Анитимонопольная политика в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 07:48, курсовая работа

Описание работы

Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны. Пожалуй, ничто из истории экономической мысли не вызывало таких противоречий как конкуренция и государственное вмешательство. Критика конкуренции и методов государственного регулирования, направленных на поддержание конкурентных устоев рынка и ограничение монополизма, соседствовала с теоретическими аргументами в пользу их развития.

Работа содержит 1 файл

на печать макро.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

    В качестве основных принципов  реализации антимонопольной политики можно  обозначить следующие положения:

1. Содействие  реформированию рыночных отношений  на основе развития конкуренции  и предпринимательства, контроля  за процессами концентрации.

2. Предупреждение,  ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

3.  Недопущение  устранения конкуренции органами  власти, предоставление ими государственной  и муниципальной помощи, приносящей  конкурентные преимущества отдельным субъектам рынка.

4. Принцип  разумного подхода при применении  норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное  функционирование товарных рынков  и конкуренции.

5. Законность, гласность и публичность в  действиях антимонопольных органов.12

Основные  приемы противодействия монополизации  рынков:

  • Контроль слияний хозяйствующих субъектов, работающих на одном рынке товаров и услуг. Под такой контроль чаще всего попадают крупные корпорации, занявшие достаточно большую долю рынка (в соответствии с установленными критериями), близкую к контролируемому государством уровню концентрации. В США разрешение на слияние дает Федеральная торговая комиссия, а в России – Федеральная антимонопольная служба на основе представленных компаниями документов и анализа возможных изменений на рынке, проводимого собственными силами ФАС. При этом антимонопольными органами осуществляется проверка географических и товарных единиц рынка, уровня его концентрации до и после слияния, а также возможного повышения цен. Если после слияния уровень концентрации на рынке будет существенно превышать установленные критерии или возможно повышение потребительских цен выше установленного законом уровня – слияние не разрешается. Слияние, поглощение  одной фирмы другой разрешается безусловно в случае неплатежеспособности или угрозы банкротства одной из них.
  • Запрещение злоупотребления доминирующим положением. Чаще всего использование доминирующего положения заключается в установлении монопольно высокой (низкой) цены на товар или ограничении доступа на рынок конкурентов.
  • Ограничение конкуренции не допускается любыми возможными способами. Например, нельзя установить одному участнику рынка более высокие цены аренды помещения, цены на товары, сырье, материалы и т.п., чем его конкурентам.
  • Противодействие сговору. Наиболее распространенным нарушением антимонопольного законодательства является сговор с целью установления монопольно низких (высоких) цен, недопущения конкурентов на рынок или других способов монополизации.
  • Разделение монополиста на несколько частей в случае нарушения антимонопольного законодательства на практике используется довольно редко. В   России подобных прецедентов не было. Вместе с тем в мировой практике эта мера имеет место быть13.

3. Антимонопольная политика России

3.1 Особенности антимонопольного законодательства в России

       Антимонопольная деятельность в России осуществляется по тем же принципам, что и в  мировой практике. Структура Российского  антимонопольного законодательства довольно сложна (приложение 1).

         Каждый  из конкурентных законов включает в состав применимого законодательства соответствующие нормы Конституции Российской федерации. Часть 1 ст. 8 Конституции устанавливает, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Важное значение для конкурентного законодательства имеет ст. 34 Конституции Российской Федерации, устанавливающая права и свободы человека и гражданина в экономической сфере. По этой статье каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. При этом не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Эти статьи Конституции получили развитие в конкурентных и антимонопольных законах. 14

       Для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

      Антимонопольное законодательство действует на всей территории России для большей части  рынков товаров и услуг. Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования  экономики, появился в России в 1991 году – закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года15. Он послужил основой для формирования в РФ антимонопольного законодательства. В этом законе в наиболее концентрированном виде были определены основные задачи государственной конкурентной политики: содействие формированию рыночных отношений на основе  развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

      Применение  закона о конкуренции на практике показало его неполную приспособленность  к реальным процессам, происходящим в экономике России переходного периода и составляющим основной предмет антимонопольного регулирования. Именно поэтому за период действия Закон подвергался редактированию 8 раз, при этом прежняя концепция оставалась неизменной, хотя изменениям и дополнениям в большей или меньшей степени подвергались все его статьи.

      Принятие  Конституции РФ, гарантирующей единство экономического пространства, свободное  перемещение товаров, услуг и  финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, а также нового Гражданского кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях обусловило необходимость внесения изменений в Закон «О защите конкуренции». Он включает следующие основные положения:

      1. Общие положения

      2. Монополистическая деятельность  и недобросовестная конкуренция

      3. Запрет на ограничивающие конкуренцию  акты и действия органов власти  и Центрального Банка РФ

      4. Антимонопольные требования к  торгам и отбору финансовых  организаций

      5. Государственная и муниципальная  помощь

      6. Функции и полномочия антимонопольного органа

      7. Государственный контроль за  экономической концентрацией

      8. Ответственность за нарушение  антимонопольного законодательства

      9. Порядок рассмотрения дел о  нарушении антимонопольного законодательства.

      Важное  место в антимонопольной практике занимает контроль за деятельностью субъектов  естественных монополий. Федеральный закон от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» распространяется только на деятельность естественных монополий, регулируемых федеральным законодательством.

      По  мере развития конкуренции на отдельных  рынках все большую роль начинала играть реклама.  В 1995 г. был принят Федеральный закон от 18.03.1995 №108-ФЗ «О рекламе», входящий в состав антимонопольного законодательства и устанавливающий  правила поведения фирм на рынке рекламной продукции.16

      В целом, с 1991 года по 1999 год было введено  большое количество объективно необходимых  законов, составивших организационно-правовую базу для  регулирования монополий17. К примеру, законы "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г., "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г., "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г., "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г., "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и другие, а также нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства18.

      Необходимо  отметить, что за последние годы в основном сформированы направления  конкурентной политики и система  антимонопольного законодательства, охватывающего  практически все сферы экономической  деятельности. Государство не осуществляет непосредственного вмешательства в экономику предприятий, а корректирует отклонения в саморегулирующихся процессах развития с помощью экономических методов и юридических норм.

      Важное  значение для применения антимонопольных  законов имеют разрабатываемые  федеральным антимонопольным органом методики и методические рекомендации. Как правило, они не являются нормативными актами, однако помогают применению  антимонопольного законодательства, поскольку раскрывают употребляемые в законах понятия, позволяют выбрать различные варианты принимаемых решений.19

      В случае нарушения антимонопольного законодательства коммерческими и  некоммерческими организациями, органами власти и управления всех уровней  антимонопольные органы выдают последним  предписание с требованием восстановить начальное положение дел, перечислить в федеральный бюджет незаконно полученную прибыль, провести реорганизацию  в соответствии с решением антимонопольного органа. В случае не выполнения предписаний решение о нарушении антимонопольного законодательства и применении санкций принимает суд.  В России – Высший Арбитражный суд.20

3.2 Антимонопольная  политика России  в современных  условиях.

      Последовательное  проведение государством антимонопольной  политики – важное условие формирования и функционирования рынка, а практика применения антимонопольного законодательства имеет большое значение для современной России. В качестве приоритетных задач антимонопольной политики на 2005-2010 гг. выделяются:

    • Антимонопольное сопровождение реформ естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктурных отраслей;
    • Модернизация законодательств о защите и развитии конкуренции, о естественных монополиях и о рекламе;
    • Контроль за концентрацией прав собственности на ограниченные природные ресурсы и предотвращение негативных последствий такой концентрации для конкуренции на товарных рынках;
    • Содействие повышению прозрачности российской экономики, выявлению реальных собственников и групп лиц, контролирующих компании, имеющие рыночную и монопольную власть;
    • Защита и развитие конкуренции на строительном рынке, на рынке услуг по инженерной подготовке земельных участков  под застройку;
    • Расширение инструментария политики защиты и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках;
    • Интегрирование российского антимонопольного законодательства в европейское;
    • Разработка механизмов  активной защиты конкуренции в России;
    • Усиление превентивных функций Федеральной Антимонопольной службы, повышение ее прогнозных и аналитических возможностей.21

      В современных условиях необходимы новые  подходы к пониманию антимонопольной политики и конкуренции в целом. Изменение характера конкуренции определяет новые концептуальные подходы к осуществлению конкурентной политики как на международном, так и на национальном и региональном уровнях, что обусловливает необходимость совершенствования нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства и системы органов регулирования.

      И. Николаев в своей статье «Второе  дыхание» Программа социально-экономического развития России на 2008-2010 годы обобщил  свои рассуждения о дальнейшем развитии антимонопольной политики России. Его видение этой проблемы представляется мне наиболее верным в сложившейся ситуации.

      «Очевидных  успехов в попытках сделать предпринимательскую  деятельность в России более свободной  и защищенной пока еще не достигнуто, многие правильные и крайне необходимые нормы законодательства с трудом находят практическое применение.

      Весьма  показательным является тот факт, что именно в последние годы резко  возросла антиконкурентная деятельность органов власти. За период 1996-2005 годов, по сведениям ФАС России, число выявленных нарушений, которые можно квалифицировать как антиконкурентные действия органов власти, возросло в 5 раз, в то время как число злоупотреблений доминирующим положением – на 10,5%. В общем количестве антимонопольных нарушений более 60% приходится именно на действия органов власти.

      Требуется пересмотреть концептуальный подход к  тому,  каким должен быть основной федеральный закон, затрагивающий  вопросы конкуренции. Федеральный  закон от 26 июля 2006 года №135ФЗ «О защите конкуренции» направлен на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также на противодействие антиконкурентным мероприятиям со стороны органов власти. Таким образом, речь не идет о развитии конкуренции, речь идет именно о ее защите.

      Политика  по развитию конкуренции не может  ограничиваться только мерами по ее защите. Этого явно недостаточно. Система  мер по развитию конкуренции должна реализовываться по следующим направлениям:

    • административные барьеры;
    • ценовая и тарифная политика;
    • обеспечение свободного перемещения товаров;
    • гарантирование свободы экономической деятельности и т.д.

Информация о работе Анитимонопольная политика в РФ