Анализ системы государственного регулирования собственности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов государственного регулирования собственности в рыночной экономики. Объектом исследования является собственность, предметом – государственное регулирование собственности в Российской Федерации.
Цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
определить содержание собственности. Экономические формы собственности;
выявить особенности преобразования собственности в переходной экономике России;
определить основные этапы российской приватизации.

Содержание

Введение 6
1 Теоретические и правовые основы государственного регулирования
собственности

9

Определение понятия собственности и ее сущности
9
1.2 Особенности преобразования собственности в переходной
экономике России. Приватизация
1.3 Государственное регулирование отношений собственности


16
24
Анализ системы государственного регулирования собственности в
России
29

2.1 Нормативное регулирование собственности в России
29
2.2 2.2 Проблемы и перспективы государственного регулирования
собственности в рыночной экономики в Российской Федерации
2.3 Методы повышения эффективности использования
государственной собственности

32

37
Заключение 41
Библиографический список 43

Работа содержит 1 файл

собственность.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

     Можно ли выделить какую-то систему в отношениях собственности в переходной экономике, если они столь специфичны и своеобразны?

     Можно, при этом по важному критерию классификации: взяв за основу общецивилизационную  тенденцию социализации частной собственности, т.е. развития общественного, ассоциированного распоряжения и присвоения общественного богатства, выделив в качестве двух «полюсов» частную и общественную собственности.

     Частная собственность — это отношения  собственности, при которых экономическое лицо обособленно, независимо от других осуществляет функции распоряжения и присвоения, а все правомочия собственника сконцентрированы в руках этого лица.4

     Общественная  собственность — это такие  отношения, при которых различные экономические лица совместно осуществляют распоряжение, присвоение и правомочия собственника.

     Что такое «экономическое лицо»? Это  и фермер, самостоятельно ведущий хозяйство, и мелкий бизнесмен, организовавший маленькую лавочку, и акционерное общество, и в этом случае вопрос сложнее: отдельный акционер — частный собственник или он совместно с другими акционерами осуществляет распоряжение и присвоение богатства, принадлежащего данной акционерной фирме; еще более сложен вопрос о государстве и т. д.

     За  предельную величину возьмем индивидуальную частную собственность работника, когда все правомочия собственника сконцентрированы у отдельного физического лица — отдельной личности или семьи. Следующее историческое отношение — появление коллективного использования средств производства в кооперированном трудовом процессе (мануфактуре, фабрике) — реализуется, как правило, в форме капиталистической собственности. Здесь работники отчуждены от средств производства, собственником которых (капитала) является буржуа (капиталист). Развитие индустриального производства и капиталистической экономики в массовых масштабах приводит к экспансии акционерной формы собственности, а затем и корпоративного капитала. И то и другое уже содержит элементы общественного распоряжения и присвоения богатства, т.е. является переходным к общественным формам собственности. Более «продвинутыми» по шкале социализации являются коллективная (кооперативная) и государственная собственности, если они конечно, содержательно являются собственностью работников (граждан), а не бюрократии.

     В принципе еще ближе к ассоциированной  должна находиться собственность общественных организаций, но так же лишь при условии, что ею распоряжаются и ее присваивают члены этих объединений на равных для всех основаниях и что сами эти объединения носят открытый и добровольный характер.

     Всю эту цепочку в ускоренном темпе  и нелинейно проходит собственность российской переходной экономики.

     Российская  модель регулирования перехода государственной собственности в частную – приватизации, была воплощена в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий.5

     Основным  законодательным актом является закон о приватизации. Первый закон о приватизации был принят в 1991 г. В последующем, в 1997 г. и в 2001 г. были приняты новые редакции закона.

     Таким образом, в Российской Федерации  организованная приватизация началась с 1992 г. Этому сопутствовало несколько  факторов. Прежде всего - низкая платежеспособность населения и незначительный интерес  к российской государственной собственности  со стороны иностранных инвесторов. В этой связи применение в чистом виде таких способов приватизации, как продажа внешним владельцам либо имущества государственных предприятий, либо их акций, было практически невозможно.

     Одновременно  Правительство РФ, стремясь закрепить и продолжить демократические преобразования в стране, искало компромисс с оппозицией, частично достигнув его в реализации программы приватизации в интересах трудовых коллективов.

     С другой стороны, в России уже начиналась спонтанная приватизация, в процессе которой руководители предприятий, используя принципы полного хозяйственного ведения, свободно распоряжались государственным имуществом и активами государственных предприятий, передавая их на балансы других предприятий, принадлежащих частным лицам.

     В целом в ходе приватизации можно  выделить ряд этапов, которые получили соответствующие наименования, например, «малая» приватизация, «чековая» и «денежная».

     Условно можно выделить следующие этапы  приватизации в России:

     I этап - «малая» приватизация малых и средних, в основном муниципальных предприятий в сфере торговли, бытового обслуживания и инфраструктуры на денежных аукционах.

     II этап - массовое акционирование предприятий с подготовкой планов приватизации в трудовых коллективах - проведение инвестиционных торгов.

     III этап - «чековая», выдача ваучеров, подготовка и проведение чековых аукционов.

     IV этап - массовая «денежная» приватизация с продажей зарезервированных в государственной собственности пакетов акций на открытых аукционах с перечислением вырученных средств в бюджет, включая залоговые аукционы.

     V этап - приватизация по индивидуальным проектам с углубленной предпродажной подготовкой и рыночной оценкой имущественных комплексов.

     Первые  три этапа приватизации можно  считать начальными, последующие - текущей практикой приватизации в уже сформированной в общих чертах после начальной приватизации рыночной экономической системе.

     Важной  вехой в развитии приватизационной практики призван стать Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» 2001 г., который вносит ряд серьезных усовершенствований в управление процессами приватизации.

     Устраняется двойственность правовой основы приватизации, которая порождалась параллельным принятием законов о приватизации и программ приватизации на конкретный период (1—2 года).

     Сбалансированы  полномочия разных ветвей власти - президента (которого обычно ветвью не считают, поскольку в РФ президент обладает и высшими исполнительными полномочиями, принимая решения, обязательные для правительства, и высшими законодательными правами - издает указы, имеющие силу закона для всего населения и всех юридических лиц), правительства и Федерального Собрания РФ. Закон устанавливает четкую последовательность действий государства при проведении государственной политики в сфере приватизации.

     Президент РФ в соответствии с конституцией формирует перечень стратегических предприятий и акционерных обществ и определяет возможность их приватизации.6

     Приватизация  естественных монополий (РАО «ЕЭС», «Газпрома», предприятий МПС) может осуществляться только на основании законов, принимаемых Федеральным Собранием.

     Правительство с учетом решений Президента и  Федерального Собрания осуществляет планирование и руководство процессом приватизации, а также ежегодно отчитывается перед  депутатами о результатах.

     Закон позволяет уйти от субъективного  подхода при выборе способа приватизации, разграничивая федеральное имущество на две группы:

     первая - имущественные комплексы унитарных  предприятий и акции ОАО, балансовая стоимость основных фондов которых  на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. МРОТ и которые отвечают иным критериям, устанавливаемым правительством; вторая - иное имущество.

     Установлено, что приватизация федерального имущества  первой группы осуществляется исключительно на аукционе, на специализированном аукционе, путем продажи за пределами территории Российской Федерации производных ценных бумаг.

     Приватизация  федерального имущества второй группы может осуществляться на аукционе, специализированном аукционе, конкурсе, путем внесения акций в качестве вклада в уставной капитал создаваемого открытого акционерного общества. И только в случае, если аукцион по продаже имущества второй группы был признан не состоявшимся, его приватизация может быть осуществлена другими способами, предусмотренными законом.

     Существенно расширен и обновлен инструментарий приватизации для имущества второй группы, что предоставляет возможность  участвовать в приватизации среднему и малому бизнесу; гражданам, не имеющим большого «начального капитала» - стать собственниками предприятий, взяв на себя ответственность за деятельность предприятий и сохраняя или увеличивая при этом число рабочих мест.

     Так, снимается ограничение на продажу  государственных пакетов акций  пределами территории РФ. Это расширяет  базу покупателей приватизированного имущества, привлекает в федеральный бюджет средства нерезидентов, повышает имидж предприятий РФ на международных фондовых рынках.

     Вводятся  новые способы продажи акций:

     - через организатора торговли на рынке ценных бумаг. При наличии котировок это снижает затраты на организацию продаж, позволяет продавать мелкие пакеты акций и осуществлять продажи без дисконта к рыночной цене;

     - продажа имущества путем публичного предложения. Это обеспечивает реализацию низколиквидного имущества, снижает затраты на организацию повторных торгов, выявляет реальную стоимость имущества, дает большую гарантию успеха продажи, чем аукцион или конкурс;

     - продажа имущества в случае отсутствия конкурсности. Этот способ особенно подходит для неликвидных объектов приватизации («незавершенки»), на которые отсутствует спрос и реализация которых возможна только на основе предложений потенциальных покупателей о цене объекта приватизации.

     - продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления. Такая продажа стимулирует доверительного управляющего к выполнению взятых на себя обязательств по повышению стоимости акций, развитию производства, си расходы на управление государственным имуществом.

     Новый закон впервые устанавливает  порядок приватизации земельных участков одновременно с имуществом унитарных предприятий и иных объектов недвижимости. Определен порядок продажи земельных участков собственникам ранее приватизированных зданий, сооружений, имущественных комплексов унитарных предприятий, в том числе путем внесения в оплату дополнительных акций.

     Устанавливаются особенности приватизации объектов историко- культурного наследия - действовавший закон не распространялся на такие объекты.

     В отдельных случаях, когда государство  не обеспечивает надлежащее сохранение таких объектов, допускается их приватизация при условии обязательного принятия лицом, приобретающим такой объект, охранного обязательства о его содержании и использовании. Охранное обязательство должно содержать требования по содержанию объекта, обязанность проведения реставрационных, ремонтных иных работ, а также другие условия.

     В новый закон включены порядок  и особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, которые до того регулировались соответствующим Указом президента.

     Принятие  нового закона о приватизации, проходившее  в условиях серьезного противостояния разных позиций и интересов (закон дорабатывался и обсуждался более двух лет), открывает новые возможности в совершенствовании государственного регулирования в сфере собственности, меняет акценты в деятельности основного профильного органа управления - Минимущества РФ, структуру его задач.

     В то время как еще в 2001 г. основными  задачами этого министерства были формирование бюджетных доходов от использования и приватизации федерального имущества и развитие законодательства в сфере имущественных, в том числе земельных отношений, в последующие годы основными направлениями деятельности Минимущества России являлись проведение работы по совершенствованию структуры федеральной собственности, в том числе, по сокращению количества унитарных предприятий путем реорганизации и приватизации, а также продаже пакетов акций, которые не обеспечивают необходимого влияния на управление в акционерном обществе, а также пакетов акций обществ, необходимость участия государства в которых отсутствует; повышение эффективности управления государственным имуществом, в том числе совершенствование мониторинга государственной собственности и планирования доходов от ее использования.7

     Из  сравнения этих задач легко увидеть  смещение акцента в деятельности с количественных показателей на качественные.

    Важнейшим итогом приватизации стало образование  крупного частного и  полугосударственного сектора, который, производя около 70% российского ВВП, безусловно доминирует в экономике РФ и является основой дальнейших рыночных преобразований.

Информация о работе Анализ системы государственного регулирования собственности в России