Анализ современного состояния и перспективы развития системы дошкольного образования в Красноярском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 03:32, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - анализ состояния и перспектив развития дошкольного образования в Красноярском крае.
Задачи:
Провести анализ современного состояния дошкольного образования системе образования Красноярского края;
Выявить проблемы дошкольного образования;
Обозначить перспективы развития в г.Зеленогорске Красноярского края.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….-3
1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ…………………………………-4
2. АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В Г. ЗЕЛЕНОГОРСКЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ………..-7
2.1 СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВЕНИЯ В Г.ЗЕЛЕНОГОРСКЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ………………………...-7
2.2 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В Г.ЗЕЛЕНОГОРСКЕ………………………………………………………-11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………-15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………-16

Работа содержит 1 файл

КР ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ.docx

— 42.53 Кб (Скачать)

     Такая модернизация позволит уменьшить нагрузку на государственный бюджет, значительно  повысит качество услуг, предоставляемых  дошкольными учреждениями, улучшит  экономические условия труда  работающих в данной сфере и сделает  более «прозрачными» расходы  семей в этой области. Однако ее проведение потребует четкого нормативно-правового  определения объема и структуры  образовательных услуг.

     Представленная  ниже модель дошкольного образования  носит проектный характер, аккумулирует опыт различных регионов в этой области  и позволяет охватить дошкольным образованием максимальное количество детей с учетом потребностей различных  слоев и групп населения.

     Согласно  региональной модели, принятой в Красноярском крае, дошкольное образование включает три ступени, соответствующие особым возрастным группам детей и подразумевающие  специфические формы организации. Первая ступень – преддошкольное образование детей в возрасте от полутора до трех лет. Вторая ступень  – образование детей дошкольного  возраста в возрасте от трех до шести  лет. Третья ступень – образование  детей предшкольного возраста, или  седьмого года жизни.

     В настоящее время в городе представлены образовательные формы для детей  раннего возраста:

  • группами полуинтернатного типа, существующими в детских садах;
  • группами совместного кратковременного пребывания ребенка и родителя («ребенок-родитель», «ясли с мамой», «центр игровой поддержки», «адаптационная группа» и др.), организованными на базе детских садов, при центрах детского творчества, в специальных центрах работы с детьми раннего возраста или при психолого-педагогических центрах;
  • группами надомного образования («ребенок и няня», «гувернерские группы», «семейные группы», «мини-садик» и др.), организованных родителями на дому или в специально арендованных с этой целью жилых квартирах.

     Главной организационной формой дошкольного  образования является детский сад. Система государственного дошкольного  образования представлена разнообразными видами муниципальных детских садов, реализующих различные образовательные  программы – основные и парциальные.

     Детский сад в его классическом варианте является полуинтернатной формой, рассчитанной на пребывание там ребенка в течение 8 часов и более. Однако детские  сады классического образца не могут  вместить всех желающих.

     Предлагаемая  модель дошкольного образования  предполагает их постепенную замену развивающейся сетью групп надомного  образования малышей. Для таких  групп характерна малая наполняемость  – три-пять человека, обстановка, максимально  приближенная к домашней, усиленный  родительский контроль и даже постоянное присутствие родителя в группе наряду с воспитателем.

     Одной из стимулирующих мер для развития таких групп в Красноярском крае, в том числе в г.Зеленогорске, является введение денежной компенсации  в размере 3000 рублей матерям, дети которых  в возрасте от полутора до трех лет  не посещают детский сад. Нанять на выплачиваемое пособие няню довольно дорого, но работающие матери могут  объединиться и пригласить воспитателя  к трем-четырем детям. Это вполне возможно. Одна из задач – их легализация, организация их психолого-педагогического  сопровождения, а также расширение возможностей для работающих в таких  группах педагогов и посещающих их детей за счет прикрепления к  более крупным центрам дошкольного  образования, которые могли бы выступать  в роли их кураторов.

     В отличие от групп надомного образования, группы «ясли с мамой», адаптационные  группы и другие, предполагающие кратковременное  присутствие ребенка вместе с  родителем в образовательном  центре, сейчас развиваются достаточно успешно как в рамках государственного сектора, так и на платной основе. Их образовательный характер очевиден. Совместное посещение занятий малышами и родителями сказывается благоприятным  образом не только на развитии ребенка, но и способствует повышению психолого-педагогической культуры родителей, развитию эмоциональной  связи с детьми и укреплению семьи  в целом. Работа таких групп организуется с учетом занятости родителей  – в послерабочее время или  в выходные дни. В отличие от надомных групп, «ясли с мамой» вполне легитимны, организуются на базе крупных центров  дошкольного образования и других организациях, способных обеспечить их работе психолого-педагогическое и  методическое сопровождение. Однако в  настоящее время сеть таких групп  нельзя признать развитой и обеспечивающей потребности всех желающих. Кроме  того, подобные группы развиваются  по преимуществу на платной основе. Значит, родители должны иметь возможность  выбирать из нескольких групп ту, которая  устраивает их по содержанию предлагаемой образовательной программы и  по своей стоимости.

     Предполагается  также модель создания «условных», или «плавающих», групп кратковременного пребывания на базе «детский сад». Группа кратковременного пребывания формируется  из детей разного возраста, посещающих только занятия и (или) принимающих  участие в утренних прогулках. Группа является условной структурой, так  как все зачисленные в нее  дети расходятся на занятия в другие группы, функционирующие в режиме обычной работы детского сада, - по два-три  человека сверх списочного состава.

     Другим  способом увеличения числа детей, охваченных дошкольным образованием, является организация  реальных групп кратковременного пребывания, работающих на площадях детского сада в режиме его дополнительной загрузки – в вечернее время и в выходные дни.

     Таким образом, организационная модель преддошкольного  образования должна базироваться на семейных и близких к семейным формах воспитания, курируемых крупными центрами дошкольного образования, обеспечивающих диагностику, коррекцию  и мягкую социализацию детей раннего  возраста, а также ставящих перед  собой задачи повышения психолого-педагогической культуры родителей. Усилия властей  должны быть направлены на развитие групп  малой наполняемости, существующих в домашних условиях.

     Стимулирующие меры для развития сети надомных групп  включают, с одной стороны, меры по экономической поддержке семей, с другой – создание нормативно-правового  и экономического режима благоприятствования  возникающим инициативам.

 

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     О социальной востребованости дошкольного  образования свидетельствует наличие  очередности на устройство детей  в детские сады. А с имеющимся  сегодня ростом рождаемости эта  проблема усугубляется. Рост очередности  на устройство детей в детские  сады и недостаточная ёмкость  действующей сети дошкольных учреждений становятся главной проблемой в  реализации конституционного права  граждан на получение общедоступного дошкольного образования.

     Обеспеченность  населения, имеющего детей дошкольного  возраста, местами в детских садах, является одним из показателей, характеризующих  состояние системы дошкольного  образования.

     Проблема  общедоступности дошкольного образования  для всех категорий граждан решается сегодня за счет развития различных  форм дошкольного образования. В  практику образовательных учреждений активно внедряются группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста, оборудуются игровые комнаты. Работа с детьми ведётся по программам дошкольного  образования.

     Проблема  общедоступности дошкольного образования  решается также сегодня за счет строительства  новых ДОУ, реконструкции существующих зданий под ДОУ, открытие дополнительных групп в уже действующих ДОУ.

     Всеми органами местного самоуправления муниципальных  районов и городских округов  разработаны и утверждены муниципальные  программы развития дошкольного  образования. Использование программно-целевого подхода будет способствовать решению  проблемы сохранения и развития сети образовательных учреждений, удовлетворению спроса на дошкольные услуги с учетом роста рождаемости.

     Таким образом, основной задачей всех заинтересованных структур Красноярского края в целом  и г.Зеленогорска в частности, является создание системы, оптимально отвечающей интересам ребенка и семьи, обеспечивающей наибольший охват детей качественным дошкольным образованием.

 

     

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абанкина, И.В Межбюджетные отношения в российском образовании: проблемы модернизации. /  И.В. Абанкина. – М.: ГУ–ВШЭ, 2002.
  2. Логинов, Д.А. Стратегии семей в сфере образования Мониторинг экономики образования: Информационный бюллетень / Д.А. Логинов. – М.: ГУ–ВШЭ, 2004, №2.
  3. Савицкая Е.В. Некоторые итоги исследования системы детского дошкольного образования//Вопросы образования, 2004, №4.
  4. Городская целевая Программа «Развитие дошкольного образования города Красноярска».
  5. Детское дошкольное образование: экономический аспект. Информационный бюллетень. – М.: ГУ–ВШЭ, 2005. – 36 с.
  6. Ключевые направления и среднесрочные цели системы образования, задачи на 2008-2009 учебный год в контексте актуальных задач современной модели общего образования («модель 2020») / Доклад министра образования и науки Красноярского края на августовском совещании работников общего образования Красноярского края. - Красноярск, 2008. – 30 с.
  7. Образование в Российской Федерации. Статистический ежегодник. М.: ГУ–ВШЭ, 2007, 2008.
  8. Социологическое обследование семей дошкольников и персонала дошкольных образовательных учреждений по проблематике удовлетворенности системой дошкольного образования,  2008.

Информация о работе Анализ современного состояния и перспективы развития системы дошкольного образования в Красноярском крае