Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:41, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов государственного регулирования собственности в рыночной экономики. Объектом исследования является собственность, предметом – государственное регулирование собственности в Российской Федерации.
Цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
определить содержание собственности. Экономические формы собственности;
выявить особенности преобразования собственности в переходной экономике России;
определить основные этапы российской приватизации.
Введение 6
1 Теоретические и правовые основы государственного регулирования
собственности
9
Определение понятия собственности и ее сущности
9
1.2 Особенности преобразования собственности в переходной
экономике России. Приватизация
1.3 Государственное регулирование отношений собственности
16
24
Анализ системы государственного регулирования собственности в
России
29
2.1 Нормативное регулирование собственности в России
29
2.2 2.2 Проблемы и перспективы государственного регулирования
собственности в рыночной экономики в Российской Федерации
2.3 Методы повышения эффективности использования
государственной собственности
32
37
Заключение 41
Библиографический список 43
Приватизацию муниципального имущества можно проводить большим количеством способов, основная часть которых сводится к продаже данного имущества. При этом приватизация муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
собственности в рыночной экономики в Российской Федерации
Рыночная экономическая система в России сформирована лишь в самых общих чертах. Можно констатировать наличие основных институциональных условий для её функционирования. Однако дальнейшее прогрессивное развитие рыночных отношений в российской экономике наталкивается на несоответствие институтов государственного регулирования его институциональной среде. Результаты воздействия государства на экономику России пока слабо соответствуют правительственным прогнозам. Поэтому существует острая необходимость исследования институциональной среды и структуры государственного регулирования экономики, формирования целостной системы экономических институтов рыночного хозяйствования, модернизации институциональной среды государственного регулирования российской экономики, с учётом влияния глобальных социально-экономических факторов.
Государственное
регулирование экономики
Государственная экономическая политика представляет собой основные направления деятельности государства в сфере экономики, в то время как государственное регулирование экономики - деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и инструментов.
Отсутствие четко сформулированной, надлежащим образом оформленной, стабильной и предсказуемой государственной экономической политики является существенным недостатком, препятствующим эффективному государственному регулированию рынка.
В настоящее время отсутствует правовая база, обеспечивающая применение средств, инструментов государственного регулирования экономики, создание которой следует рассматривать в качестве приоритетного направления развития законодательства (в широком смысле слова), регулирующего отношения в экономике. Так, например, остро необходимо создание нормативной основы для эффективного применения таких средств как ценообразование, планирование, в том числе программно-целевое планирование и т. д.
Только
после того, как будет создана
правовая основа для эффективного применения
отдельных средств
Анализ отношений, возникающих в рамках исследования проблемы государственного регулирования экономики, в том числе и регулирования отношений в рамках государственного сектора, позволяет говорить о наличии особенностей, специфики предпринимательских отношений, что проявляется в их комплексном характере. Предпринимательские отношения в рамках государственного регулирования экономики включают наряду с имущественными, также административные, финансовые и иные отношения.
Таким образом, система государственного регулирования экономики хотя и претерпела значительную эволюцию, но во многих существенных звеньях все еще не сформирована.
Наиболее важными из нерешенных задач являются: преодоление кризиса неплатежей и ликвидация массовой просроченной задолженности; оздоровление экономического положения предприятий, в том числе оставшихся в собственности государства и находящихся под его контролем, включая улучшение управления принадлежащими государству пакетами акций акционерных предприятий; активизация инвестиционной деятельности, проведение структурной перестройки экономики, повышение ее технического уровня, эффективности и конкурентоспособности; поддержка потенциально жизнеспособных отечественных предприятий, в первую очередь в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, развитие которых имеет важное значение для обеспечения экономической независимости и безопасности страны; перекрытие каналов нелегальной утечки капитала за рубеж, улучшение контроля за экспортом и возвратом валюты в страну; создание условий, препятствующих расширению теневой экономики и способствующих возврату отвлеченных в нее финансовых и материальных ресурсов в рамки нормальной, разрешенной законами экономической деятельности.11
Таким образом, существующая в настоящее время система государственного регулирования носит переходный и незавершенный характер. Ход реформ уже показал невозможность эффективного развития экономики в режиме автоматического саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен инструментами, компенсирующими его недостатки там, где он не срабатывает или приводит к результатам, не отвечающим интересам всего общества. Поэтому дальнейшее развитие реформ будет происходить путем определенных компромиссов между либерализацией и восстановлением инструментов государственного регулирования рынка и социальной сферы.
Механизм государственного регулирования не является раз и навсегда данным и неизменным. Эволюция его предопределяется потребностями технологического развития и экономического роста, перегруппировкой политических сил и изменениями проводимой ими экономической и социальной политики, степенью развитости рыночных отношений хозяйствования.
В любом случае государственное регулирование должно быть эффективным, т. е. максимально использовать предпринимательскую энергию для углубления партнерства и катализации бизнеса. Оно эффективно в том случае, когда поддерживает те сферы, которые не регулируются или слабо регулируются рыночными механизмами - здравоохранение, образование, макроэкономическая стабильность, защита неимущих и т. д. По такому пути развиваются экономические и социальные процессы в Российской Федерации, где за годы реформ 80-90-х годов заложены основы финансово-экономического регулирования экономики. Перспективы российской экономики связываются с гарантией прав собственности и справедливой конкурентоспособности для эффективного функционирования рыночной экономики. Государство осуществляет контроль над денежной массой, снижением инфляции, а также обеспечением структурных сдвигов в производстве и экспорте продукции.
Активизацию инвестиционного процесса государство предполагает достичь путем удешевления кредитных ресурсов в условиях новой экономической конъюнктуры.
Социальная и военная реформы позволят в перспективе сократить нагрузку на государственный бюджет и увеличить расходы на образование, здравоохранение, культуру и пенсии.
Предполагается, что бюджет как метод экономического воздействия будет стимулировать экономический рост. Это достигается тем, что средства налогоплательщиков предоставляются корпоративному сектору исключительно на конкурсной основе. Уменьшится количество налогов и налогооблагаемой базы, произойдет выравнивание налоговой нагрузки.
Анализируя опыт государственного регулирования в развитых рыночных государствах и странах транзитивной экономики, можно отметить функциональные регулирующие тенденции в экономике.
Основные функции государственного регулирования реализуются, во-первых, в направлении достижения и сохранения национальных конкурентных преимуществ экономики. Страна достигает конкурентного преимущества благодаря экономическим факторам и наличию уникальных институциональных механизмов, способных непрерывно повышать уровень использования факторов производства: ресурсов, рабочей силы, предпринимательства.
Общепризнанной
задачей правительства
Экономическое регулирование на уровне территории уменьшает неравномерности социально-экономического развития регионов, снимает социальную напряженность в депрессивных регионах, стимулирует эффективное использование экономического потенциала территории.
Роль государства на различных этапах развития общества неодинакова. Современное российское общество характеризуется переходным состоянием экономики, что не может не учитываться при изучении проблемы соотношения государства, права и экономики. Однако в любом случае речь идет об экономике рыночного типа, о рынке.
Объективная необходимость государственного регулирования рыночных отношений основывается на ограниченности возможностей рынка в производстве общественных товаров, что и является основным побудительным мотивом в деятельности государства в сфере экономики.12
Основным элементом механизма управления акционерными обществами с государственным участием является институт государственных представителей. Отсутствие конкретных целей и задач, стоящих перед компаниями с государственным участием, а также недостаточный контроль приводят к непоследовательности в деятельности представителей государства, прямому игнорированию государственных интересов при принятии управленческих решений.
В целом управление пакетами акций, принадлежащими государству, является недостаточно эффективным. Такая ситуация вызвана прежде всего отсутствием должной системы контроля за развитием государственных компаний в соответствии с приоритетами финансовой политики государства, пассивностью представителей государства в компаниях, «непрозрачностью» компании для государства и других акционеров. Кроме того, во многих случаях имеет место перекачивание активов из самого акционерного общества в дочерние фирмы, контролируемые менеджерами или связанными с ними структурами.
Получение дивидендов не может считаться главной целью управления государственными пакетами акций, тем не менее величина неналоговых доходов бюджета, связанных с деятельностью акционерных обществ, является одним из показателей эффективности системы управления государственными активами. Реально полученные бюджетом дивиденды по акциям в течение 1999-2009 г. составляли незначительную величину, если учесть масштабы государственной собственности в акционерных обществах. Несмотря на наметившуюся тенденцию, связанную с расширением базы дивидендных поступлений, доходы от принадлежащих государству пакетов акций остаются незначительными, что также свидетельствует о необходимости выработки стратегии государственного участия в капиталах акционерных обществ.
Решение задачи повышения эффективности управления пакетами акций, находящимися в собственности государства, осложняется противоречием между необходимостью максимизации бюджетных доходов и объективными трудностями, связанными с управлением низколиквидными пакетами (например, миноритарными долями или акциями убыточных предприятий).13
Низколиквидные
пакеты акций трудно реализовать
в связи с отсутствием
В новом законе как и в утратившем силу федеральном законе от 21 июля 1997 года «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» зафиксированы такие способы приватизации государственной собственности, как аукцион, специализированный аукцион, конкурс, внесение государственного имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ, а также преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества.
Информация о работе Анализ системы государственного регулирования собственности в России