Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 07:48, курсовая работа
Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны. Пожалуй, ничто из истории экономической мысли не вызывало таких противоречий как конкуренция и государственное вмешательство. Критика конкуренции и методов государственного регулирования, направленных на поддержание конкурентных устоев рынка и ограничение монополизма, соседствовала с теоретическими аргументами в пользу их развития.
В качестве основных принципов реализации антимонопольной политики можно обозначить следующие положения:
1. Содействие
реформированию рыночных
2. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
3. Недопущение
устранения конкуренции
4. Принцип
разумного подхода при
5. Законность,
гласность и публичность в
действиях антимонопольных
Основные приемы противодействия монополизации рынков:
Антимонопольная деятельность в России осуществляется по тем же принципам, что и в мировой практике. Структура Российского антимонопольного законодательства довольно сложна (приложение 1).
Каждый из конкурентных законов включает в состав применимого законодательства соответствующие нормы Конституции Российской федерации. Часть 1 ст. 8 Конституции устанавливает, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Важное значение для конкурентного законодательства имеет ст. 34 Конституции Российской Федерации, устанавливающая права и свободы человека и гражданина в экономической сфере. По этой статье каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. При этом не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Эти статьи Конституции получили развитие в конкурентных и антимонопольных законах. 14
Для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.
Антимонопольное законодательство действует на всей территории России для большей части рынков товаров и услуг. Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики, появился в России в 1991 году – закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года15. Он послужил основой для формирования в РФ антимонопольного законодательства. В этом законе в наиболее концентрированном виде были определены основные задачи государственной конкурентной политики: содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Применение закона о конкуренции на практике показало его неполную приспособленность к реальным процессам, происходящим в экономике России переходного периода и составляющим основной предмет антимонопольного регулирования. Именно поэтому за период действия Закон подвергался редактированию 8 раз, при этом прежняя концепция оставалась неизменной, хотя изменениям и дополнениям в большей или меньшей степени подвергались все его статьи.
Принятие
Конституции РФ, гарантирующей единство
экономического пространства, свободное
перемещение товаров, услуг и
финансовых средств, поддержку конкуренции,
свободу экономической
1. Общие положения
2.
Монополистическая
3.
Запрет на ограничивающие
4. Антимонопольные требования к торгам и отбору финансовых организаций
5.
Государственная и
6. Функции и полномочия антимонопольного органа
7. Государственный контроль за экономической концентрацией
8.
Ответственность за нарушение
антимонопольного
9.
Порядок рассмотрения дел о
нарушении антимонопольного
Важное место в антимонопольной практике занимает контроль за деятельностью субъектов естественных монополий. Федеральный закон от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» распространяется только на деятельность естественных монополий, регулируемых федеральным законодательством.
По мере развития конкуренции на отдельных рынках все большую роль начинала играть реклама. В 1995 г. был принят Федеральный закон от 18.03.1995 №108-ФЗ «О рекламе», входящий в состав антимонопольного законодательства и устанавливающий правила поведения фирм на рынке рекламной продукции.16
В
целом, с 1991 года по 1999 год было введено
большое количество объективно необходимых
законов, составивших организационно-
Необходимо
отметить, что за последние годы
в основном сформированы направления
конкурентной политики и система
антимонопольного законодательства, охватывающего
практически все сферы
Важное значение для применения антимонопольных законов имеют разрабатываемые федеральным антимонопольным органом методики и методические рекомендации. Как правило, они не являются нормативными актами, однако помогают применению антимонопольного законодательства, поскольку раскрывают употребляемые в законах понятия, позволяют выбрать различные варианты принимаемых решений.19
В
случае нарушения антимонопольного
законодательства коммерческими и
некоммерческими организациями, органами
власти и управления всех уровней
антимонопольные органы выдают последним
предписание с требованием
Последовательное проведение государством антимонопольной политики – важное условие формирования и функционирования рынка, а практика применения антимонопольного законодательства имеет большое значение для современной России. В качестве приоритетных задач антимонопольной политики на 2005-2010 гг. выделяются:
В современных условиях необходимы новые подходы к пониманию антимонопольной политики и конкуренции в целом. Изменение характера конкуренции определяет новые концептуальные подходы к осуществлению конкурентной политики как на международном, так и на национальном и региональном уровнях, что обусловливает необходимость совершенствования нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства и системы органов регулирования.
И.
Николаев в своей статье «Второе
дыхание» Программа социально-
«Очевидных успехов в попытках сделать предпринимательскую деятельность в России более свободной и защищенной пока еще не достигнуто, многие правильные и крайне необходимые нормы законодательства с трудом находят практическое применение.
Весьма показательным является тот факт, что именно в последние годы резко возросла антиконкурентная деятельность органов власти. За период 1996-2005 годов, по сведениям ФАС России, число выявленных нарушений, которые можно квалифицировать как антиконкурентные действия органов власти, возросло в 5 раз, в то время как число злоупотреблений доминирующим положением – на 10,5%. В общем количестве антимонопольных нарушений более 60% приходится именно на действия органов власти.
Требуется пересмотреть концептуальный подход к тому, каким должен быть основной федеральный закон, затрагивающий вопросы конкуренции. Федеральный закон от 26 июля 2006 года №135ФЗ «О защите конкуренции» направлен на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также на противодействие антиконкурентным мероприятиям со стороны органов власти. Таким образом, речь не идет о развитии конкуренции, речь идет именно о ее защите.
Политика по развитию конкуренции не может ограничиваться только мерами по ее защите. Этого явно недостаточно. Система мер по развитию конкуренции должна реализовываться по следующим направлениям: