Анитимонопольная политика в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 07:48, курсовая работа

Описание работы

Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны. Пожалуй, ничто из истории экономической мысли не вызывало таких противоречий как конкуренция и государственное вмешательство. Критика конкуренции и методов государственного регулирования, направленных на поддержание конкурентных устоев рынка и ограничение монополизма, соседствовала с теоретическими аргументами в пользу их развития.

Работа содержит 1 файл

на печать макро.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

      Необходимо  принятие закона рамочного характера  «О развитии конкуренции», в котором  требуется закрепить основные цели, принципы и механизмы обеспечения высокого уровня конкуренции в российской экономике. В системе мер по защите конкуренции требуется введение института антимонопольной экспертизы. Возможна и более широкая постановка вопроса: чтобы правительственные решения и принимаемые законы не снижали конкуренцию, не противодействовали ей, они должны проходить соответствующую экспертизу. С монополизмом, с антиконкурентным поведением необходимо бороться не только по факту таких действий, но уже на уровне согласования и выработки нормативных документов. Желательно, чтобы все решения нормативного характера проходили через сито антимонопольной экспертизы. Необходимо ужесточение контроля за предоставлением государственной и муниципальной помощи. Попытка регламентирования данного процесса нашла свое отражение в федеральном законе «О защите конкуренции». Однако госорганы находят пути обхода норм закона. Так, несмотря на то, что цели предоставления государственной или муниципальной помощи четко прописаны, на практике это не соблюдается. Существуют прецеденты внесения в уставной капитал государственных акционерных обществ дополнительных пакетов акций, принадлежащих государству. Это - государственная помощь, но вряд ли она преследует цели обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера, или проведения фундаментальных научных исследований, или защиты окружающей среды и т.п. – то есть всего того, что разрешено по закону.»22

      Более подробно проекты законов «О защите конкуренции» и «О внесении изменений  в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» рассмотрены в статье С. Авдашева «Модернизация антимонопольной политики в России». Эти законы предполагают существенные изменения правовой базы антимонопольной политики, включая понятийный аппарат, определение антиконкурентной практики, инструменты государственной поддержки конкуренции и систему санкций за нарушение законодательства.

      В первую очередь следует отметить очевидные достоинства разработанных  проектов. Во-первых, принятие закона «О защите конкуренции» позволит объединить нормы, посвященные конкуренции на товарных и на финансовых рынках. Подобное объединение оправдано тем, что принципы конкурентной политики едины вне зависимости от типов рынков, ввиду того, что относятся к определенным действиям и соглашениям участников экономического обмена и органов власти.

      Во-вторых, существенно расширены нормы, посвященные  ограничению конкуренции со стороны  органов исполнительной власти и  местного самоуправления.

      В-третьих, законопроект меняет критерии и повышает минимальную границу антимонопольного анализа сделок экономической концентрации, устраняя значительную часть избыточного предварительного контроля.

      В-четвертых, это изменение санкций, так как  в  рамках существующей системы антимонопольного регулирования действенность санкций как компонента механизма, обеспечивающего соблюдение правил конкуренции, в значительной мере ослаблена.

Заключение

      Итак, мы рассмотрели негативное влияние  монополии на разные стороны общественной жизни. Теперь можно с уверенностью сказать, что вмешательство государства в монополистическую деятельность является объективной необходимостью. А в условиях   рыночной   экономики антимонопольное регулирование является одним из основных  инструментов  осуществления экономической политики государства. Для того, чтобы предотвратить появление монополии на рынке, государство применяет методы нормативно-ориентирующего воздействия, антимонопольный контроль, методы административного (законодательного) регулирования.

     В заключении, необходимо сделать следующие выводы:

  • Несовершенная конкуренция приводит к монополизации рынка и соответствующим социально-экономическим последствиям, что порождает необходимость принятия государством специального антимонопольного законодательства, обеспечивающего интересы всех субъектов хозяйствования.
  • Антимонопольное регулирование деятельности хозяйственных структур представляет собой важнейший инструмент государственного управления, особенно хозяйственной деятельности естественных монополий.
  • Главная цель антимонопольной политики заключается в создании для равной, добросовестной конкуренции среды, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию.
  • Основными приемами противодействия монополизации служат: контроль за слиянием, запрещение злоупотребления доминирующим положением на рынке, недопущение ограничения конкуренции, противодействие сговору, разделение монополии на несколько частей в случае нарушения антимонопольного законодательства.
 

   В настоящее время практическая деятельность по демонополизации рынков находится в зачаточном состоянии. Это объясняется недостатками современного российского антимонопольного законодательства. Я считаю, что именно разумное, чёткое и уверенное реформирование антимонопольной политики способно помочь российской экономики совершенствоваться и улучшаться, в значительной мере используя опыт развитых капиталистических государств. А если будет развиваться экономика, то и жизнь российского населения в общем непременно будет становиться лучше.

Список  литературы.

    1. Авдашев С. и др. Модернизация антимонопольной  политики в России (экономический  анализ предлагаемых изменений конкурентного  законодательства).//Вопросы экономики..-2005-№5-с.100-117
    2. Борзило Е. Антимонопольная политика и поддержка предпринимательства.//Закон. Журнал для юристов и предпринимателей..-2002.-№9.-с.56-61
    3. Глазьев С. И др. Социально-экономическая эволюция России: об итогах 97 и сценариях ближайшего будущего.//Российский экономический журнал..-1998.-№2.-с.3-12
    4. Государственное регулирование рыночной экономики/ Под ред. В.И.Кушлина.-учебник, 2-е изд., доп.и перераб. –М.: Изд-во РАГС, 2003.-832с.- (Учебники Российской Академии гос. службы при президенте РФ)
    5. Кирцнер И. «Конкуренция и Предпринимательство»/Пер. с англ. под ред. проф. А. Н. Романова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 239 с.
    6. Князева И.В. Антимонопольная политика в России [Текст]: Учеб. пособие/И.В.Князева.-2-е изд. перераб., Рек. УМО.- М.: Омега – Л,2007.-493 с.-(высшее экономическое образование)
    7. Конкурентное право РФ [Текст]/Под ред. Н.И. Клейн, Н.Е.Фонаревой.- Учеб. Пособие.- М.: Логос, 1999.-432 с.
    8. Конкуренция и антимонопольное регулирование. – Учеб. пособие. – М.: Логос,1999- 368с.
    9. Крюков Р.В. Государственное регулирование национальной экономики: конспект лекций/Р.В.Крюков- М.: Приор – издат,2005.-176 с.- (В помощь студенту)
    10. Кучуков Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов/ Р.А. Кучуков. -Учеб. пособие.- М.:Гардарики,2004.-288с. Рекомендовано УМО
    11. Малышев С.А. Анализ результатов развития и перспективы экономики РФ.//Экономический анализ:теория и практика.-2007-№4-с.39-45
    12. Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь. Под общей редакцией Г. С. Вечканова. СПб., Издательство «Лань», 2000 –310с.
    13. Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема монополии” //МЭ и МО, 1999 г., №7-с.15-43
    14. Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа.//Вестник Московского университета. Серия Экономика.-1998.№1-с.3-30
    15. Николаев И. «Второе дыхание» Программа социально-экономического развития России на 2008-2010 годы. [Текст]/И.Николаев, О.Точилкина, М.Титова, Е.Глумова//Общество и экономика.-№11-12-2007-с.11-90
    16. Новиков В.Ценообразование в переходный период.//Экономист.-1996.-№3-с 64-69
    17. Прогнозные ориентиры на 1999 г. и на период до 2001 г. (по материалам Министерства экономики РФ).//Экономист-1998.-№3-с.3-19
    18. Розанова Н. Эволюция антимонопольной политики России:проблемы и перспективы.//Вопросы экономики..-2005-№5-с.117-132
    19. Самуэльсон П.А.Экономика/Пер. с англ. Л.С. Тарасевича. – Учеб. Пособие, 15-е изд.- М. :Бином – КноРус,1997.-799с.
    20. Структурная перестройка и экономический рост. Концепция среднесрочной программы Правительства на 1997-2000 годы.//Вопросы экономики.-1997-№1.-с.4-68
    21. Теория отраслевых рынков. Т.5./Под ред. А.Г.Слуцкого- СПб: Экономическая школа, 2003.-669 с. – (Вехи экономической мысли)
    22. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация/Пер. с англ. Ю.Е. Блогова и др. - СПб: Лениздат, 1996-702с
    23. Экономика: справочник. 2-е изд. М. Финансы и статистика. 1998 -320с

Приложения.

Приложение 1.

       Структура антимонопольного  законодательства  РФ.

     

 
 

     

     

     

     

     

       

     

     

       
 

     

       

 
 
 
 
 

Информация о работе Анитимонопольная политика в РФ