Анитимонопольная политика в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 07:48, курсовая работа

Описание работы

Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны. Пожалуй, ничто из истории экономической мысли не вызывало таких противоречий как конкуренция и государственное вмешательство. Критика конкуренции и методов государственного регулирования, направленных на поддержание конкурентных устоев рынка и ограничение монополизма, соседствовала с теоретическими аргументами в пользу их развития.

Работа содержит 1 файл

на печать макро.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

      ПЛАН

      Введение.

      Проблема  антимонопольного регулирования и  разработка методов государственной  поддержки конкуренции очень  значима для решения важнейших  экономических проблем, возникающих  в процессе развития любой страны. Пожалуй, ничто из истории экономической мысли не вызывало таких противоречий как конкуренция и государственное вмешательство. Критика конкуренции и методов государственного регулирования, направленных  на поддержание конкурентных устоев рынка и ограничение монополизма, соседствовала с теоретическими аргументами в пользу их развития.

      Еще в прошлом веке во многих странах  монополизм был квалифицирован как  экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.

      Для противодействия монополизации  рынков и защиты конкуренции государство:

  • разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации;
  • создает организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации (в России такую деятельность ведет Федеральная Антимонопольная Служба - ФАС);
  • помогает созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков или разрушить ее (этим в нашей стране занимается Комитет по поддержке малого предпринимательства).

       Цель  данной работы – рассмотрение необходимости государственного вмешательства по предупреждению и прекращению  деятельности монополии, а также изучение основных методов и нормативно-правовой базы антимонопольного регулирования.

      Эта цель может быть достигнута при изучении вопросов:

  • Понятие и экономическая сущность  монополий;
  • Последствия монополизации;
  • Цели, задачи и  механизмы реализации антимонопольной политики;
  • Особенности антимонопольного законодательства в России.

      Настоящая работа представляет собой попытку  рассмотрения данных вопросов. Первая глава посвящена изучению монополий  и их негативного влияния на экономику. Во второй главе мной были рассмотрены основные принципы антимонопольной политики. Третья глава посвящена осмыслению некоторых особенностей антимонопольного регулирования в России.

      Проблема  антимонопольной политики, безусловно, очень актуальна.  Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Именно по причине важности этого вопроса для современной России я выбрала его темой своей курсовой работы.

1. Монополии.

1.1. Понятие, сущность, виды монополий.

            Для того, чтобы разобраться  в вопросах, связанных с антимонопольной  политикой,  необходимо в общих  чертах понять сущность самой монополии.

            Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике - исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Монополия возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель монополии  — извлечение сверхвысокой прибыли. Эта цель обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Монополия подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям рынка1. Монополизация рынка возрастает, в случае если количество изготовителей ограничено, а также при укреплении товаропроизводителей, которое осуществляется на основе слияния, поглощения или объединения отдельных предприятий, сговора, при создании ассоциаций, и т.д.2

            Технологическая и  техническая основа монополизма  – это прежде всего специализация  и связанная с ней концентрация производства.

            Признаки монополии:

  1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей3.
  2. Производимая продукция является уникальной, то есть отсутствуют товары-заменители.
  3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные  причины существования таких барьеров, к примеру:
  • Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.
  • Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.
  • Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага.
  • При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.
  • Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.
  1. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

     Этот  инструментарий позволяет однозначно определить, ведет ли деятельность корпорации к относительному сокращению общественного богатства или  нет, является ли она в этом смысле эффективной.

      Выделяют три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

      Закрытая  монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом4.

      Естественная  монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы, то есть демонополизация в этом случае либо нецелесообразна, либо невозможна. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами. К естественным монополиям относится большинство предприятий коммунального обслуживания,  газовая промышленность, энергетика, водоснабжение, метрополитен.

      Открытая  монополия – это монополия, при которой одна фирма является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией5.

      Но  такое деление не означает, что  все предприятия-монополисты должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация  в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии.

      Фактически  все монополии могут считаться открытыми, так как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.

      1.2. Последствия монополизации

      Монополизация рынков имеет отрицательные последствия  для развития системы удовлетворения потребностей общества. В то же время  издержки производства на крупных предприятиях ниже, чем на мелких, что создает им дополнительные благоприятные условия для технологического развития.

      Экономический результат ограничения конкуренции  состоит в сокращении товаров  на рынке, росте их цен, снижении заинтересованности в улучшении потребительских свойств и качества товаров. Следствием этого является снижение роста ВВП и поступлений в бюджет. С позиции формирования рынка принципиальное значение имеет формирование конкурентной среды, основанное на включении механизмов саморегуляции отношений между наибольшим числом производителей и потребителей товаров.6

      Учёными выделяются несколько последствий  монополизации:

    1. Неэффективность  распределения ресурсов.

    Монополисты и считают возможным и выгодным ограничивать выпуск продукции, назначать более высокие цены по сравнению с теми, которые существовали бы в данной отрасли, будь она организована на конкурентных началах. Максимизируя прибыли, предприниматель – монополист уравнивает с предельными издержками не цену, а предельный доход. В результате экономическое благосостояние общества меньше, чем оно было бы при чистой конкуренции.

  1. Непрогрессивность.

    Критики считают, что предпринимательская  монополия не только не является необходимым  фактором экономики, обусловленной  масштабами производства, но и не способствует научно – техническому прогрессу. Многие существующие монополии достигли намного большего размера и имеют более разветвленную структуру, чем необходимо для достижения эффекта масштаба. Но монополистам нет необходимости вкладывать средства в научно-технический прогресс – их прибыль уже обеспечена.

  1. Неравенство доходов.

    Монополии также критикуются как фактор, способствующий неравенству доходов. Благодаря существованию барьеров для вступления в отрасль, монополист может назначать цену, превышающую средние издержки, и получать соответствующие экономические прибыли. В то время как новые фирмы не могут выйти на рынок со своей продукцией.

2. Антимонопольная политика государств.

2.1 Сущность антимонопольной  политики, ее основные  цели и задачи.

      Антимонопольная политика государств – это комплекс осуществляемых государством экономических, административных и законодательных  мер по обеспечению условий эффективного функционирования конкурентного рынка  и недопущению его чрезмерной монополизации. Поэтому антимонопольное регулирование как метод государственного регулирования экономики – непременный атрибут цивилизованной рыночной экономики, обязательное условие нормального, рационального развития экономической системы.7 Антимонопольная политика призвана создать такие условия функционирования рынка, при которых не возникает избирательного ущемления интересов конкурентов или нарушения прав потребителей.

      Цель  антимонопольной политики – не столько  борьба с монополистами как таковыми, сколько ограничение монополистических злоупотреблений. Исходя из этого, сущностью антимонопольной политики являются действия, направленные на оптимизацию рыночной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества экономических результатов для  повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности  экономики.8

     Задачи  антимонопольной политики:

  • насыщение рынка продуктами и услугами, ликвидация дефицита;
  • защита прав потребителей;
  • демонополизация экономики;
  • контроль и наблюдение за процессами  концентрации на рынках;
  • пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции;
  • устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке;
  • пропаганда и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил9.

      Таким образом, основная и, можно сказать, глобальная цель антимонопольной политики заключается в создании для равной, добросовестной конкуренции среды, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию.

2.2 Механизм реализации  антимонопольной  политики

      Степень противодействия монополий развитию конкуренции зависит от принимаемых государством сдерживающих мер. В России, в настоящее время из-за нехватки собственного опыта работы в этом направлении, функционирование антимонопольной системы недостаточно эффективно и носит локальный характер. Поэтому основные приемы монополизации рынков и меры, применяемые государством к нарушителям антимонопольного законодательства, будут рассматриваться с учетом практики США, имеющих наибольший опыт государственной поддержки конкуренции.10

    Механизм  реализации антимонопольной политики предполагает:

    • Организацию наблюдения за основными экономическими тенденциями и структурными изменениями на товарных и финансовых рынках федерального и регионального уровней;
    • Обеспечение единства экономического пространства страны посредством недопущения регионального сепаратизма и создания административных барьеров;
    • Проведение мероприятий по демонополизации высокомонополизированных рынков и поддержке предпринимательства;
    • Обеспечение «прозрачности» создания, слияния и присоединения коммерческих организаций, процедур, предусматривающих концентрацию активов и рыночной власти;
    • Снижение барьеров входа на рынки новых экономических структур и обеспечение эффективного контроля за поведением доминирующих хозяйствующих субъектов;
    • Активизацию работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках;
    • Организацию антимонопольного контроля за поведением субъектов естественных монополий;
    • Пропаганду основных требований и норм антимонопольного законодательства, разработку мероприятий, направленных на защиту конкуренции.11

Информация о работе Анитимонопольная политика в РФ