Анализ типовых нарушений, допускаемых при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, и рекомендации по обеспечению про

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 10:57, доклад

Описание работы

Итоги контроля за размещением заказов для государственных и муниципальных нужд показывают, что заказчиками, уполномоченными органами, конкурсными, аукционными и котировочными комиссиями допускаются систематические нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Типичными нарушения в сфере размещения заказов являются:

Работа содержит 1 файл

tipovye_narushenia.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Анализ типовых нарушений, допускаемых при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, и рекомендации по обеспечению профилактики нарушений

Итоги контроля за размещением заказов для государственных и муниципальных нужд показывают, что заказчиками, уполномоченными органами, конкурсными, аукционными и котировочными комиссиями допускаются систематические нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Типичными нарушения  в сфере размещения заказов являются:

1. Нарушение сроков, определенных законодательством Российской Федерации для совершения действий при размещении заказов, в том числе:

- нарушение  сроков заключения государственного  или  муниципального контракта,

- нарушение сроков размещения (опубликования)  информации  
о размещении заказов или ее неопубликование,  неразмещение,

-   сокращение  сроков подачи заявок на участие  в размещении заказов; 

2. Принятие решения  о способе размещения заказа  с нарушением требований, установленных  законодательством, и принятие решения                о размещении заказа иным способом в случае, если размещение должно осуществляться путем проведения торгов или путем проведения аукциона;

3. Установление  требований к предоставлению  в составе заявки документов и сведений и (или) требований к участнику размещения заказа, не предусмотренных законодательством;

4. Нарушение  членами конкурсной, аукционной  комиссии порядка отбора участников  торгов или членами котировочной  комиссии порядка рассмотрения  и отклонения котировочных заявок;

5.  Нарушение  условий государственных контрактов;

6. Нарушение  порядка размещения заказа, в  том числе:

- установление  не предусмотренных законодательством  критериев оценки  заявок на  участие в конкурсе, требований  к участникам размещения заказа и предоставлению участниками размещения не предусмотренных законодательством документов и сведений,

- не установление  порядка оценки и сопоставления  заявок на участие  
в конкурсе, содержания и значимости критериев,

- указание в  конкурсной документации, документации об аукционе или извещении о запросе котировок на товарные знаки без сопровождения словами "или эквивалент" и (или) без указания показателей определения эквивалентности товаров;

- заключение  более одного государственного  или муниципального контракта в отношении отдельного лота при проведении торгов;

- непредоставление или несвоевременное предоставление сведений  
в реестр контрактов.

С целью осуществления  эффективного механизма размещения государственных и муниципальных заказов в данной работе представлены рекомендации по обеспечению профилактики наиболее часто встречающихся  нарушений законодательства.

1. Нарушение сроков, определенных законодательством Российской Федерации для совершения действий при размещении заказов.

Нарушение сроков наиболее часто допускается при опубликовании  
в официальном печатном издании и размещении на официальном сайте информации о размещении заказов, приеме заявок на участие в размещении заказов, заключении государственных и муниципальных контрактов, предоставлении сведений о заключении контрактов с единственным поставщиком в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов.

При определении  сроков для совершения действий при  размещении заказов следует исходить из сроков, установленных положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон)* и главы 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Основные положения ГК РФ, используемые при определении сроков для совершения действий при размещении заказов:

статья 190. Установленный законом, иными правовыми актами, сделкой срок определяется календарной датой или истечением периода времени  или указанием на событие, которое должно неизбежно наступить;

статья 191. Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало;

часть 2, часть 3 статьи 192. К сроку, исчисляемому кварталами года, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами - срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала года;

статья 193. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день;

статья 194. Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

----------------------------------------------------------------------------------------------

*В  данной работе рассматривается  Закон в редакции, действующей  на 01.12.2009 г. 

1.1. Нарушение  сроков опубликования в официальном  печатном издании и размещения  на официальном сайте информации  
о размещении заказов, подлежащей такому опубликованию или размещению.

Согласно ч. 6 ст. 16 Закона к информации о размещении заказа относятся предусмотренная Законом информация и полученные  
в результате принятия решения о размещении заказа и в ходе размещения заказа сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении  
о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, извещении  
о проведении запроса котировок, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе размещения заказа.

Неопубликование,  неразмещение  информации о размещении заказов, подлежащей такому опубликованию  или такому размещению или несвоевременное ее опубликование, размещение являются нарушением законодательства о размещении заказов.

С целью профилактики указанных нарушений прилагается  сводная таблица извлечений из положений  Закона относительно информационного  обеспечения размещения заказов (приложение 1).

Наиболее часто причиной несвоевременного опубликования и размещения информации является начало отсчета срока с календарной даты наступления события, которой определено его начало, а не со следующего дня, что нарушает положения ст. 191 ГК РФ.

Согласно  Закону извещение о запросе котировок должно быть размещено на официальном сайте не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок, а при размещении заказа на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения указанного срока.

Рассмотрим постатейный комментарий Закона  (2-е издание, переработанное и дополненное) под ред. Ю.А. Тихомирова  ("Юстицинформ", 2007), как определяется истечение срока представления котировочных заявок от момента публикации извещения о проведении запроса котировок:

«Заказчик работает по пятидневной рабочей неделе. Часы работы с 9.00 до 18.00 с часовым обеденным перерывом. Заказчик разместил извещение о проведении запроса котировок в 12.00 13 марта 2006 г. Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. В соответствии с ч. 1 ст. 194 ГК РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако, если это действие должно быть совершено в организации, срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Таким образом, первый рабочий день после  размещения извещения - 14 марта, четвертый - 17 марта. Истечение срока представления  котировочных заявок совпадает с  окончанием четвертого рабочего дня  после размещения извещения, т.е. в 18.00 17 марта 2006 г. Более раннее истечение срока представления котировочных заявок (чем 18.00 17 марта 2006 г.) при размещении извещения 13 марта 2006 г., согласно ч. 1 ст. 45 комментируемого Закона, невозможно, но заказчик, уполномоченный орган может указать более поздний срок представления котировочных заявок, например 10.00 20 марта и т.д.

В общем  виде расчет самого раннего истечения  срока представления подачи котировочных заявок выглядит следующим образом (n - дата размещения извещения о проведении запроса котировок на официальном сайте):

n + 4 - в случае, когда между рабочими  днями нет нерабочих дней;

n + 4 + 2 = n + 6 - в случае, когда между  рабочими днями есть два нерабочих  дня (суббота и воскресенье). Согласно  ст. 193 ГК РФ, если последний день  срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день;

n + 4 + m - в случае с переносом праздничных  и выходных дней, в том числе  перенесенных по распоряжению  Правительства Российской Федерации  выходных дней, где m - число нерабочих дней, попадающих между датой n и датой n + 4.

Во  всех указанных случаях срок истекает в 18.00.

Рассмотрим  обратную ситуацию, когда n - 18.00 даты (срока) истечения подачи котировочных заявок. Определим дату размещения на официальном  сайте извещения о проведении запроса котировок:

n - 4 - в случае, когда между рабочими  днями нет нерабочих дней;

n - 4 - 2 = n - 6 - в случае, когда между  рабочими днями есть два нерабочих  дня (суббота и воскресенье);

n - 4 - m - в случае с переносом праздничных  и выходных дней, в том числе перенесенных по распоряжению Правительства Российской Федерации выходных дней, где m - число нерабочих дней, попадающих между датой n и датой n – 4».

В отдельных  случаях причиной нарушений сроков опубликования  
и размещения информации является принятие решения о включении дополнительных лотов при проведении торгов.

Например: Заказ размещается посредством  открытого аукциона,  
в котором выделены лоты № 1, № 2 и № 3.

Согласно  ч. 2.1. ст. 10 Закона при размещении заказов  путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых  
в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота.  
В отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт.

Таким образом, каждый лот является отдельным аукционом или конкурсом, в отношении которого проводятся действия в порядке, установленном Законом для проведения аукциона или конкурса.

Согласно  ч. 1 ст. 33 Закона извещение о проведении открытого аукциона опубликовывается в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.

Пусть: п – дата опубликования и размещения извещения о проведении открытого аукциона,

п + 20 – срок (дата)  окончания приема заявок на участие в аукционах по лотам № 1, № 2 и № 3.

Заказчиком  принято решение о внесении изменений  в извещение  
и о добавлении еще одного лота № 4.

п + 5  – дата опубликования и размещения извещения о внесении изменений в извещение и проведении открытого аукциона по лоту № 4,

При этом срок окончания приема заявок (п + 20) распространен и для лота № 4.

Таким образом, извещение об аукционе по лоту № 4 опубликовано и размещено менее, чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.  

При добавлении лота следовало установить срок окончания приема заявок на участие  в аукционе по лоту № 4 не ранее чем через п + 5 + 20.

1.2. Сокращение  сроков приема заявок на участие  в размещении заказов.

Положениями Закона определены сроки приема заявок в зависимости от способа размещения заказа.

Открытый конкурс: п. 9 ч. 4 ст. 22 и п. 2 части 26 Закона установлено, что датой начала срока подачи заявок на участие в конкурсе является день, следующий за днем опубликования в официальном печатном издании или размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса. Датой окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе устанавливается день вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не раньше времени начала вскрытия конвертов.

Открытый аукцион: п. 2 ч. 4 ст. 34 и п. 6 ст. 35 Закона установлено, что датой начала срока подачи заявок на участие в аукционе является день, следующий за днем опубликования в официальном печатном издании или размещения на официальном сайте извещения о проведении аукциона. Прием заявок на участие в аукционе прекращается в день рассмотрения заявок на участие в аукционе непосредственно до начала рассмотрения заявок на участие в аукционе, указанного в извещении о проведении открытого аукциона.

Запрос котировок: ч. 2 ст. 46 Закона определено, что котировочная заявка подается в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, при этом согласно ч. 1 ст. 45 Закона извещение о проведении запроса котировок опубликовывается в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок, а при размещении заказа на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения указанного срока.

Информация о работе Анализ типовых нарушений, допускаемых при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, и рекомендации по обеспечению про