Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 16:13, курсовая работа
В первой части дается понятие инфляции, ее типы, закономерности развития. Здесь рассматриваются такие важные понятия, как ползучая (умеренная), галопирующая инфляции и гиперинфляция. Также приводятся определения сбалансированной и несбалансированной, ожидаемой и неожидаемой, открытой и подавленной инфляций. В этой же части раскрыты основные причины, следствием которых является инфляция, ее характерные черты.
Во второй части рассказывается о социально-экономических последствиях инфляции: рост цен и норм прибыли, обострение экономической и социальной напряженности, обесценение сбережений населения, а также методы борьбы с инфляцией.
В третьей части анализируются причины инфляции в России, а также выдвигаются предложения по стабилизации инфляции и антиинфляционных мерах в России.
Введение 3
1. Антиинфляционная политика государства 5
1.1. Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики 5
1.2. Фискальная антиинфляционная политика государства 8
1.3. Кредитно-денежная политика государства. Политика цен и доходов 13
2. Антиинфляционная стратегия и антиинфляционная тактика 18
2.1. Антиинфляционная стратегия 18
2.2. Антиинфляционная тактика 24
3. Состояние и перспективы антиинфляционной политики в современной России 29
3.1. Состояние антиинфляционной политики в 2010 году 29
3.2. Перспективы антиинфляционной политики на 2011 год 31
Заключение 33
Список использованной литературы 35
по себе замедление роста денежной массы в условиях высокой инфляции
способно спровоцировать экономический спад, которого можно было бы
избежать при более тонком, не сводящемся исключительно к регулированию
параметров М2 антиинфляционном регулировании национальной экономики.
Не случайно поэтому внедрение режима жестких денежных ограничений
в российской экономике (где высок уровень монополизации, остается
огромным государственный сектор, отсутствуют развитые рыночные
механизмы) вызвало к жизни лавинообразные сокращения
производства, а вовсе не стабилизацию цен. Сегодня можно считать
бесспорным, что переход к антиинфляционной, рестриктивной денежной
политике должен был происходить здесь постепенно, параллельно с
разгосударствлением экономики, демонополизацией, развитием
соответствующей рыночной инфраструктуры.
3) Сокращение бюджетного
ликвидации. Для решения этой задачи требуется, очевидно, либо сокращение
государственных расходов, либо увеличение налогов. Рост налогов как
антиинфляционная мера сопровождается изъятием части денег из оборота и
пополнением доходной части бюджета. При этом нейтрализация действия
эффекта Оливьера-Танзи предполагает использование индексированной
налоговой системы: налоги корректируются в соответствии с темпами
инфляции (опыт Чили при осуществлении макроэкономической
стабилизации).В целом увеличение налогов означает уменьшение инфляции,
так как оно влечет за собой сокращение спроса предприятий и населения на
инвестиционные и потребительские товары. Однако:
а) рост налогов повлечет за собой ослабление стимулов к труду и
инвестированию. И в стратегическом плане в соответствии с кривой Лаффера
это породит сокращение поступлений в бюджет.
б) государство может
финансирование своих потребностей (прежде всего военные и социальные
расходы), что приводит через мультипликатор государственных расходов к
увеличению спроса в других звеньях национального хозяйства. Это резко
ослабляет антиинфляционный эффект роста налогов. Такой эффект был бы
более ощутим, если бы государство заморозило денежный прирост налоговых
поступлений в хранилище центробанка. Однако это маловероятно, учитывая
устойчивый дефицит госбюджета во многих странах.
в) рост налогов
в монополизированной
дополнительным инфляционным фактором (налоговая инфляция).
Таким образом,
лишь при жестких предпосылках (типа отсутствия монополизма или изъятия
из обращения денег) и в достаточно узком диапазоне. В этом плане вполне
можно рассматривать в качестве элемента антиинфляционной стратегии не
повышение, а, наоборот, сокращение ставок налогов (при расширении
налоговой базы):
а) понижение ставок налога на прибыль - рост инвестиционной
активности – увеличение объема производства и занятости – рост массы
доходов, подлежащих налогооблажению – рост государственных доходов и
сокращение дефицита бюджета;
б) снижение ставок
финансирование инвестиций наряду с покрытием бюджетного дефицита без
правительственных займов в центробанке или прямой денежной эмиссии. Но
такая цепочка связей становится возможной лишь в случае, если снижение
ставок подоходного налога охватит прежде всего высокие доходы (т.е.
произойдет сжатие прогрессии в налогооблажени) т.к. бедные, несомненно,
скорее потратят прирост доходов от сокращения налогов на потребление.
Без сокращения бюджетного
бесперспективны.
Однако и осуществление
требует осмотрительности. Так, для уменьшения бюджетного дефицита в
России правительство резко сократило расходы на централизованные
инвестиции, оборону, дотацию. Но это давало результаты лишь на
непродолжительный срок, сменяясь обвальным раздуванием расходной части
бюджета (связанным прежде всего с необходимостью содержания
высвобождаемых работников). Поэтому необходимо всякий раз
просчитывать положительные и отрицательные последствия свертывания
финансирования тех видов деятельности государства, которые можно передать
рыночным силам: прекращение чрезмерного вмешательства государства в
инвестиционные процессы, отмена необоснованных дотаций и субсидий,
частичная приватизация образования и т.д.
4) Государственное
структурной перестройки экономики, ориентация инвестиционных потоков
на секторы, обслуживающие потребительский рынок.
5) Демилитаризация и конверсия военной экономики.
Вторая и третья позиции
антиинфляционное регулирование со стороны совокупного спроса, а четвертая
и пятая
- со стороны совокупного
избыточный спрос, оказывает понижающее давление на цены. Не случайно
страны, стоящие на передовых рубежах НТП (Япония), не испытывают
проблем, связанных с ростом цен.
(1)-(6) - механизмы длительного
эффект далеко не сразу. Так, если правительство начало направленную на
борьбу
с инфляцией структурную
проведения инфляционный разрыв совокупного спроса и совокупного
предложения может даже возрастать: растут издержки на строительство новых
предприятий,
регулярно выплачивается
заработная плата, а продукции еще нет. Или: понижается уровень налогов для
сокращения бюджетного дефицита по рецептам «рейганомики», но в течение
первых 3-5 лет дефицит возрастает. Поэтому для противодействия инфляции
необходимы и меры тактического характера.
Методы краткосрочной
устранение причин инфляции и демонтаж ее основных механизмов. Их целями
являются снижение температуры инфляционного процесса, подготовка
экономики к более радикальному лечению. Это требует сокращения разрыва
между совокупным спросом и совокупным предложением:
1) Расширяется совокупное
совокупном спросе. Для этого:
а) обеспечивается
товарности народного хозяйства: вводится льготное налогообложение
предприятий, организующих продажу побочных продуктов своей
производственной деятельности; всемерно поощряются банки, торгующие
базами данных и также все другие проявления диверсификации.
б)проводится приватизация государственной собственности. Тактический
антиинфляционный эффект реализуется при этом по двум направлениям:
- возрастают неналоговые доходы бюджета при сокращении его расходов,
что сразу с двух сторон сокращает бюджетный дефицит;
- появление на фондовом рынке акций приватизированных
предприятий отвлекает на себя часть инфляционного спроса.
в) используется массированный потребительский импорт;
г) производится частичная
запасов;
д) практикуется продажа населению части накопленных предприятиями
материальных производственных ресурсов (правда, в условиях высокой
инфляции предприятия могут не пожелать расстаться с объектами
возможного бартера).
2) При постоянстве совокупного
предложения сжимается
спрос. Для этого:
а) существенно повышается
заметно выше темпов инфляции в сумме с уровнем инфляционных ожиданий.
При этом
устанавливается значительно
вкладам. В то же время при повышении снижающих предельную склонность к
потреблению процентных ставок нельзя забывать о том, что данная
удорожающая кредит мера способна серьезно подорвать инвестиционную
активность и рост производства;
б) повышается процент по
в) проводятся акционирование и приватизация предприятий,
подрывающие стимулы трудовых коллективов к проеданию доходов;
г) стимулируется помещение
иные ценности;
д) вводятся разнообразные приемы ограничения роста доходов и даже,
желательно, их понижения. При этом целесообразно использовать такие формы