Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 18:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является экономический анализ товарных запасов в условиях рынка.
Основными задачами являются:
- рассмотреть политику управления товарными запасами на предприятиях в условиях рынка;
- рассмотреть виды товарных запасов;
- изучить методы обоснования необходимой величины товарных запасов;
- произвести анализ товарных запасов Семеновского райпо;
- наметить пути оптимизации величины товарных запасов.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА: СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ 3
2. ВИДЫ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 7
3. МЕТОДЫ ОБОСНОВАНИЯ НЕОБХОДИМОЙ ВЕЛИЧИНЫ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ 9
4. АНАЛИЗ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ И ОБОРАЧИВАЕМОСТИ СРЕДСТВ, ВЛОЖЕННЫХ В ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ В СЕМЕНОВСКОМ РАЙПО 18
5. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ВЕЛИЧИНЫ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Содержание
В современных условиях развития экономики по-прежнему велика роль запасов материальных ресурсов. Они являются одним из факторов, активно влияющих на эффективность использования производственных сил общества. Недостаток материальных запасов ведет к потере рабочего времени, недостаточному использованию основных фондов и в конечном итоге к недополучению прибыли от реализации продукции; избыток их свидетельствует о нерациональных затратах общественного труда, выраженных в повышенных расходах финансовых и трудовых ресурсов.
В условиях полной самостоятельности в управлении и ведении хозяйства, распоряжении ресурсами и результатами труда благополучие предприятий различных сфер деятельности во многом зависит от эффективности использования материальных ресурсов. Поэтому вопросы управления запасами, основанные на научном подходе, приобретают важное значение. Политика управления запасами является частью финансового менеджмента организации. Этим обусловлена актуальность темы настоящей работы.
Целью курсовой работы является экономический анализ товарных запасов в условиях рынка.
Основными задачами являются:
-
рассмотреть политику
-
рассмотреть виды товарных
-
изучить методы обоснования
-
произвести анализ товарных
-
наметить пути оптимизации
Товарные запасы как элементы экономики играют важную роль в хозяйственной деятельности коммерческих фирм. Отсутствие необходимых товаров отрицательно сказывается на выполнении плана реализации – одном из основных показателей деятельности каждой фирмы.
Объем реализации находится в прямой зависимости от товарных запасов, которая выражается известной балансовой формулой [7, с. 23]:
Nзап' + Nпост = Nреализ + Nвыб + Nзап''
От сюда: Nзап' = Nреализ + Nвыб + Nзап'' - Nпост
Nзап' – запас товаров на начало отчетного периода;
Nпост – поступление товаров;
Nреализ – реализация товаров;
Nвыб – прочее выбытие товаров;
Nзап'' – запас товаров на конец отчетного периода.
Между этими параметрами существует прямая связь, при которой увеличение или уменьшение одного из них сказывается на остальных. Так, выполнение плана реализации товаров зависит от начального запаса и от поступления товаров в будущем периоде.
Величина товарных запасов служит важнейшим ориентиром в коммерческой работе. Если товарные запасы сокращаются и оказываются меньше норматива, для работников коммерческих фирм, магазинов это служит сигналом для увеличения завоза соответствующих товаров. Увеличение товарных запасов сверх норматива говорит о необходимости тщательного изучения причин, вызвавших это увеличение, и корректирование объемов дальнейших заказов на товары.
Товарные запасы влияют на показатели по труду. Отсутствие товаров не только отрицательно сказывается на удовлетворении потребностей покупателей и объеме реализации, но и приводит к неоправданным простоям продавцов, складских работников. В итоге снижается производительность труда, а следовательно, эффективность функционирования торгового предприятия.
С величиной товарных запасов тесно связаны показатели, характеризующие основные фонды торгового предприятия. Величина торгового запаса, обеспечивающая дневную продажу, и демонстрационного запаса должна приниматься во внимание при определении площади торгового зала, конструкции и размещении различных видов торгово-технологического оборудования. В зависимости от величины товарных запасов определяются площади складских и подсобных помещений баз и магазинов, используемые для хранения, подсортировки и подготовки товаров к продаже, а также количество и мощность холодильного оборудования.
Величина товарных запасов оказывает влияние на размер целого ряда статей издержек обращения. Это расходы по транспортировке и хранению товаров, расходы по заработной плате, по аренде и содержанию помещений и амортизации основных средств, их текущему ремонту и т.д. От размеров товарных запасов и продолжительности их хранения зависит сумма оплаты за кредит и величина естественной убыли. Таким образом, эти запасы оказывают существенное влияние на уровень издержек обращения.
Из зависимости издержек обращения от товарных запасов вытекает и связь последних с прибылью. Кроме того, товарные запасы являются важным источником обеспечения товарооборота, т.е. они оказывают влияние на доходы и, следовательно, на прибыль запасов в днях оборота.
Таким
образом, высокая роль товарных запасов
обусловливает необходимость
Управление запасами – это контроль за их состоянием и принятие решений, обеспечивающих экономию времени и средств за счёт минимизации затрат на содержание запасов, необходимых для своевременного выполнения производственной программы (запланированного объема продаж) [1, с. 135].
Эффективное управление товарно-материальными запасами позволяет:
Политика управления запасами включает
следующие функции (рис.1).
Рис.1 Содержание политики управления запасами
В
политике управления запасами эти операции
можно выдержать в следующей
последовательности этапов:
Процесс планирования товарных ресурсов осуществляется в 4 этапа (рис.3) [8, с. 167].
Рис.3 Этапы планирования товарных ресурсов
Товарные запасы – это готовой продукции в форме средств производства и товаров народного потребления, которые подлежат реализации. Они могут находиться на складах у предприятий-изготовителей, оптовых и розничных предприятий, а также в пути от поставщиков к потребителям. Товарные запасы, как и производственные, имеют свои составные части, для которых существуют свои причины образования и своя роль в процессе обеспечения материальными ресурсами. Поэтому они рассматриваются не в единой массе, а как отдельные виды запасов [7, с. 12].
Товарные запасы в сфере обращения можно классифицировать по признаку обновления (поступления и расходования) на запасы:
Товарные
запасы в зависимости от соответствия
покупательскому спросу подразделяются
на соответствующие и
Товарные запасы в зависимости от соответствия покупательскому спросу подразделяются на соответствующие и несоответствующие спросу.
Классификацию
товарных запасов можно представить
в виде следующей схемы.
Рис.4.
Классификация товарных запасов
Величина товарных запасов и эффективность их использования определяются рядом факторов:
Величина товарных запасов и эффективность их использования определяются рядом факторов [2, с. 54].
Товарные запасы являются важным, но не единственным элементом товарных ресурсов предприятия. другим составляющим элементом является объем поступления товаров. Величина поступления и соответственно закупок товаров зависит от объема розничного товарооборота и состояния товарных запасов. Взаимосвязь между этими показателями прослеживается в процессе их анализа, она же должна быть обеспечена на оптимальном уровне и в процессе выявления потребности предприятия в товарных ресурсах на планируемый период.
Планирование
потребности торгового
Рис.5.
Этапы планирования товарных ресурсов
Товарные запасы как элемент экономики играют важную роль и находятся в неразрывной связи со многими сторонами хозяйственной деятельности торговых предприятий. Отсутствие необходимых товаров отрицательно сказывается на выполнении плана товарооборота – одного из основных показателей деятельности каждого предприятия. Объем товарооборота находится в прямой зависимости от товарных запасов. Эта зависимость выражается известной балансовой формулой [4, с.213]:
где Зн – запас на начало периода;
П – поступление товаров;
Зк – запас на конец периода;
Р – реализация.
Величина товарных запасов является важнейшим ориентиром в коммерческой работе. Если товарные запасы сокращаются и оказываются ниже норматива, то это служит для работников торговых предприятий сигналом для увеличения завоза соответствующих товаров. Увеличение товарных запасов сверх норматива говорит о необходимости тщательного изучения причин, вызвавших это состояние, и принятия мер относительно объемов дальнейших заказов на товары.
Товарные запасы влияют на показатели по труду. Отсутствие товаров не только отрицательно сказывается на удовлетворении потребностей покупателей и объеме реализации, но и приводит к неоправданным простоям продавцов, складских работников. В итоге снижается производительность труда, а следовательно, эффективность функционирования торгового предприятия.