Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

В первой части дается понятие инфляции, ее типы, закономерности развития. Здесь рассматриваются такие важные понятия, как ползучая (умеренная), галопирующая инфляции и гиперинфляция. Также приводятся определения сбалансированной и несбалансированной, ожидаемой и неожидаемой, открытой и подавленной инфляций. В этой же части раскрыты основные причины, следствием которых является инфляция, ее характерные черты.
Во второй части рассказывается о социально-экономических последствиях инфляции: рост цен и норм прибыли, обострение экономической и социальной напряженности, обесценение сбережений населения, а также методы борьбы с инфляцией.
В третьей части анализируются причины инфляции в России, а также выдвигаются предложения по стабилизации инфляции и антиинфляционных мерах в России.

Содержание

Введение 3
1. Антиинфляционная политика государства 5
1.1. Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики 5
1.2. Фискальная антиинфляционная политика государства 8
1.3. Кредитно-денежная политика государства. Политика цен и доходов 13
2. Антиинфляционная стратегия и антиинфляционная тактика 18
2.1. Антиинфляционная стратегия 18
2.2. Антиинфляционная тактика 24
3. Состояние и перспективы антиинфляционной политики в современной России 29
3.1. Состояние антиинфляционной политики в 2010 году 29
3.2. Перспективы антиинфляционной политики на 2011 год 31
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая Антиинфляционная политика государства.docx

— 75.05 Кб (Скачать)

по себе замедление роста денежной массы  в условиях высокой инфляции

способно  спровоцировать экономический спад, которого можно было бы

избежать  при более тонком, не сводящемся исключительно к регулированию

параметров  М2 антиинфляционном регулировании национальной экономики.

     Не случайно поэтому внедрение режима жестких денежных ограничений

в российской экономике (где высок уровень  монополизации, остается

огромным государственный сектор, отсутствуют развитые рыночные

механизмы)            вызвало     к     жизни  лавинообразные сокращения

производства,    а вовсе не стабилизацию цен. Сегодня  можно считать

бесспорным, что переход к антиинфляционной, рестриктивной денежной

политике  должен был происходить          здесь постепенно, параллельно с

разгосударствлением       экономики,      демонополизацией,      развитием

соответствующей рыночной инфраструктуры.

    3) Сокращение бюджетного дефицита  с перспективой его полной

ликвидации. Для решения этой задачи требуется, очевидно, либо сокращение

государственных расходов, либо увеличение налогов. Рост налогов как

антиинфляционная  мера сопровождается изъятием части  денег из оборота и

пополнением доходной части бюджета. При этом нейтрализация действия

эффекта Оливьера-Танзи       предполагает использование индексированной

налоговой системы: налоги корректируются в соответствии с темпами

инфляции     (опыт    Чили     при    осуществлении    макроэкономической

стабилизации).В целом увеличение налогов означает уменьшение инфляции,

так как  оно влечет за собой сокращение спроса предприятий и населения на

инвестиционные  и потребительские товары. Однако:

     а) рост налогов повлечет за  собой ослабление стимулов к  труду и

инвестированию. И в стратегическом плане в  соответствии с кривой Лаффера

это породит  сокращение поступлений в бюджет.

     б) государство может направить  изъятые путем налогов средства  на

финансирование  своих потребностей (прежде всего  военные и социальные

расходы), что приводит через мультипликатор государственных расходов к

увеличению  спроса в других звеньях национального  хозяйства. Это резко

ослабляет антиинфляционный эффект роста налогов. Такой эффект был бы

более ощутим, если бы государство заморозило денежный прирост налоговых

поступлений в хранилище центробанка. Однако это маловероятно, учитывая

устойчивый  дефицит госбюджета во многих странах.

     в) рост    налогов    в монополизированной экономике  может стать

дополнительным  инфляционным фактором (налоговая инфляция).

      Таким образом, антиинфляционное  воздействие роста налогов возможно

лишь  при жестких предпосылках (типа отсутствия монополизма или изъятия

из обращения  денег) и в достаточно узком диапазоне. В этом плане вполне

можно рассматривать в качестве элемента антиинфляционной стратегии не

повышение, а, наоборот, сокращение ставок налогов (при расширении

налоговой базы):

     а) понижение ставок налога  на прибыль - рост инвестиционной

активности  – увеличение объема производства и занятости – рост массы

доходов, подлежащих налогооблажению – рост государственных доходов и

сокращение  дефицита бюджета;

    б) снижение ставок подоходного  налога – рост личных сбережений  –

финансирование  инвестиций наряду с покрытием бюджетного дефицита без

правительственных займов в центробанке или прямой денежной эмиссии. Но

такая цепочка связей становится возможной  лишь в случае, если снижение

ставок  подоходного налога охватит прежде всего высокие доходы (т.е.

произойдет  сжатие прогрессии в налогооблажени) т.к. бедные, несомненно,

скорее  потратят прирост доходов от сокращения налогов на потребление.

    Без сокращения бюджетного дефицита  попытки преодолеть инфляцию

бесперспективны. Однако и осуществление противодефицитных мероприятий

требует осмотрительности. Так, для уменьшения бюджетного дефицита в

России  правительство резко сократило  расходы на централизованные

инвестиции, оборону, дотацию. Но это давало результаты лишь на

непродолжительный срок, сменяясь обвальным раздуванием  расходной части

бюджета (связанным прежде всего с             необходимостью содержания

высвобождаемых          работников).      Поэтому  необходимо всякий раз

просчитывать  положительные и отрицательные  последствия свертывания

финансирования  тех видов деятельности государства, которые можно передать

рыночным  силам: прекращение чрезмерного  вмешательства государства в

инвестиционные  процессы, отмена необоснованных дотаций  и субсидий,

частичная приватизация образования и т.д.

     4) Государственное стимулирование  научно-технического прогресса и

структурной перестройки экономики, ориентация инвестиционных потоков

на секторы, обслуживающие потребительский  рынок.

      5) Демилитаризация и конверсия  военной экономики.

       Вторая и третья позиции данного  перечня характеризуют

антиинфляционное  регулирование со стороны совокупного  спроса, а четвертая

и пятая - со стороны совокупного предложения: его прирост, компенсируя

избыточный  спрос, оказывает понижающее давление на цены. Не случайно

страны, стоящие на передовых рубежах  НТП (Япония), не испытывают

проблем, связанных с ростом цен.

    (1)-(6) - механизмы длительного действия, дающие антиинфляционный

эффект  далеко не сразу. Так, если правительство  начало направленную на

борьбу  с инфляцией структурную перестройку, то в первые годы ее

проведения  инфляционный разрыв совокупного спроса и совокупного

предложения может даже возрастать: растут издержки на строительство новых

предприятий, регулярно выплачивается повышающая совокупный спрос

заработная  плата, а продукции еще нет. Или: понижается уровень налогов для

сокращения  бюджетного дефицита по рецептам «рейганомики», но в течение

первых 3-5 лет дефицит возрастает. Поэтому  для противодействия инфляции

необходимы  и меры тактического характера.

    1. Антиинфляционная  тактика

       Методы краткосрочной антиинфляционной  политики не рассчитаны на

устранение  причин инфляции и демонтаж ее основных механизмов. Их целями

являются     снижение температуры инфляционного  процесса, подготовка

экономики к более радикальному лечению. Это  требует сокращения разрыва

между совокупным спросом и совокупным предложением:

      1) Расширяется совокупное предложение  при относительно неизменном

совокупном  спросе. Для этого:

     а) обеспечивается государственная  поддержка повышения степени

товарности  народного хозяйства: вводится льготное налогообложение

предприятий, организующих продажу побочных продуктов  своей

производственной  деятельности; всемерно поощряются банки, торгующие

базами  данных и также все другие проявления диверсификации.

     б)проводится приватизация государственной собственности. Тактический

антиинфляционный  эффект реализуется при этом по двум направлениям:

     - возрастают неналоговые доходы  бюджета при сокращении его  расходов,

что сразу  с двух сторон сокращает бюджетный  дефицит;

     - появление      на фондовом  рынке акций приватизированных

предприятий отвлекает на себя часть инфляционного  спроса.

     в) используется массированный  потребительский импорт;

     г) производится частичная реализация  государственных стратегических

запасов;

     д) практикуется продажа населению части накопленных предприятиями

материальных  производственных ресурсов (правда, в  условиях высокой

инфляции  предприятия могут не пожелать           расстаться    с объектами

возможного  бартера).

      2) При постоянстве совокупного  предложения сжимается совокупный

спрос. Для этого:

     а) существенно повышается ставка  процента по вкладам (она должна  быть

заметно выше темпов инфляции в сумме с  уровнем инфляционных ожиданий.

При этом устанавливается значительно более  высокий процент по срочным

вкладам. В то же время при повышении  снижающих предельную склонность к

потреблению процентных ставок нельзя        забывать о том, что данная

удорожающая кредит мера способна серьезно подорвать  инвестиционную

активность  и рост производства;

     б) повышается процент по государственным  облигациям;

     в) проводятся акционирование  и приватизация предприятий,

подрывающие стимулы трудовых коллективов к  проеданию доходов;

     г) стимулируется помещение сбережений  в земельные участки, золото  и

иные  ценности;

     д) вводятся разнообразные приемы ограничения роста доходов и даже,

желательно, их понижения. При этом целесообразно  использовать такие формы

Информация о работе Антиинфляционная политика государства