформа конфискационного типа.

    При реализации комплекса тактических  мер антиинфляционного

регулирования следует учитывать то обстоятельство, что между данными

мерами, а также действиями стратегического  плана существует серьезное

противоречие, неучет которого в практике хозяйствования способен

противопоставить  стратегию и тактику борьбы с  инфляцией. Так, ликвидация

«денежного  навеса» в России в 1992 г. через  фактическую конфискацию

сбережений  населения в тактическом плане, безусловно, сократила возможный

инфляционный  накал, однако в плане стратегическом сделала «бегство от

денег» - денег отечественных, неустанно  превращаемых в дальнейшем в

конвертируемую  валюту - предопределенным.           Между тем реальной

альтернативой такой конфискации могло бы стать  и «замораживание»

сбережений  на годы вперед (при соответствующей  индексации и

государственных гарантиях их последующей выплаты), и добровольно-

принудительное  превращение их в долгосрочные государственные

обязательства с ежегодной выплатой тех или  иных процентов, и направление

значительной  доли этих денег на приватизацию государственной

собственности и т.п. Однако, не вынеся уроков из провалов 90-х гг.,

правительство России и в году 1998 г. не нашло  ничего лучшего, чем в

очередной раз обвалить валютные (да и рублевые) сбережения россиян в

рамках проведения очередной тактической антиинфляционной акции.

       Тактические способы борьбы с  инфляцией ориентированы прежде

всего на спрос. Этот принцип опирается  на концепцию А. Маршалла о

краткосрочных и долгосрочных регуляторах цен. А. Маршалл утверждал, что

спрос и предложение в принципе в  равной мере воздействуют на цены. Однако

в рамках краткосрочного интервала приоритет  в формировании уровня цены

принадлежит спросу. Предложение же является гораздо  более инерционным,

движение  определяющих его ресурсов не поспевает  за постоянными

колебаниями спроса. В этих условиях любое повышение  спроса влечет за

собой рост цен и наоборот. В длительной же перспективе основной

ценообразующей силой является предложение, и чем длиннее период, тем роль

последнего  становится все более определяющей.            Причина: именно

производство  определяет в конечном счете движение потребностей,

которые выступают затем в виде платежеспособного спроса. Исходя из данного

теоретического  положения,      в реализации антиинфляционной стратегии

решающая  роль должна отводиться воздействию  на динамику совокупного

предложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Состояние и перспективы антиинфляционной политики в современной России
    1. Состояние антиинфляционной политики в 2010 году

Прогноз Минфина  РФ на 2010г. составляет: 7.5-8.5%.

Причины инфляции в 2010 году:

  1. рост тарифов на услуги ЖКХ;
  2. низкая конкуренция среди производителей;
  3. высокие издержки из-за банковских ставок;
  4. рост курса рубля;
  5. восстановление потребительского спроса, связанного с ростом экономической активности и усилением денежного предложения.

Причины снижения инфляции в 2010 году:

  1. снижение потребительского спроса;
  2. сокращение притока капитала;
  3. сокращение денежной массы;
  4. укрепление рубля;

Антиинфляционные меры государства в 2010 году:

  1. снижение ставки рефинансирования;
  2. льготные банковские кредиты предпринимателям;
  3. таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах);
  4. снижение государственных расходов;
  5. государственное регулирование цен на лекарства;
  6. государственное регулирование цен на услуги ЖКХ;
  7. государственное регулирование цен на продукты (ограничение торговых наценок на социально значимые продукты);
  8. усложнения процедуры получения внешних займов для бизнеса;
  9. изымание ликвидности с помощью депозитных аукционов и размещения ОБР.

Плата за водоснабжение  и водоотведение в 2010 году увеличилась  на 2,1% (с начала года — на 9,4%). Электричество, отопление, горячее водоснабжение  и жилье в государственном  и муниципальном жилищном фонде  подорожало на 1,1—1,7% (с начала года — на 3,1—9,5%).  
По оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), коммунальные услуги будут продолжать разгонять инфляцию вплоть до весны. Вероятнее всего, к этому времени правительство примет решение понизить плату за ЖКХ в среднем на 0,5% именно по причине их дороговизны.

По данным Росстата, март 2010 года ознаменовался высоким  темпом роста цен на плодоовощную продукцию. Среди продуктов питания  чемпионами подорожания стали бананы, капуста, морковь и лук, прибавившие  за месяц в цене 7,4% – 12,8%.  
Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по РФ в прошедшем месяце выросла по сравнению с февралем на 1,4% (с начала года – на 6,2%) и составила на конец марта 2273 рубля.  
Среди непродовольственных товаров больше всего подорожали реализуемые в рознице еженедельные газеты, а также сигареты и резиновые сапоги.  
В марте также существенно – на 4,9% – 5,5% выросли тарифы на проезд в поездах дальнего следования, а авиаперелеты стали дороже на 2,5%.  
Телеграфная связь подорожала на 3,9%, зато абонентская плата за Интернет снизилась на 1,3%.  
Базовый индекс потребительских цен, исключающий краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием административных, событийных и сезонных факторов, составил в марте 0,5%, прибавив с начала года 1,5%. В марте 2009 года этот показатель составил 1,4 процента, достигнув по итогам первых трех месяцев 2009 года 4,3%.  
По данным Росстата, цена на автомобильный бензин выросла в марте на 0,6% по сравнению с ростом на 0,3% в феврале.  
В целом за первые три месяца 2010 года цена на бензин снизилась на 0,6%, тогда как за аналогичный период прошлого года она упала на 8,1%.

Для ограничения  ликвидности в 2010 году ЦБР может  задействовать и нормы обязательного  резервирования банков, регулятор не исключал, что в этом году инструмент будет использован. И только после  всех этих мер может прийти черед  процентных ставок – ЦБР допускал их повышение во втором полугодии 2010 года по мере увеличения инфляционных рисков.

    1. Перспективы антиинфляционной политики на 2011 год

В борьбе с ростом цен министерство финансов предлагает сосредоточиться на двух направлениях: денежно-кредитной политике и мерах, направленных на рост производства, увеличение предложения товаров и развитие конкуренции. И, судя по всему, в министерстве считают, что меры денежно-кредитной  политики скажутся в долгосрочной перспективе, тогда как развитие конкуренции  позволит снизить рост цен быстрее. Все предлагаемые меры будут иметь  три временных горизонта. Так, в  краткосрочной перспективе притормозить цены поможет стабилизация рынков, таможенное регулирование. В среднесрочной  перспективе ставка сделана на развитие конкуренции, снижение монополизма, в  том числе и при установлении обоснованных тарифов естественных монополий. И, наконец, меры долгосрочного  характера предполагают формирование более эффективной структуры  экономики.  
Для того чтобы снивелировать воздействие притока капитала, министерство советует "оптимизировать внешние займы компаний с государственным участием". Еще одно предложение касается стимулирования накоплений населения. Могут быть установлены льготы по налогу на доходы при долгосрочном инвестировании средств граждан в ценные бумаги и паевые инвестиционные фонды. Кроме того, министерство предлагает подталкивать граждан к участию в страховых фондах, формированию накопительной части трудовой пенсии. Об этих мерах уже давно говорят эксперты, которые считают, что таким образом можно будет перенаправить часть денег с потребительского рынка в финансовый сектор и снизить инфляционное давление.  
Кроме того, по оценке минэкономразвития, практически на одну треть рост цен в России подогревается подорожавшим импортом, примерно столько же дает рост тарифов естественных монополий. И потому следующий блок антиинфляционного пакета - это меры, направленные на рост производства, развитие конкуренции. Все они разбиты, в свою очередь, на три главных направления: институционального характера, нормализацию цен на продовольственных и потребительских рынках и на нормализацию цен на сырьевых рынках. Меры институционального характера, например, будут направлены на привлечение инвестиций в высокотехнологичные сектора экономики, в том числе за счет налоговых послаблений. Кроме того, министерство намерено повышать эффективность деятельности естественных монополий.  
Министерство рекомендует увеличить кредитную поддержку эффективным производителям, которые могут обеспечить стабильные поставки дешевой продукции. Кроме того, должен быть сокращен разрыв между ценами, по которым продают свой товар производители, и магазинными ценниками. И, наконец, меры, касающиеся сырьевых рынков в основном ориентированы на развитие биржевой торговли нефтепродуктами, стройматериалами, а также усиление антимонопольного законодательства и борьбу с картелями.  
Цель антиинфляционного пакета - снизить инфляцию к 2011 году до 6,5-6,8 процента.
 

Информация о работе Антиинфляционная политика государства