Анализ рынка природного газа в Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:37, реферат

Описание работы

Россия занимает первое место в мире по запасам природного газа (23 процента мировых запасов) и по объемам его ежегодной добычи, обеспечивая 25 процентов мировой торговли этим энергоносителем, доминируя как на европейском газовом рынке, так и на рынке стран Содружества Независимых Государств. В общем объеме потребления газа в странах зарубежной Европы (включая Турцию, но не учитывая страны Содружества Независимых Государств) на российский газ приходится около 30 процентов.

Работа содержит 1 файл

Реферат Брагинский.docx

— 268.54 Кб (Скачать)

    AN EU ENERGY SECURITY AND SOLIDARITY ACTION PLAN – документ, который предназначен для того, что бы воплотить в жизнь цель 20:20:20. Документ направлен на:

  1. Нужды инфраструктуры и диверсификация потоков снабжения энергией;
  2. Международные энергетические отношения;
  3. Запасы нефти и газа и ведение механизмов, реагирующих на кризисные ситуации;
  4. Эффективное использование энергии;
  5. Сверхэффективное использование собственных ресурсов.14

    Нужды инфраструктуры и  диверсификация потоков  снабжения энергией.

    • Связь с общей инфраструктурой оставшихся изолированных областей в Европе является приоритетной. Страны-члены ЕС при тесном сотрудничестве с Комиссией планировали создать в Прибалтике инфраструктуру, которая бы связала этот регион со всей Европой
    • Южный газовый поток должен быть создан для подачи газа из Каспийского региона и из Дальнего Востока. Этот газ в будущем сможет обеспечивать большую долю европейского спроса. Данный проект является для Европы наиболее приоритетным.
    • Сжиженный природный газ и хранение газа в ПХГ необходимы для обеспечения ликвидности и диверсифицированности газового рынка ЕС.
    • Средиземноморское энергетическое кольцо, связывающее Европу и южную часть средиземноморья,  должно быть завершено.

    Международные энергетические отношения.

    Страны  Европы крайне озабоченны вопросом безопасности поставок природного газа на их рынок, так же страны экспортеры заботятся  о безопасности спроса на их продукт. Все это требует четких и ясных  правил взаимодействия между всеми  игроками на рынке.

    Запасы  нефти и газа и  ведение механизмов, реагирующих на кризисные  ситуации.

    Для того что бы эффективно выполнять  цели, поставленные в рамках энергетической безопасности необходимо сделать механизмы, выполняющие эти задачи, максимально  эффективными. И третьим важным элементом  Energy Security and Solidarity Action Plan является обновление и исправление существующих законов и правил в этой области. Например, введение директивы по безопасности поставок газа.

    Эффективное использование энергии.

    ЕС  приняло в качестве генеральной  цели достигнуть 20% повышения уровня использования энергии к 2020 году. Так же стимулом к достижению этой цели являются положения по снижению выбросов углекислого газа и увеличения доли альтернативных источников энергии.

    Очевидно, что такая политика – это наиболее эффективный и надежный путь к  уменьшению зависимости от  ископаемых источников энергии и их импорта.

    Важный  рывок к достижению цели 20% увеличения эффективного использования энергии  был сделан – это новый Energy Efficiency Package 2008.

    Сверхэффективное  использование собственных  ресурсов.

    ЕС  самостоятельно обеспечивает себя  энергией на 46% от общего потребления. До введения пакета 20-20-20 эта цифра  к 2020 году должна упасть до 36%, но введение новой энергетической политики позволит удержать этот показатель на уровне 44%.

    Развитие  альтернативных источников энергии, таких  как: ветряная, солнечная, гидроэнергия, энергия биомассы и энергия приливов рассматривается ЕС как огромный ресурс для обеспечения собственного спроса. Сегодня альтернативные источники  энергии занимают одну десятую часть  энергобаланса Европы, цель же увеличить  эту цифру до 20% к 2020 году.

    Вторая  энергетическая директива ЕС.

    С каждым годом необходимость дальнейшей работы в области повышения эффективности  потребления энергии становится все острее. В Европе к основным причинам, способствующим проведению таких работ, можно отнести повышение  стоимости энергоносителей, отсутствие собственных месторождений, т. е. зависимость  от импорта энергоносителей, а также  проблемы, вызванные глобальным изменением климата. Кроме этого, существует взаимная зависимость стран-членов ЕС от надежности энергоснабжения: сбой в одной стране немедленно сказывается на остальных.

    Страны-члены  ЕС открыто заявили о приоритете политики повышения энергетической эффективности в жилищном секторе, учитывая приходящуюся на него долю энергопотребления. Экономический потенциал, получаемый при внедрении энергосберегающих  мероприятий в зданиях, огромен: снижение только на 1 % энергетической интенсивности потребления благодаря  энергосбережению позволит сэкономить 55 млн т нефтяного эквивалента  энергии (Mtoe). Это составляет приблизительно 20 % от значения, установленного для  ЕС Киотским протоколом. Общий потенциал  энергосбережения в жилищном секторе  оценивается в 22 % от текущего потребления  и может быть реализован к 2010 году.

    Назовем главные документы, оказывающие  существенное влияние на повышение  энергоэффективности зданий. Политика повышения энергоэффективности  получила наибольший импульс в 1989 году после запуска программы «Thermie», цель которой заключалась в продвижении  новых энергосберегающих технологий. В 1991 году была сформирована программа  «Save», направленная на повышение энергоэффективности. В 1998 году Инструкция по энергоэффективности (Сommunication on Energy Efficiency) установила широкие  перспективы для действия Европейской  энергетической стратегии. В 2000 году был  разработан План действий (Action Plan), согласно которому при снижении энергопотребления  на 1 % ежегодно можно будет достичь  две трети доступного экономического потенциала к 2010 году (соответствует 40 % от обязательств, возложенных на ЕС в рамках Киотского протокола). Принятая в том же 2000 году Европейская программа  по климатическим изменениям (European Climate Change Program) определила наиболее эффективные  экономические и экологические  действия, которые позволят ЕС выполнить  принятые обязательства по Киотскому протоколу, где особо важное место отводилось энергетическим вопросам. В 2003 году была одобрена Программа энергетически интеллектуальной Европы (Energy Intelligent Europe – EIE), в которую как подпрограмма вошла программа «Save». Помимо перечисленного, ЕС участвует в технологических разработках уже седьмой по счету Рамочной программы (Framework Program), в которую входят любые исследования, финансируемые ЕС. За последние два года энергетический стратегический план получил дальнейшее развитие: был выпущен новый «Зеленый» документ по энергетической эффективности (Green Paper on Energy Efficiency), а также два других актуальных документа: Стратегический план по энергетическим технологиям (Strategic Energy Technology Plan) и Европейская энергетическая политика (Energy Policy for Europe). Из сказанного можно сделать вывод, что на страны-члены ЕС постепенно накладывается все больше обязательств, связанных с повышением энергоэффективности зданий, и эти обязательства закрепляются соответствующими законодательными актами.

    Действующая Директива по энергетическим характеристикам  зданий (Directive on the Energy Performance of Buildings – EPBD), принятая в 2002 году, является наиболее важным элементом Европейской энергетической политики в жилищном секторе, для  которого уже разработаны нормативы  по следующим направлениям:

  • энергетическая сертификация (маркировка) широкого диапазона бытовой техники;
  • стандарты эффективности бытовой техники;
  • характеристики эффективности котлов;
  • мероприятия по ограничению выбросов СО2 посредством повышения энергетической эффективности;
  • энергетические характеристики зданий.

    Три последних направления отражены в EPBD применительно к следующим  основным конечным потребителям энергии  в зданиях: для жилых зданий это  системы отопления и кондиционирования (вентиляции) помещений, а также система  горячего водоснабжения, а для зданий другого назначения – к перечисленному добавляется еще и система  электропотребления (освещение). Как  видно из диаграмм (рис. 23), на основных конечных потребителей в жилых зданиях  приходится 89 % общего энергопотребления  и 79 % в зданиях другого назначения.

    

    Рис. 23

    Остановимся немного подробнее на Директиве EPBD, которая охватывает все вопросы  определения энергетических характеристик  здания и подробно описывает следующие  аспекты:

  • единая методология;
  • установка минимальных требований для энергетических характеристик;
  • сертификат энергетической эффективности зданий;
  • проверка (контроль) котлов и систем кондиционирования воздуха;
  • требования, предъявляемые к контролирующему персоналу (эксперты и инспектора).

    Большинство стран также предлагают финансовые механизмы поощрения владельцев при выполнении ими мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности зданий: налоговые  скидки и льготы, гранты, поддержку  в виде займов.

    Помимо EPBD, были приняты и другие европейские  энергетические законы, способствующие выполнению энергетической политики Европы:

    Директива по эффективности конечного потребления  энергии и энергетическим услугам  
(Directive on energy end-use efficiency and energy services).

    Эта директива была принята в апреле 2006 года и направлена на достижение экономии энергии в 9 % к 2015 году.

    Директива по созданию критериев для разработки экологических требований для проектирования зданий и энергопотребляющего оборудования  
(Directive on establishing a framework for the setting of ecodesine requirements for energy-using products).

    Общее энергопотребление и воздействие  зданий на окружающую среду зависят  не только от самого здания и режима его эксплуатации, но и от используемого  инженерного оборудования. Директива  открывает новые возможности  для производителей инженерного  оборудования, потребителей и общества в целом.

    Вот перечень оборудования, которое рассматривается  в рамках новых правил проектирования:

  • котлы и водонагреватели (газовые, масляные, электрические);
  • оборудование систем кондиционирования воздуха, электродвигатели, насосы, вентиляторы и т. д.;
  • персональные компьютеры, копировально-множительная техника, телевизоры;
  • зарядные устройства и внешние источники питания;
  • офисное и общественное освещение;
  • коммерческие холодильники и морозильники;
  • установки по сжиганию твердого топлива;
  • бытовые и промышленные осветительные приборы;
  • пылесосы.

    Директива по продвижению комбинированной  выработки тепла и электроэнергии, основанной на потребности в полезной теплоте на внутреннем энергетическом рынке  
(Directive on the promotion of cogeneration based on a useful heat demand in the internal energy market).

    Использование комбинированной выработки тепла  и электроэнергии (CHP) обладает огромным потенциалом для повышения энергетической эффективности и уменьшения воздействия  на окружающую среду. Эта область  считается приоритетной для многих стран.

    Стратегия ЕС по комбинированному производству от 1997 года устанавливает общую цель удвоения доли электроэнергии, полученной при комбинированном производстве до 18 % к 2010 году. Поэтому данная Директива  не устанавливает цели, а только побуждает страны-члены ЕС провести анализ своего потенциала в области  высокоэффективного комбинированного производства.

    Директива по увеличению доли использования возобновляемых источников энергии  
(Directive on the promotion of the use of energy from renewable sources).

    Цель  – получение 20 % от общего количества энергии из возобновляемых источников. Основные сектора экономики, заинтересованные в использовании возобновляемой энергии: электроснабжение, отопление, охлаждение и транспорт. Страны сами устанавливают пропорциональное соотношение  между этими секторами для  достижения своих целей. Однако предполагается, что каждая страна-член ЕС достигнет  не менее 10 % использования доли возобновляемой энергии (преимущественно за счет биотоплива) в транспортной отрасли к 2020 году. В Директиве дается определение  понятию возобновляемой энергии, чтобы  оно не пересекалось с понятием мероприятий  по энергосбережению.   

    Из вышесказанного становится понятно, что Европа активно стремится и делает все возможное для снижения общего энергопотребления зданий, повышения энергетической эффективности жилищного сектора, расширения использования возобновляемой энергии и существенного снижения выбросов парниковых газов. Страны ЕС пока еще находятся на этапе внедрения энергетической политики, но уже сейчас проводится строгая оценка результатов ее воздействия. На основании этой оценки будет выполнен пересмотр Директивы EPBD 2002, запланированный на 2009 год, в соответствии с Энергетическим планом, цель которого – снижение энергопотребления на 20 % к 2020 году. С учетом разнообразия климатических условий, типов зданий, культуры и традиций Европа может сыграть ключевую роль и показать остальному миру, что сильная политика вместе с национальными инициативами может привести к реальному повышению энергетической эффективности, с одной стороны, а также к созданию по-настоящему устойчивого сообщества – с другой.15

    Третий  пакет законопроектов о либерализации  рынка электроэнергии и природного газа   

    Свои  предложения по «третьему пакету»  Еврокомиссия обнародовала в сентябре 2007 г. Он состоит из пяти документов, которые, прежде всего, призваны выполнить  три цели:

  • окончательное разделение сегментов бизнеса;
  • укрепление регулирующих агентств;
  • усовершенствование условий сотрудничества операторов сетей.
 

 

    Наиболее  спорным аспектом законопроектов является намерение разделить энергетические компании на производящие мощности и  транспортные сети. По мнению крупных  европейских компаний (E.On, Eni, Gaz de France и др.) подобные действия приведут к снижению их конкурентоспособности на мировом рынке. Однако Еврокомиссия утверждает, что сегодня сильно затруднён выход на рынок новых игроков и ущемляются права потребителей на выбор поставщика энергоресурсов, а всё это ограничивает объёмы инвестиций в развитие соответствующих отраслей. Пакет предлагает два возможных направления выделения сегментов бизнеса:   

Информация о работе Анализ рынка природного газа в Европе