Анализ системы государственного регулирования собственности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов государственного регулирования собственности в рыночной экономики. Объектом исследования является собственность, предметом – государственное регулирование собственности в Российской Федерации.
Цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
определить содержание собственности. Экономические формы собственности;
выявить особенности преобразования собственности в переходной экономике России;
определить основные этапы российской приватизации.

Содержание

Введение 6
1 Теоретические и правовые основы государственного регулирования
собственности

9

Определение понятия собственности и ее сущности
9
1.2 Особенности преобразования собственности в переходной
экономике России. Приватизация
1.3 Государственное регулирование отношений собственности


16
24
Анализ системы государственного регулирования собственности в
России
29

2.1 Нормативное регулирование собственности в России
29
2.2 2.2 Проблемы и перспективы государственного регулирования
собственности в рыночной экономики в Российской Федерации
2.3 Методы повышения эффективности использования
государственной собственности

32

37
Заключение 41
Библиографический список 43

Работа содержит 1 файл

собственность.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

          По существу, уже  на первом этапе в стране сложилась  принципиально новая структура  отношений собственности, не имеющая ничего общего с прежним плановым хозяйством и исключающая или, по меньшей мере, делающая крайне маловероятной возможность возврата к последнему, и в целом благоприятствующая дальнейшей рыночной трансформации. Вместе с тем, итоги осуществленной приватизации оказались далеко не однозначными и во многом негативными. Это относится как к малой, так и к большой приватизации.

          Поскольку приватизация во многом носила бесплатный характер, она не сопровождалась формированием  реального капитала и его накоплением, без чего невозможен экономический рост и, следовательно, преодоление экономического кризиса. Вполне закономерно, что приватизация до сих пор не стала и крупным источником пополнения госбюджета.

      1.3 Государственное регулирование отношений собственности

     Рыночные  отношения предусматривают функционирование предприятий и организаций различных  форм собственности. В конкурентной борьбе на рынках участвуют на равных основаниях акционерные, арендные, частные, государственные предприятия.

     Собственность представляет форму отношений между людьми по поводу присвоения материальных благ, и в особенности присвоения средств, факторов производства. Формы собственности предполагают различные способы распределения, обмена, потребления материальных благ, определяют положение определенных групп, классов в обществе. При частной собственности отношения строятся на обособленном присвоении, при общественной — на совместном присвоении.

     Предприятия частного сектора экономики различаются  в зависимости: от того, сколько (одно или несколько) лиц являются владельцами предприятия; от уровня ответственности за деятельность предприятия; от способа включения единоличных капиталов в общий капитал предприятия.

     В настоящее время  в экономике взят курс на переход к  системе, сочетающей частную, государственную и смешанную формы собственности на средства производства. Каждая форма собственности по-своему приспосабливается к конкретной сфере экономики, специфическому виду экономической деятельности. Так как рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, то исключается господство какой-либо одной формы собственности.

     Крупным  шагом  в  этом  направлении  является  реализация  программы разгосударствления и приватизации государственных и муниципальных предприятий.

     Разгосударствление  включает в себя как приватизацию, так и изменение функций государственного управления хозяйством. Последнее означает передачу государством функций непосредственного управления предприятиям или их объединениям. В ходе разгосударствления предприятие как государственный хозяйствующий субъект обретает полную самостоятельность и ответственность.

     Приватизация  — наиболее короткий путь к созданию конкурентной среды через нивелирование монополизма государственной собственности. Одним из критериев выбора способов приватизации стал размер предприятий.

     В России до сих пор сохраняется  вера во всесилие государства, которое  может заплатить долги, повысить зарплату, поставить топливо, наладить подачу электроэнергии и т.п. Может быть, поэтому мы терпим раздутый бюрократический аппарат, как плохую погоду.

     Фискальная  политика держится на принуждении. В  то же время российская действительность,  более чем какая-либо другая,  подтверждает справедливость классического тезиса: «Когда дамба преграждает путь реке, река находит новое русло». Деловые люди России — мастера по нахождению обходных путей.

     Второе, альтернативное фискальному, направление государственного вмешательства — так называемое косвенное, или монетарное, регулирование. Его главная сцена — денежное обращение и кредит. Денежно-кредитная политика призвана создавать условия, при которых свободный выбор экономического человека совпадал бы со стратегией правительства.

     Над умелым, соответствующим времени  и месту сочетанием двух основных рычагов регулирования бьется экономическая мысль и политическая практика.

     Коммунистическое  руководство страны тянуло привычную  мистерию до тех пор, пока не возникли очевидные признаки голода, пока экономический пейзаж не стал трагическим. Пытались использовать частичные реформы. Они лежали в основе действий таких «мастеров полутени», как Косыгин или Горбачев. Но в 1991 г. выхода уже не было. Гайдар вынужден был «освободить» цены, начать радикальные реформы. Но сам он стал падающей звездой.

     Вряд  ли целесообразно прилежно повторять, заимствовать все правила игры, накопленные  на Западе. Это относится, на наш  взгляд, и к доктрине «догоняющего развития», т.е. прямого следования за лидером. Главным для любой власти остается одно ключевое правило — обеспечить союз с человеком-работником, желающим и умеющим трудиться.

     Иностранный опыт и рецептуру приватизации невозможно механически переносить на российскую почву. Не следует забывать ту простую  истину, что в США живут американцы, в Германии — немцы, в Китае — китайцы, а в России — русские; что большие масштабы страны не способствуют радикализации реформ и быстрому их осуществлению. Но зарубежный опыт тем не менее учит работать.

     Особенностью  приватизации в России является то, что  перевод предприятий в частногрупповую собственность, ее рассеивание происходят при сохранении «рыночной слепоты» значительной части директоров, почти полном отсутствии навыков здоровой конкуренции.

     На  начало 1997 г. в стране существовало 1246 тыс. приватизированных предприятий, составляющих 60% госпредприятий и производящих около 70% ВВП.

     Основными способами приватизации были выкуп  ранее арендованного имущества, продажа недвижимости и акционирование. После завершения этапа массовой приватизации на первый план выдвигаются, пожалуй, три взаимосвязанные проблемы. Во-первых, распространяется такая форма, как приватизация по индивидуальным программам; во-вторых, весьма актуальной стала работа по повышению эффективности управления разгосударствленньши предприятиями и, наконец, на повестке дня оказывается вопрос о разгосударствлении земли. В этом нуждаются уже приватизированные предприятия, находящиеся на том или ином земельном участке. Они заинтересованы в применении новых технологических линий, расширении своих владений, инвестициях, уходе за территорией предприятия и т.п. А государство нуждается в дополнительных доходах.

     В книге «Россия: рождение рыночной экономики» (1996) А.Ослунд, бывший экономический  советник правительства России, считает  приватизацию главным достижением  реформаторского курса. Разумеется, разгосударствление открывает простор для развития рынка. Но нельзя не видеть, что применявшиеся у нас организационные формы и методики были далеки от совершенства.

     Мы  не можем отрешиться от старых идеологий  и понять, что приватизация по своей сути не может быть «общенародной», хотя ее можно сделать выгодной для общества, для детей, стариков, инвалидов в особенности. Вместе с тем децентрализация экономической власти позволит потеснить российский истеблишмент, освободиться от его диктата, встать на рельсы демократии.

     Мы  не можем отрешиться от старых идеологий  и понять, что приватизация по своей сути не может быть «общенародной», хотя ее можно сделать выгодной для общества, для детей, стариков, инвалидов в особенности. Вместе с тем децентрализация экономической власти позволит потеснить российский истеблишмент, освободиться от его диктата, встать на рельсы демократии.8 
 
 

 

  1. Анализ  системы  государственного

              регулирования собственности в России 
     

     2.1 Нормативное регулирование собственности в России

     Для раскрытия этого вопроса курсового  проекта рассмотрим основные нормативные  правовые акты Российской Федерации, которые  составляют основу правового регулирования отношений собственности в нашей стране.

     К таким нормативным правовым актам следует отнести, в первую очередь, следующие: Конституция Российской Федерации; гражданский Кодекс Российской Федерации; ФЗ от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ФЗ от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления Российской Федерации»; ФЗ от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

     Основной  закон Российской Федерации наряду с другими наиболее важными сферами жизни общества и государства регулирует также отношения муниципальной собственности. В частности, пункт 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации гласит: «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».

     Одним из источников, регулирующих право  муниципальной собственности, является Гражданский Кодекс Российской Федерации. В п. 1 ст. 215 даётся определение муниципальной собственности – «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям». В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, от имени муниципальных образований своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности участника гражданских правоотношений, в том числе права собственника могут в соответствии с п.2 ст. 125 ГК РФ, «органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов». Кодекс, кроме того, устанавливает закрепление муниципального имущества за муниципальными предприятиями и учреждениями во владении, пользовании и распоряжении. В этой связи возникает такой аспект управления муниципальной собственностью, как её принадлежность муниципальным учреждениям и предприятиям на правах хозяйственного ведения и оперативного управления. В первом случае предприятие значительно ограничено в осуществлении прав собственности в отношении принадлежащего ему имущества. Оно не вправе как-либо распоряжаться этим имуществом. Также собственник (муниципальное образование), в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ, «имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении». Собственник, кроме того, решает широкий круг вопросов, как то создание предприятия, определение предмета и целей его деятельности, реорганизация и ликвидация предприятия (учреждения) и другие. Право оперативного управления даёт более широкие полномочия в отношении принадлежащего предприятию имущества в соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ, «казённое предприятие, а также учреждение в отношении закреплённого за ними имущества осуществляют в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им». При этом собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое имущество или используемое не по назначению. Важным моментом является то, что муниципальное образование (собственник) не отвечает по своим обязательствам имуществом, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п.1 ст. 126 ГК РФ).9

     Таким образом, анализ статей Гражданского Кодекса  Российской Федерации, касающихся отношений муниципальной собственности, показывает, что имущество муниципальных образований, принадлежащее им на праве собственности, используется не только непосредственно муниципальным образованием через созданные им органы управления. Муниципальное имущество находится в ведении созданных городским или сельским поселением юридических лиц. При этом главенствующая роль в осуществлении прав собственника остаётся за муниципальным образованием: это хорошо показано в статьях 294 – 296 ГК РФ, где описаны правомочия предприятий и учреждений в отношении принадлежащего им имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

     Отношения муниципальной собственности регулируются также действующими Федеральными законами Российской Федерации. Одним из законов, регулирующих финансовые основы местного самоуправления, является Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии со статьёй 28 закона, муниципальная собственность является одной из составляющих экономической основы местного самоуправления. К тому же – в соответствии со статьёй 6 – владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью отнесены к вопросам местного значения. Также закон отводит большую роль органам местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью».

     Финансовые  основы местного самоуправления регулируются также Федеральным законом от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления Российской Федерации». Здесь вопросы управления муниципальной собственностью рассматриваются в разрезе использования муниципального имущества в качестве источника доходов местного бюджета.

     Для наиболее полного изучения правовых основ управления муниципальной собственностью необходимо рассмотреть также Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», так как приватизация, будучи сложным и значительным процессом «возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц», является довольно значительным аспектом взаимоотношений муниципальных образований (через создаваемые ими органы) с физическими и юридическими лицами, действующими на данной территории и зачастую являющимися собственниками. Покупателями муниципального имущества (по сути – участниками отношений, возникающих в ходе приватизации), в соответствии с пунктом 1 статьи 5 закона, могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений и других лиц (в соответствии с законом).10

Информация о работе Анализ системы государственного регулирования собственности в России