Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 16:13, курсовая работа
В первой части дается понятие инфляции, ее типы, закономерности развития. Здесь рассматриваются такие важные понятия, как ползучая (умеренная), галопирующая инфляции и гиперинфляция. Также приводятся определения сбалансированной и несбалансированной, ожидаемой и неожидаемой, открытой и подавленной инфляций. В этой же части раскрыты основные причины, следствием которых является инфляция, ее характерные черты.
Во второй части рассказывается о социально-экономических последствиях инфляции: рост цен и норм прибыли, обострение экономической и социальной напряженности, обесценение сбережений населения, а также методы борьбы с инфляцией.
В третьей части анализируются причины инфляции в России, а также выдвигаются предложения по стабилизации инфляции и антиинфляционных мерах в России.
Введение 3
1. Антиинфляционная политика государства 5
1.1. Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики 5
1.2. Фискальная антиинфляционная политика государства 8
1.3. Кредитно-денежная политика государства. Политика цен и доходов 13
2. Антиинфляционная стратегия и антиинфляционная тактика 18
2.1. Антиинфляционная стратегия 18
2.2. Антиинфляционная тактика 24
3. Состояние и перспективы антиинфляционной политики в современной России 29
3.1. Состояние антиинфляционной политики в 2010 году 29
3.2. Перспективы антиинфляционной политики на 2011 год 31
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Монетарные методы воздействия на инфляцию могут быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда изменение денежного предложения затрагивает по цепочке производственных связей весь хозяйственный комплекс. В этих случаях возникновение несоответствия между денежной и товарной массами, расширение спроса в результате искусственного увеличения объема денежного предложения вызываются просчетами в денежно-кредитной политике, наличием бюджетного дефицита, нарушениями платежного баланса. Преодолеть такие несоответствия («перегрев» экономики») можно, главным образом монетарными методами, воздействующими на экономику в целом в основном путем сжатия денежного предложения.
Иногда в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую политику цен и доходов. Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен – ростом расходов на оплату труда. Сторонники такой политики считают, что контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционными ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня. Оппоненты «политики цен и доходов» считают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, наоборот, провоцирует их рост.
Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от их рыночного уровня делают такой исход более чем вероятным. Поэтому «политика цен и доходов» может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означает подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленную.
Такая политика
использовалась для борьбы с инфляцией
в ряде развивающихся странах
в 80-е годы. В Аргентине, Бразилии,
Перу она не дала положительного эффекта,
тогда как в Мексике и Израиле
она оказалась успешной. В Боливии
успех в борьбе с инфляцией
был достигнут чисто монетарными методами,
без введения какого-либо контроля за
уровнем цен и доходов. Поэтому целесообразность
использования «политики цен и доходов»
даже в качестве дополнения к традиционным
антиинфляционным методам сомнительна,
во всяком случае при высоком уровне инфляции.
Целесообразно разграничить антиинфляционную стратегию
(соединяющую цели и средства долговременного характера) и
антиинфляционную тактику (способную дать эффект достаточно быстро).
Компоненты антиинфляционной стратегии:
1) Гашение инфляционных ожиданий средствами рестриктивной
фискальной и монетарной политики. Для этого вовсе не требуется, как многие
полагают, полной остановки инфляции. необходимо лишь выполнение двух
условий:
а) укрепление рыночных механизмов (ослабление таможенных
ограничений, стимулирование диверсификации производства,
систематический контроль за состоянием рынков, пресечение фактов
монополистического поведения, либерализация цен и т.п. В результате
проведения подобных мероприятий начинает расти объем производства,
догоняющий убежавшую вперед денежную массу (с учетом возросшей
скорости оборота денег), что начинает тормозить рост цен и изменять
психологию потребителей;
б) существование
постепенное искоренение неуправляемой инфляции (например, через
минимизацию дефицита госбюджета, отмену субсидий и льгот убыточным
предприятиям) и пользующейся доверием большинства населения. Правила
проводимой подобным правительством политики: постановка реальных целей,
заблаговременное информирование о них граждан, неуклонное выполнение
обещаний. Несколько лет соблюдения этих правил вызывают к жизни эффект
объявления (теоретическая проработка этого эффекта осуществлена
американским экономистом Э. Фелпсом). И потребители, и производители в
ходе принятия решений о ценах, сбережениях и др. начинают
приспосабливаться
к заранее установленным
экономической политики. Б. Сприккел (зам. министра финансов в
правительстве Рейгана) подчеркивал, что главная задача администрации -
убедить американцев в неизменности антиинфляционного курса правительства
и стабилизации инфляционных ожиданий. Уже поэтому становится ясным, что
в условиях высокой инфляции страна не может позволить себе иметь
правительство, которому отказано в доверии. Доверяют же не доброму (по
первому требованию поднимающему уровень противоинфляционных
компенсаций), а сильному правительству. Только оно способно сдержать
инфляционную инерцию.
2) Долгосрочная денежная
а) ограничение размеров
центральным банком правительству на покрытие бюджетного дефицита;
б) поэтапное повышение
ставки по межбанковскому кредиту, за которым должно последовать
повышение кредитных ставок и коммерческими банками;
в) стабилизацию курса
интервенции центрального банка;
г) расширение государством
банков долгосрочного кредитования.
д) введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы в
соответствии с фундаментальным уравнением Фридмена:
LМs = LY + LP . Этот лимит складывается из долгосрочного темпа
роста реального производства (реального дохода Y) и такого уровня инфляции
(темпа роста цен P), который правительство считает приемлемым и обязуется
контролировать. Результатом является снабжение экономики минимальным
количеством денег, которое требуется для поступательного развития
национальной экономики.
Для того, чтобы денежная политика была действительно
антиинфляционной и для реализации эффект объявления, необходимо данный
лимит удерживать в течение нескольких лет - вне зависимости от состояния
государственного бюджета, уровня инвестиционной активности, ситуации на
рынке труда и др. В инфляционной экономике денежная политика должна
играть главенствующую роль. Не может быть причин, вынуждающих
превысить денежный лимит (хотя дискуссионным является вопрос о
применимости данного правила в российской экономике, где инфляция имеет в
основном неденежную природу). Примеры:
а) причиной ускорения
активность предприятий - денежная экспансия, направленная на удешевление
кредитов. Однако и она оправданная лишь до определенного, заранее
установленного предела. Иначе в результате данных мер возможно не
торможение, а, наоборот, усиление инфляции;
б) причиной ускорения
привлечение центрального банка к финансирования дефицита, однако опять-
таки в рамках заранее определенного лимита. Его превышение превращает
центральный банк в генератор инфляции.
Детальная проработка вопросов, связанных с организацией
неинфляционной денежной политики ("денежная конституция") - одно из
самых сильных мест монетаристской теории. Некоторые ее положения
выдержали проверку практикой. Свидетельства этому - стабильно низкие
темпы роста цен в 80-е гг. в экономике США, Великобритании и др., где
государство
стремилось придать денежному
ориентацию. Однако реализация монетаристского денежного проекта в
полном объеме создает немалые трудности и вряд ли осуществима на
практике.
Долгосрочную денежную
осторожностью. Она безусловно применима только в странах с развитыми
рыночными отношениями, где даже в условиях инфляции продолжает
действовать рыночный механизм, противостоящий резкому сокращению
производства, где развертывается следующая цепь взаимосвязей:
введение денежных ограничений - замедляется рост цен - изменяются
ожидания потребителей - повышается предельная склонность к сбережению -
решаются бюджетные проблемы: финансирование бюджетного дефицита без
привлечения займов в центробанке (продажа населению и фирмам
государственных облигаций). В этих условиях реализация долгосрочной
денежной стратегии представляет собой самоусиливающийся процесс: каждый
успех
денежного регулирования
Впрочем, даже в странах с рыночной экономикой внедрение режима
денежных ограничений не проходит гладко: увеличение процентных ставок
влечет за собой рост числа банкротств (в том числе вполне жизнеспособных
производств) и безработицы. Поэтому не случайно в современной
макроэкономике продолжается интенсивная дискуссия по вопросу, оправданно
ли рассматривать
ограничение денежного
фактора успеха антиинфляционной политики? И если монетаристы по сей день
склонны считать именно так, то их оппоненты настаивают на тезисе, что само