Анализ современного состояния и перспективы развития системы дошкольного образования в Красноярском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 03:32, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - анализ состояния и перспектив развития дошкольного образования в Красноярском крае.
Задачи:
Провести анализ современного состояния дошкольного образования системе образования Красноярского края;
Выявить проблемы дошкольного образования;
Обозначить перспективы развития в г.Зеленогорске Красноярского края.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….-3
1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ…………………………………-4
2. АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В Г. ЗЕЛЕНОГОРСКЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ………..-7
2.1 СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВЕНИЯ В Г.ЗЕЛЕНОГОРСКЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ………………………...-7
2.2 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В Г.ЗЕЛЕНОГОРСКЕ………………………………………………………-11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………-15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………-16

Работа содержит 1 файл

КР ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ.docx

— 42.53 Кб (Скачать)

     В октябре-ноябре 2008 года, по заказу Министерства образования и науки Правительства  Красноярского края, было проведено  социологическое обследование семей  дошкольников и персонала дошкольных образовательных учреждений по проблематике удовлетворенности системой дошкольного  образования. Обследования выявило  жизненные ценности и профессиональные ориентации воспитателей детских садов, стратегии воспитания и удовлетворенности  родителей системой дошкольного  воспитания.  

2. АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В Г. ЗЕЛЕНОГОРСКЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

2.1 СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВЕНИЯ В Г.  ЗЕЛЕНОГОРСКЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

     По  оценкам специалистов Департамента образования Красноярского края город Зеленогорск имеет лучшие в крае показатели по обеспеченности населения услугами дошкольных учреждений.

     Весной 2009 года на выездном совещании в  Зеленогорске полпред губернатора  края Вадим Медведев подводил итоги  реализации краевой целевой программы  «Дети» в 2008 году. Данная Программа  содействует дальнейшему развитию дошкольных образовательных учреждений города, предоставляющих широкий  спектр образовательных услуг с  учетом потребностей семьи и интересов  общества; повышению качества образовательных  услуг и доступности для всех слоев городского населения; обогащению педагогической практики вариативными формами дошкольного образования. Программа включает в себя:

  • организацию и создание условий содержания детей в группах кратковременного пребывания;
  • реализацию программ для групп кратковременного пребывания;
  • освоение педагогами технологий воспитания и развития детей в условиях кратковременного пребывания;
  • создание моделей предшкольного образования;
  • организацию цикла семинаров по повышению педагогического мастерства и освоению программ предшкольного образования и воспитания и развития детей раннего возраста.

     В настоящее время в Зеленогорске, кроме названной программы, успешно  реализуется целый ряд других социальных программ, в том числе, в области дошкольного образования. Четыре учреждения дошкольного образования  Зеленогорска в 2008 году приняли участие  в краевом конкурсе на предоставление гранта по внедрению новых технологий и методов образования. Гранто-получателями на выплату денежного вознаграждения в прошлом году стали 25 воспитателей дошкольных учреждений.

     Высокую оценку полпреда получила и работа, которая проводится по другим направлениям краевой целевой программы «Дети», в сфере профилактики и диспансеризации  детей, в области массовой физической культуры и спорта. По мнению Вадима Медведева, Зеленогорск сегодня  является лидером в реализации краевой  программы «Дети». «Этому во многом способствует позиция городской  администрации, которая системно работает в данном направлении», — отметил  полпред губернатора.

     В муниципальной собственности находится 15 детских садов, еще – 9 находятся  в ведомстве зеленогорского электрохимического завода. Это уникальный пример того, что градообразующее предприятие  практически полностью сохранило  свою социальную инфраструктуру. Не в  последнюю очередь благодаря  этому город имеет лучшие показатели по реализации краевой программы  «Дети». Это хороший пример того, что проблему дефицита мест в дошкольных учреждениях можно решать, если есть желание.

     В настоящее время в Зеленогорске обеспеченность детскими садами самая  высокая в Красноярском крае и  достигает 90% от требуемого числа мест. К началу года в городе не было очереди  малышей для определения в  детский сад. Это удалось реализовать  благодаря реконструкции и капитальным  ремонтам МДОУ №№ 32, 14, выплате ежемесячной  компенсации в размере 3000 руб. тем, кто имеет детей от 1,5 до 3 лет.

     Реконструирован детский сад №32, оснащен самым  современным оборудованием для  развития детей. На прилегающей территории создана детская площадка, возведенная  с применением современных технологий. Вскоре завершится реконструкция еще  одного дошкольного учреждения –  детского сада №14. Он также будет  комплексно переоборудован в соответствии с последними санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами. После  того, как в 2008 году в эксплуатацию был введен новый ведомственный  сад ЭХЗ, в очереди в детские  сады осталось около 70 детей.

     Все дошкольные образовательные учреждения города имеют лицензию на право ведения  образовательной деятельности, успешно  закончили прохождение аттестационного  обследования, содержанием которого явилось установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников детских садов требованиям  государственных (федеральных) стандартов дошкольного образования, и получили свидетельства о государственной  аккредитации.

     С января 2007 года Управлением образования  администрации ЗАТО г.Зеленогорска выдано родителям 442 справки о том, что ребенку временно не предоставлено  место в детском саду. В настоящее  время на учете в Управлении образования  для определения в ДОУ возрасте от 1,5 лет до 3х лет состоит 269 детей.

     В соответствии со статьями 52.1, 52.2 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» родители с 01.01.2007 г. В Зеленогорске получают компенсацию  части родительской платы за содержание ребенка в ДОУ в размере 20% на первого ребенка свыше 1350 родителей, в размере 50% на второго ребенка - 523, в размере 70% на третьего и более  – 48 родителей.

     Образованием  детей в дошкольных образовательных  учреждениях занимаются более 500 педагогов, среди них много специалистов, оказывающих специальную (коррекционную) помощь детям с проблемами в развитии. Очевидно, что качество дошкольного  образования обеспечивается соответствующим  уровнем профессионализма педагогов. Для выполнения задачи повышения  качества дошкольного образования  имеется определенный потенциал.

     Одной из важнейших задач и существенной составной частью дошкольного образования  выступает охрана и укрепление здоровья детей. Содержание педагогического  процесса в детском саду органично  включает оздоровление и физическое развитие ребенка. Традиции системы  дошкольного образования даже в  трудных современных условиях обеспечивают определенный уровень охраны здоровья детей.

     Педагоги  ДОУ, медицинские работники, инструкторы  физической культуры обеспечивают становление  у детей ценностей здорового  образа жизни, используя комплекс мер, который включает закаливание с  использованием разных процедур: воздушные  ванны, обширное умывание, ходьба по мокрым дорожкам, солнечные ванны, купание  в бассейне; профилактические и оздоровительные  мероприятия: дыхательная гимнастика, точечный массаж, фито- и физиотерапия, оздоровительный бег, релаксация и  многое другое. Этому способствуют и созданные в ДОУ соответствующие  условия. При этом оздоровительные  процедуры выступают неотъемлемой частью не только процессов ухода  и воспитания, но и самого содержания обучения. Так, наиболее прогрессивные  педагоги создают условия для  развития у детей элементарных представлений  об устройстве организма человека и  бережном к нему отношении, помогая  каждому ребенку понять, что каждый человек сам, начиная с раннего  детства, может заботиться о своем  здоровье; способствуют становлению  у детей ценностей здорового  образа жизни.

     Работа  по сохранению здоровья детей в городе носит межведомственный характер. Особого  внимания требует специфика коррекционно-педагогической работы с ребенком на этапе дошкольного  детства. Управлением образования  предпринят ряд мер по активизации  этого аспекта деятельности дошкольных учреждений, привлечению внимания педагогов  и родителей к проблемам развития, воспитания и обучения детей с  особыми нуждами.

     В детских садах активно идет процесс  обновления содержания дошкольного  образования. Основополагающим ориентиром обновления явилась «Концепция дошкольного  воспитания», выдвинувшая как главное  направление государственной политики принципиально новый, личностно-ориентированный  подход к ребенку, составляющий альтернативу традиционной учебно-дисциплинарной модели.

     Организация деятельности дошкольных образовательных  учреждений по освоению новых программ становится все более эффективной, она обеспечивает поддержку индивидуальности ребенка и связанную с ней  реализацию склонностей, интересов  и потребностей, опираясь на индивидуальные особенности детей. В настоящее  время педагоги города реализуют  различные как комплексные, так  и парциальные программы, рекомендованные  МО РФ.

     Важнейшим направлением деятельности дошкольных образовательных учреждений на современном  этапе является поиск новых форм и содержания сотрудничества детского сада с семьей, которые должны существенно  отличаться от устаревших командно-назидательных, да к тому же скучных и весьма поверхностных контактов воспитателя  с родителями.

     Коллективы  создают условия для проявления инициативности родителей, осознанию  ими миссии родителя. Ведется работа с детьми и родителями по выявлению  детей с личностными проблемами, имеющими трудности в общении  и обучении. Предлагаются родителям  «Вести» из группы, советы, рекомендации, проводятся совместные мероприятия, родители становятся полноправными участниками  образовательного процесса. Работа с  родителями строится на принципиально  новых позициях, основа которых - родительский договор.

     Необходимо  также отметить, что и населением становятся востребованными новые  формы дошкольного образования. Так, в системе дошкольного образования  функционируют разные модели групп: адаптационные группы, группы развития, группы для детей с особыми  потребностями, группы кратковременного пребывания для детей, не посещающих детский сад, группы выходного дня. Особенно востребованы кратковременные  формы образования детьми старшего дошкольного возраста. В проектном  режиме разрабатываются модели предшкольного  образования, нормативно-правовая база функционирования таких групп.

     Организация предшкольного образования –  одна из актуальных мировых проблем  образования, что определяется необходимостью решения одной задачи – обеспечения  равных стартовых возможностей для  всех детей, поступающих в начальную  школу. Эта проблема стала актуальной и в России последние десятилетия  в связи с резким сокращением  количества детей, посещающих детские  сады. Целенаправленная и системная  работа с ребенком перед школой должна быть этапом всестороннего развития ребенка – личностного, социального, когнитивного.

     Таким образом, в городе Зеленогорске решены следующие приоритеты развития дошкольного  образования:

     - обеспечение доступности дошкольных  образовательных услуг для всех  категорий населения;

     - содействие развитию многообразия  дошкольного образования; 

     - создание условий для повышения  качества образования.

     Что в полной мере реализует генеральную  цель ДОУ, сформулированную в ст. 18 Закона РФ «Об образовании»: помощь семье  в воспитании детей дошкольного  возраста, охране и укреплении психического и физического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой  коррекции недостатков развития.  

2.2 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В Г.  ЗЕЛЕНОГОРСКЕ 

     В г. Зеленогорске, как и по России в целом, медленно, но начался рост рождаемости. Это означает, что уже  в ближайшее время численность  детей соответствующего возраста увеличится. В результате общество может столкнуться  с проблемой неадекватности существующей сети детских садов потребностям населения. К тому же начавшийся в  стране экономический подъем обусловил  увеличение занятости среди экономически активного населения. Теперь для  многих матерей альтернативные издержки времени, посвященного уходу за малолетними  детьми, существенно возрастут и  они предпочтут пользоваться услугами дошкольных образовательных учреждений. Можно с полной уверенностью прогнозировать быстрый рост численности детей, включенных в систему детского дошкольного  образования, который существенно  увеличит нагрузку на бюджет.

     Одновременно  исследование зафиксировало готовность родителей дошкольников к участию  в финансировании детских садов, при этом свыше 70% семей выражают готовность увеличить официальную  плату детским садам при повышении  качества услуг, предоставляемых сферой детского дошкольного образования. Данная информация позволяет сделать  вывод о необходимости модернизации системы дошкольных образовательных  учреждений. Как отмечалось выше, дошкольные учреждения играют важную роль в процессе социализации ребенка и в получении  им первичных знаний и навыков. Способствуя  когнитивному развитию детей, они обеспечивают более успешное усвоение знаний на всех последующих ступенях образования.

Информация о работе Анализ современного состояния и перспективы развития системы дошкольного образования в Красноярском крае