Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

В первой части дается понятие инфляции, ее типы, закономерности развития. Здесь рассматриваются такие важные понятия, как ползучая (умеренная), галопирующая инфляции и гиперинфляция. Также приводятся определения сбалансированной и несбалансированной, ожидаемой и неожидаемой, открытой и подавленной инфляций. В этой же части раскрыты основные причины, следствием которых является инфляция, ее характерные черты.
Во второй части рассказывается о социально-экономических последствиях инфляции: рост цен и норм прибыли, обострение экономической и социальной напряженности, обесценение сбережений населения, а также методы борьбы с инфляцией.
В третьей части анализируются причины инфляции в России, а также выдвигаются предложения по стабилизации инфляции и антиинфляционных мерах в России.

Содержание

Введение 3
1. Антиинфляционная политика государства 5
1.1. Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики 5
1.2. Фискальная антиинфляционная политика государства 8
1.3. Кредитно-денежная политика государства. Политика цен и доходов 13
2. Антиинфляционная стратегия и антиинфляционная тактика 18
2.1. Антиинфляционная стратегия 18
2.2. Антиинфляционная тактика 24
3. Состояние и перспективы антиинфляционной политики в современной России 29
3.1. Состояние антиинфляционной политики в 2010 году 29
3.2. Перспективы антиинфляционной политики на 2011 год 31
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая Антиинфляционная политика государства.docx

— 75.05 Кб (Скачать)

Монетарные методы воздействия на инфляцию могут быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда изменение денежного  предложения затрагивает по цепочке  производственных связей весь хозяйственный  комплекс. В этих случаях возникновение несоответствия между денежной и товарной массами, расширение спроса в результате искусственного увеличения объема денежного предложения вызываются просчетами в денежно-кредитной политике, наличием бюджетного дефицита, нарушениями платежного баланса. Преодолеть такие несоответствия («перегрев» экономики») можно, главным образом монетарными методами, воздействующими на экономику в целом в основном путем сжатия денежного предложения.

Иногда в качестве альтернативы чисто монетарным методам  борьбы с инфляцией предлагают так  называемую политику цен и доходов. Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен – ростом расходов на оплату труда. Сторонники такой политики считают, что контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционными ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня. Оппоненты «политики цен и доходов» считают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, наоборот, провоцирует их рост.

Кумулятивный  эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. А  накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от их рыночного  уровня делают такой исход более  чем вероятным. Поэтому «политика  цен и доходов» может оказаться  успешной лишь при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означает подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленную.

Такая политика использовалась для борьбы с инфляцией  в ряде развивающихся странах  в 80-е годы. В Аргентине, Бразилии, Перу она не дала положительного эффекта, тогда как в Мексике и Израиле  она оказалась успешной. В Боливии  успех в борьбе с инфляцией  был достигнут чисто монетарными методами, без введения какого-либо контроля за уровнем цен и доходов. Поэтому целесообразность использования «политики цен и доходов» даже в качестве дополнения к традиционным антиинфляционным методам сомнительна, во всяком случае при высоком уровне инфляции. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Антиинфляционная  стратегия и антиинфляционная тактика

Целесообразно   разграничить       антиинфляционную        стратегию

(соединяющую     цели   и   средства   долговременного     характера)    и

антиинфляционную  тактику (способную дать эффект достаточно быстро).

    1. Антиинфляционная  стратегия

Компоненты  антиинфляционной стратегии:

     1) Гашение инфляционных ожиданий  средствами рестриктивной

фискальной  и монетарной политики. Для этого  вовсе не требуется, как многие

полагают, полной остановки инфляции. необходимо лишь выполнение двух

условий:

     а) укрепление     рыночных  механизмов (ослабление таможенных

ограничений,    стимулирование     диверсификации           производства,

систематический контроль    за состоянием рынков,      пресечение фактов

монополистического  поведения, либерализация цен и  т.п. В результате

проведения  подобных мероприятий начинает расти  объем производства,

догоняющий  убежавшую вперед денежную массу (с  учетом возросшей

скорости  оборота денег), что начинает тормозить  рост цен и изменять

психологию  потребителей;

      б) существование правительства,  придерживающегося курса на

постепенное искоренение      неуправляемой     инфляции (например, через

минимизацию дефицита госбюджета, отмену субсидий и льгот убыточным

предприятиям) и пользующейся доверием большинства населения. Правила

проводимой  подобным правительством политики: постановка реальных целей,

заблаговременное  информирование о них граждан, неуклонное выполнение

обещаний. Несколько лет соблюдения этих правил вызывают к жизни эффект

объявления (теоретическая проработка этого  эффекта осуществлена

американским  экономистом Э. Фелпсом). И потребители, и производители в

ходе  принятия решений о ценах, сбережениях  и др. начинают

приспосабливаться к заранее установленным правительством целям

экономической политики. Б. Сприккел (зам. министра             финансов в

правительстве Рейгана) подчеркивал, что главная задача администрации -

убедить американцев в неизменности антиинфляционного  курса правительства

и стабилизации инфляционных ожиданий. Уже поэтому  становится ясным, что

в условиях высокой инфляции страна не может  позволить себе иметь

правительство, которому отказано в доверии. Доверяют же не доброму (по

первому требованию поднимающему уровень противоинфляционных

компенсаций), а сильному правительству. Только оно  способно сдержать

инфляционную  инерцию.

      2) Долгосрочная денежная политика, включающая:

       а) ограничение размеров централизованных  кредитов, предоставляемых

центральным банком правительству на покрытие бюджетного дефицита;

       б) поэтапное повышение центральным  банком реальной процентной

ставки  по межбанковскому кредиту, за которым  должно последовать

повышение кредитных ставок и коммерческими  банками;

       в) стабилизацию курса национальной  валюты посредством валютной

интервенции центрального банка;

       г) расширение государством системы  государственных и частных

банков  долгосрочного кредитования.

       д) введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы в

соответствии с фундаментальным уравнением Фридмена:

      LМs = LY + LP . Этот лимит складывается из долгосрочного темпа

роста реального производства (реального  дохода Y) и такого уровня инфляции

(темпа  роста цен P), который правительство  считает приемлемым и обязуется

контролировать. Результатом является снабжение  экономики минимальным

количеством денег, которое требуется для  поступательного развития

национальной  экономики.

       Для того, чтобы денежная политика была действительно

антиинфляционной  и для реализации эффект объявления, необходимо данный

лимит удерживать в течение нескольких лет - вне зависимости от состояния

государственного  бюджета, уровня инвестиционной активности, ситуации на

рынке труда и др. В инфляционной экономике денежная политика должна

играть  главенствующую роль.       Не может быть причин, вынуждающих

превысить денежный лимит (хотя дискуссионным  является вопрос о

применимости  данного правила в российской экономике, где инфляция имеет в

основном неденежную природу). Примеры:

     а) причиной ускорения инфляции  признана слабая инвестиционная

активность  предприятий - денежная экспансия, направленная на удешевление

кредитов. Однако и она оправданная лишь до определенного, заранее

установленного  предела. Иначе в результате данных мер возможно не

торможение, а, наоборот, усиление инфляции;

     б) причиной ускорения инфляции  признан дефицит бюджета. Выход  -

привлечение центрального банка к финансирования дефицита, однако опять-

таки  в рамках заранее определенного  лимита. Его превышение превращает

центральный банк в генератор инфляции.

       Детальная проработка вопросов, связанных с организацией

неинфляционной денежной политики ("денежная конституция") - одно из

самых сильных мест монетаристской теории. Некоторые ее положения

выдержали проверку практикой. Свидетельства  этому - стабильно низкие

темпы роста цен в 80-е гг. в экономике  США, Великобритании и др., где

государство стремилось придать денежному регулированию  консервативную

ориентацию. Однако реализация монетаристского  денежного проекта в

полном  объеме создает немалые трудности  и вряд ли осуществима на

практике.

       Долгосрочную денежную политику  следует проводить с большой

осторожностью. Она безусловно применима только в странах с развитыми

рыночными отношениями, где даже в условиях инфляции продолжает

действовать рыночный механизм, противостоящий резкому  сокращению

производства,    где    развертывается     следующая    цепь взаимосвязей:

введение  денежных ограничений - замедляется  рост цен - изменяются

ожидания  потребителей - повышается предельная склонность к сбережению -

решаются  бюджетные проблемы: финансирование бюджетного дефицита без

привлечения займов в центробанке (продажа населению и фирмам

государственных облигаций). В этих условиях реализация долгосрочной

денежной  стратегии представляет собой самоусиливающийся процесс: каждый

успех денежного регулирования становится условием его дальнейших успехов.

      Впрочем, даже в странах с  рыночной экономикой внедрение  режима

денежных  ограничений не проходит гладко: увеличение процентных ставок

влечет  за собой рост числа банкротств (в  том числе вполне жизнеспособных

производств) и безработицы. Поэтому не случайно в современной

макроэкономике  продолжается интенсивная дискуссия  по вопросу, оправданно

ли рассматривать  ограничение денежного предложения  в качестве главного

фактора успеха антиинфляционной политики? И  если монетаристы по сей день

склонны считать именно так, то их оппоненты  настаивают на тезисе, что само

Информация о работе Антиинфляционная политика государства