Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:37, реферат
Россия занимает первое место в мире по запасам природного газа (23 процента мировых запасов) и по объемам его ежегодной добычи, обеспечивая 25 процентов мировой торговли этим энергоносителем, доминируя как на европейском газовом рынке, так и на рынке стран Содружества Независимых Государств. В общем объеме потребления газа в странах зарубежной Европы (включая Турцию, но не учитывая страны Содружества Независимых Государств) на российский газ приходится около 30 процентов.
1) продажу транспортных сетевых активов независимой компании;
2)
сохранение собственности
С
целью окупаемости новых
Регулирование
в энергетике предлагается усилить
на всех уровнях. Для этого в рамках
ЕС планируется создать новое
специализированное агентство. Похожий
орган может появиться и у
сетевых операторов, которые должны
будут проводить согласованную
политику в области инвестиций, технических
стандартов и правил доступа.
Помимо
открыто озвученных в пакете целей
в нём явно просматривается ещё
одна, возможно самая важная. Речь идёт
об изменении институциональной
структуры регулирования, которая
должна привести к значительному
усилению роли Брюсселя в энергетической
сфере.
Особого внимания заслуживают предложения по доступу к рынку ЕС компаний из третьих стран. Как указано в законе о транспорте, они не могут владеть контрольными пакетами в трубопроводных проектах. Но в определённых случаях предусмотрена возможность расширения их прав:
Самостоятельно
государства-члены союза
Для
привлечения инвесторов к новым
проектам пакет предусматривает
режим временного освобождения вновь
созданной инфраструктуры от требований
по доступу к объекту третьих
лиц. Этот шаг должен сделать более
привлекательными планы компаний по
реализации ряда проектов, в том
числе в области транспорта газа,
СПГ и электросетей.
Одним
из наиболее важных аспектов является
тезис об уходе от практики долгосрочных
договоров. Еврокомиссия признаёт, что
они обеспечивают гарантируемые
поставки и предсказуемые цены. Однако
также такие контракты
Третий
пакет породил широкие
Оценка «Третьего пакета»
Главы государств и правительств ЕС поддержали направление на дальнейшую либерализацию энергетического рынка, однако конкретные пути достижения этой цели вызывают большие споры.
В частности, Министр финансов Франции Кристин Лагард заявил, что «сделает все возможное, чтобы не допустить расчленения». А, по словам представителя министерства экономики Германии Штеффана Моритца «Предложения очень близко подошли к тому, чтобы фактически стать экспроприацией». В начале 2008 г. восемь стран ЕС во главе с Францией и Германией подготовили поправки к пакету законопроектов. Предполагается, что другие государства ЕС, уже прошедшие стадию разделения сегментов рынка, включая Испанию и Великобританию, выступят против этой инициативы.
Тем
не менее, Франция и Германия настаивают
на существовании транспортирующей
и производящей составляющих в рамках
одного юридического лица с раздельным
управлением. Согласно этой схеме компания-учредитель
не имела бы контроля над операциями
транспортной структуры. Совместно
они могли бы предлагать десятилетние
инвестиционные проекты. Эти планы
должны быть представлены национальным
властям, которые проведут общественные
консультации. По результатам консультаций
власти контролировали бы процесс корректировки
инвестиционной программы с учётом
замечаний. Такой вариант похож
на одно из предложений Еврокомиссии,
в котором предлагается передать
управление сетями независимой компании.
Но франко-немецкие предложения отвергают
возможность наличия такой
По мнению представителей Ассоциации электроэнергетических компаний (Eurelectric) инициативы Еврокомиссии не только не способствует созданию единого рынка, но и ухудшают условия деятельности компаний, лишая их гарантированных каналов сбыта.
Ассоциация работодателей ЕС (BusinessEurope) заинтересована в сохранении долгосрочных контрактов на поставки газа, обеспечивающих энергетическую безопасность. Она особенно подчеркивает значение устойчивых связей между крупными производителями энергоресурсов и инфраструктурными объектами.
Крупнейшие компании ЕС отдают, таким образом, приоритет не рынку, а стабильности и непрерывности поставок на любых условиях.
Все
эти факторы позволяют сделать
вывод, что третий пакет ожидает
сложнейшая процедура согласования.
Скорее всего, он не будет отвергнут,
но отдельные его положения
Исправленный проект законов будет вынесен на одобрение совета министров ЕС в июне текущего года.
Тем
временем в начале 2008 г. Еврокомиссия
акцентировала своё внимание на экологических
аспектах энергетического рынка.
Новые инициативы по уменьшению выбросов СО2
Представленный Еврокомиссией 23 января 2008 г. проект законодательства включает в себя предложения по переходу к 100% продаже лимитов на выбросы СО2 на аукционах, увеличению доли ВИЭ до 20% к 2020 году, а также по увеличению доли биотоплива на рынке до 10%.
До начала 2008 г. биотопливо было одним из основных энергетических приоритетов для стран ЕС и США. Предполагалось, что именно оно позволит частично обеспечить растущие потребности мировой экономики в условиях повышения цен на традиционные виды топлива. Однако сегодня анализ практики производства и использования биотоплива привёл к пересмотру оптимистической риторики, звучавшей в предыдущие годы.
В
обнародованном в январе 2008 г. докладе
ЕС отмечается, что биотопливо несет
за собой экологические риски. К
ним относятся рост выбросов СО2
от использования: сельхозтехники для
выращивания сырья для
Под давлением «зелёных», неправительственных организаций и научного сообщества было решено дополнительно проработать вопрос увеличения доли биотоплива. Требования и критерии использования этого вида энергии Еврокомиссия представит к концу 2010 г.
Для выполнения других поставленных в документах целей Еврокомиссия установила каждому из 27 государств лимиты выбросов и увеличения доли использования ВИЭ на последующие 12 лет.
По
оценкам Еврокомиссии затраты на
реализацию предложенного пакета составят
менее 0,5% ВВП ЕС (около 60 млрд. евро)
в год. По данным Eurostat, все названные
экологические, климатические и энергетические
мероприятия обойдутся примерно в 150 евро
на каждого жителя ЕС в год.
Оценка законопроектов по уменьшению выбросов СО2
Представленные
инициативы в целом нашли поддержку
у неправительственных
Министры стран ЕС, отвечающие за экологическое направление, почти единогласно поддержали законопроекты. Значительно более сдержанно, а иногда и критически высказались министры экономики, озадаченные возможным влиянием инициатив на темпы экономического роста.
Представители промышленности считают, что новые требования поставят их в неравные условия с конкурентами из США и Китая. В правительстве Германии не скрывают опасений, что энергоемкие производства эмигрируют за пределы ЕС.
Европейская конфедерация профсоюзов (ETUC) и Европейская ассоциация малого и среднего бизнеса (UEAPME) предложили ввести углеродный налог, или другой механизм защиты от импорта из стран с менее строгими требованиями по охране окружающей среды.
По
оценке экспертов предложения
Возможные последствия энергетической политики ЕС
Проводимая Евросоюзом политика, без сомнения, повысит уровень конкуренции на энергетическом рынке Европы, и будет способствовать его дальнейшей интеграции. При этом остаётся открытым вопрос о степени централизации энергетических отраслей. Объёмы полномочий, которые перейдут под компетенцию Брюсселя, будут зависеть от готовности стран-членов пойти на уступки в области своих национальных интересов.
Если посмотреть на инициативы энергополитики ЕС глазами Мирового энергетического совета (см.диаграмму1), то можно заметить, что в настоящее время Евросоюз стоит на распутье. Еврокомиссия стремится направить Европу в сторону глобализма и слабых правительств (вправо и вниз), а некоторые страны-члены, например Франция и Германия, склоняются к сильным правительствам и сохранению национальных особенностей (налево и вверх). Однако, как показывает практика реформ в других отраслях, чаша весов постепенно склоняется к позиции Еврокомиссии.
Велика вероятность достижения ЕС объявленных к 2020 г. ориентиров по энергоэффективности, сокращению выбросов и увеличению доли ВИЭ. Однако, как показывает анализ ситуации с производством биотоплива, некоторые амбициозные задачи могут быть пересмотрены.
В противоречие с целями по охране окружающей среды вступает ситуация с конкурентоспособностью экономики. Под давлением бизнеса структурам ЕС придётся неоднократно возвращаться к дискуссиям относительно сохранения позиций европейских компаний как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Поэтому можно ожидать принятия поддерживающих и защитных мер в этой области. Климатический пакет негативно скажется на потребителях, которых ожидает неизбежный рост цен на электроэнергию.
Неоднозначными
реформы ЕС выглядят в плане привлечения
инвестиций и обеспечения надёжности
поставок. Требования предоставления
доступа к инфраструктурным объектам
третьим лицам не будут способствовать
стимулированию инвестиций в развитие
инфраструктуры. Следовательно, необходимы
процедуры исключений из директив,
или выработка специальных
Разделение
сегментов бизнеса и отказ
от практики долгосрочных контрактов
значительно снизят привлекательность
многих транспортных проектов. При
этом интерес к проектам, лоббируемым
ЕС и не подкреплённым при этом
реальными обязательствами по поставкам
и сбыту будет значительно
ниже альтернативных проектов.
Что ждёт российские компании?
Проводимые реформы вызывают серьёзное беспокойство у иностранных инвесторов, которые утверждают, что могут потерять свои активы в ЕС по требованию законодательства. Но в последние годы российская сторона уже получила десятки отказов на покупку активов в странах ЕС. В случае же существования единой энергополитики в Европе, ряд проектов, возможно, будет реализовываться на взаимовыгодных условиях. Именно позиция взаимности предположительно и будет лежать в основе бизнеса европейских компаний в России, а российских в Европе. О принципиальной возможности такого подхода неоднократно заявлялось на высшем уровне с обеих сторон.