Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 07:48, курсовая работа
Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны. Пожалуй, ничто из истории экономической мысли не вызывало таких противоречий как конкуренция и государственное вмешательство. Критика конкуренции и методов государственного регулирования, направленных на поддержание конкурентных устоев рынка и ограничение монополизма, соседствовала с теоретическими аргументами в пользу их развития.
Необходимо принятие закона рамочного характера «О развитии конкуренции», в котором требуется закрепить основные цели, принципы и механизмы обеспечения высокого уровня конкуренции в российской экономике. В системе мер по защите конкуренции требуется введение института антимонопольной экспертизы. Возможна и более широкая постановка вопроса: чтобы правительственные решения и принимаемые законы не снижали конкуренцию, не противодействовали ей, они должны проходить соответствующую экспертизу. С монополизмом, с антиконкурентным поведением необходимо бороться не только по факту таких действий, но уже на уровне согласования и выработки нормативных документов. Желательно, чтобы все решения нормативного характера проходили через сито антимонопольной экспертизы. Необходимо ужесточение контроля за предоставлением государственной и муниципальной помощи. Попытка регламентирования данного процесса нашла свое отражение в федеральном законе «О защите конкуренции». Однако госорганы находят пути обхода норм закона. Так, несмотря на то, что цели предоставления государственной или муниципальной помощи четко прописаны, на практике это не соблюдается. Существуют прецеденты внесения в уставной капитал государственных акционерных обществ дополнительных пакетов акций, принадлежащих государству. Это - государственная помощь, но вряд ли она преследует цели обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера, или проведения фундаментальных научных исследований, или защиты окружающей среды и т.п. – то есть всего того, что разрешено по закону.»22
Более подробно проекты законов «О защите конкуренции» и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» рассмотрены в статье С. Авдашева «Модернизация антимонопольной политики в России». Эти законы предполагают существенные изменения правовой базы антимонопольной политики, включая понятийный аппарат, определение антиконкурентной практики, инструменты государственной поддержки конкуренции и систему санкций за нарушение законодательства.
В
первую очередь следует отметить
очевидные достоинства
Во-вторых, существенно расширены нормы, посвященные ограничению конкуренции со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления.
В-третьих, законопроект меняет критерии и повышает минимальную границу антимонопольного анализа сделок экономической концентрации, устраняя значительную часть избыточного предварительного контроля.
В-четвертых, это изменение санкций, так как в рамках существующей системы антимонопольного регулирования действенность санкций как компонента механизма, обеспечивающего соблюдение правил конкуренции, в значительной мере ослаблена.
Итак, мы рассмотрели негативное влияние монополии на разные стороны общественной жизни. Теперь можно с уверенностью сказать, что вмешательство государства в монополистическую деятельность является объективной необходимостью. А в условиях рыночной экономики антимонопольное регулирование является одним из основных инструментов осуществления экономической политики государства. Для того, чтобы предотвратить появление монополии на рынке, государство применяет методы нормативно-ориентирующего воздействия, антимонопольный контроль, методы административного (законодательного) регулирования.
В заключении, необходимо сделать следующие выводы:
В настоящее время практическая деятельность по демонополизации рынков находится в зачаточном состоянии. Это объясняется недостатками современного российского антимонопольного законодательства. Я считаю, что именно разумное, чёткое и уверенное реформирование антимонопольной политики способно помочь российской экономики совершенствоваться и улучшаться, в значительной мере используя опыт развитых капиталистических государств. А если будет развиваться экономика, то и жизнь российского населения в общем непременно будет становиться лучше.
Приложение 1.
Структура антимонопольного законодательства РФ.