Анализ типовых нарушений, допускаемых при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, и рекомендации по обеспечению про

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 10:57, доклад

Описание работы

Итоги контроля за размещением заказов для государственных и муниципальных нужд показывают, что заказчиками, уполномоченными органами, конкурсными, аукционными и котировочными комиссиями допускаются систематические нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Типичными нарушения в сфере размещения заказов являются:

Работа содержит 1 файл

tipovye_narushenia.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Наиболее часто  сроки сокращаются за счет:

-  прекращения  приема заявок на участие в  конкурсе ранее момента начала  вскрытия конвертов с такими  заявками;

- прекращения  приема заявок на участие в  аукционе ранее момента начала  рассмотрения таких заявок;

- при проведении  запроса котировок не учитываются  положения ст. 193 и ст. 194 КоАП РФ  о том, что: если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день; в последний день срока заявки должны приниматься до времени, когда в организации прекращается рабочий день.

1.3. Нарушение должностным лицом заказчика сроков заключения государственного или  муниципального контракта.

Сроки заключения контракта определены в зависимости от способа размещения заказа, по результатам которого заключается контракт.

Сроки заключения контракта по результатам торгов (конкурс, аукцион):

ч. 1.1 ст. 29 и ч. 1.1 ст. 38 Закона определено, что государственный или муниципальный  контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе или протокола открытого аукциона;

ч. 10 и ч. 11 ст. 28 установлено, что протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в течение дня, следующего после дня окончания проведения оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и размещается на официальном сайте в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола;

ч 7 и ч. 8 ст. 37 Закона определено, что протокол аукциона подписывается заказчиком, уполномоченным органом, всеми присутствующими членами аукционной комиссии в день проведения аукциона и размещается на официальном сайте в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола;

 ч. 4 ст. 528 ГК РФ определено, что государственный или муниципальный контракт, заключаемый по результатам торгов, должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов.

Сроки заключения контракта по результатам запроса котировок определены ч. 7.1 ст. 47 Закона - не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола.

Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок  
в соответствии с ч. 4 ст. 47 подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом, в день его подписания размещается на официальном сайте.

Рассмотрим  примеры расчета сроков заключения контракта.

А). Пусть: п – дата проведения открытого аукциона,

 п +1 – дата  подписания и размещения на сайте протокола аукциона.

Тогда срок (период) заключения контракта исходя из указанных  норм законодательства и ст. 191 ГК РФ составит: не ранее чем через (п +1 + 10) дней и не позднее (п + 20) дней, если последний день срока не выпадает на выходные и праздничные дни.

Б). Пусть: п – дата проведения оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе,

 п +1 – дата  подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе ,

п + 1 + 1 – дата размещения протокола оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на сайте.

Тогда срок (период) заключения контракта исходя из указанных  норм законодательства и ст. 191 ГК РФ составит: не ранее чем через  
(п +1 + 1 +10) дней и не позднее (п + 20) дней, если последний день срока не выпадает на выходные и праздничные дни.

  В). Пусть: п – дата подписания и размещения на сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок,

Тогда срок (период) заключения контракта исходя из указанных  норм законодательства и ст. 191 ГК РФ составит: не ранее чем через (п +7) дней и не позднее (п + 20) дней, если последний день срока не выпадает на выходные и праздничные дни.

 

1.4. Несвоевременное представление сведений о заключении государственного или муниципального контракта в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов.

В силу п. 5 и п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона заказчик вправе заключить государственный  или муниципальный контракт с  единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), о чем заказчик обязан уведомить орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, в срок:

- не позднее  одного рабочего дня со дня  заключения контракта, если контракт  заключен по п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона,

- не позднее трех рабочих  дней со дня заключения контракта,  если контракт заключен по п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона.

В указанных  случаях, датой уведомления считается  исходящая дата направления уведомления  с учетом нормы ч. 1 ст. 194 ГК РФ о  том, что если срок установлен для  совершения какого-либо действия, оно  может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Зафиксированы не единичные случаи, когда исходящая  дата на бланке уведомления указана  не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта, в то же время  штамп почтового отправления указывает на то, что оно было направлено по почте с значительным нарушением срока.

Например: государственный контракт заключен согласно п. 5 ч. 2  
ст. 55 Закона с КГУ «Красноярская краевая государственная экспертиза» на осуществление государственной экспертизы проектной документации 18.11.2009 г. (среда). На бланке уведомления указана дата 19.11.2009 г., что соответствует требованиям Закона, на почтовом штампе дата отправления – 26.11.2009 г., из чего следует, что уведомление направлено  
с нарушением сроков.

 

2. Принятие  решения о способе размещения  заказа с нарушением требований, установленных законодательством,  и принятие решения                о размещении заказа иным способом в случае, если размещение должно осуществляться путем проведения торгов или путем проведения аукциона.

При принятии решения о  выборе способа размещения заказа необходимо руководствоваться следующими основными нормами законодательства.

Согласно  ч. 1 и ч. 2 ст. 10 Закона размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона  и без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

В силу требований ч. 2 и ч. 3 ст. 42 Закона заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок,  
в случаях, если цена государственного или муниципального контракта на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг не превышает сумму пятьсот тысяч рублей в течение квартала.

Все случаи возможности размещения заказа у единственного поставщика  установлены  ч. 2 ст. 55 Закона.

Частью 4 ст. 10 Закона определено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается.

Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 236-р.

Письмами  Минэкономразвития РФ от 08.08.2007 N 11812-КА/Д04 
и от 25.05.2006 N Д07-997 даны разъяснения, что:

-  в отношении товаров, работ,  услуг, указанных в данном Перечне  не допускается только проведение  конкурса, способы размещения заказов «запрос котировок» и «у единственного поставщика» не запрещены при соблюдении ограничений, установленных Законом,

- принятие  решения о выборе способа размещения  заказа  «аукцион»  
не ограничивается указанным Перечнем.

 

3. Установление требований к предоставлению в составе заявки документов и сведений и (или) требований к участнику размещения заказа, не предусмотренных законодательством.

Требования  к предоставлению документов и сведений в составе котировочной заявки, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие  
в аукционе установлены в соответствии с положениями соответственно  
ст. 44, ст. 25, ст. 35 Закона.

Согласно  ч 4 ст. 25 Закона в отношении заявки на участие  
в открытом конкурсе установлено, что «требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами "а" - "в", "д" и "е" пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи документов и сведений, не допускается. Не допускается требовать от участника размещения заказа предоставление оригиналов документов».

Согласно  ч. 3 ст. 35 Закона  в отношении заявки на участие  
в открытом аукционе «требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и сведений, не допускается. Требовать от участника размещения заказа предоставления оригиналов документов не допускается».

Заказчик, уполномоченный орган вправе установить требования  
к участникам размещения заказа при размещении заказа путем:

- проведения  торгов (конкурс, аукцион) в соответствии  с нормами  ст. 11 Закона,

- запроса котировок  согласно п. 12 ст. 43 Закона  и п. 2 ч. 2 ст. 11 Закона.

При этом заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или  аукционная комиссия не вправе возлагать  на участников размещения заказа обязанность  подтверждать соответствие данным требованиям.

 

4.  Нарушение членами конкурсной, аукционной комиссии порядка отбора участников торгов или членами котировочной комиссии порядка рассмотрения и отклонения котировочных заявок.

Члены конкурсной, аукционной комиссии осуществляя отбор участников конкурса или аукциона зачастую допускают к торгам участников, заявки которых не соответствуют требованиям документации о торгах и наоборот не допускают к участию в торгах участников, чьи заявки соответствуют требованиям документации. Наиболее частым нарушением при отборе участников торгов  является факт рассмотрения членами комиссии  заявок на участие в торгах не в соответствии с условиями  документации, то есть превышение членами комиссии своих полномочий.

Члены котировочной комиссии также как и при проведении торгов при рассмотрении котировочных заявок превышают свои полномочия, рассматривая заявки, не соответствующие условиям, указанным в извещении о запросе котировок, и наоборот, отклоняя заявки, соответствующие указанным условиям.

А). Порядок отбора участников торгов установлен положениями  
ч. 1 и ч. 2 ст. 27 Закона – в отношении отбора участников открытого конкурса, ч. 1,  ч. 3, ч. 2.1 ст. 36 Закона - в отношении отбора участников открытого аукциона.

Согласно  указанным нормам Закона:

Конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона.

На  основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе  
в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 Закона.

Аукционная  комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона.

В случае установления факта подачи одним  участником размещения заказа двух и  более заявок на участие в аукционе в отношении одного и того же лота при условии, что поданные ранее заявки таким участником не отозваны, все заявки на участие в аукционе такого участника размещения заказа, поданные в отношении данного лота, не рассматриваются и возвращаются такому участнику.

На  основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона, или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 Закона.

Информация о работе Анализ типовых нарушений, допускаемых при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, и рекомендации по обеспечению про