Анализ рынка консалтинговых услуг за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы ознакомиться с основными принципами оказания, предоставления консалтинговых услуг с точки зрения мировой практики и его особенностей в РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо разрешить ряд задач:

- ознакомиться с общей характеристикой консалтинга в России;

- проанализировать конкуренцию российских и западных компаний;

- выделить лидирующие сегменты консалтинга;

- рассмотреть рынок консалтинговых услуг за рубежом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. КОНСАЛТИНГ В РОССИИ ……………….………..………………………5

1.1. Общая характеристика консалтинга в России ………………….5

1.2. Конкуренция российских и западных компаний ..……………...8

1.3. Лидирующие сегменты рынка консалтинга……………………..

2. Анализ рынка консалтинговых услуг за рубежом.......


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...25


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………32

Работа содержит 1 файл

курсовая консалтинг.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

     Если  же говорить о представленности на рынке различных секторов консалтинга, то, по данным «Коммерсант Деньги», по итогам 2005 г. сложилась следующий  расклад (рис. 1.5).

                      

     Рис. 1.5. Источник:  Коммерсант ДЕНЬГИ, 2006 г.

     Несколько иначе выглядит структура рынка  в исследовании «Эксперт РА» (рис. 1.6). По результатам этого исследования рыночная доля ИТ-услуг оказалась существенно выше, а доля налогового консалтинга – ниже, чем у «Коммерсант Деньги».

     

     Рис. 1.6.  Источник: «Эксперт РА»

     Итак, структура российского рынка  консалтинга все больше приближается к западной, где основными видами услуг являются стратегический, финансовый и IТ-консалтинг. По итогам прошлого года Россия очень близко подошла к европейскому уровню по доле на рынке услуг в области IT. Информационные технологии принесли более 30% дохода консалтинговым компаниям. Из них около 20% были получены от системной интеграции и других программных разработок и более 10% - от управленческого консультирования в области IT. В последнее время в области IТ-консалтинга наметилась тенденция к смещению акцента с системной интеграции на управленческое консультирование, что связано с увеличением объема консалтинговых услуг в ходе внедрения корпоративных информационных систем

     Наибольший  спрос на стратегическое планирование и организационное развитие наблюдается  в отраслях с высокой конкуренцией. В условиях конкуренции менеджмент предприятий осознает необходимость иметь долгосрочную стратегию развития. В настоящее время доля выручки международных консалтинговых компаний в России по этому направлению составляет от 30% у Accenture и до 100% у McKinsey. У российских компаний на долю стратегического планирования и организационного развития сегодня приходится пока только 10-15% совокупной выручки.

     Несмотря  на то, что консалтинговый рынок  активно развивается, у каждого  сегмента есть свои специфические особенности.

     Разработка  стратегии приводит к сосредоточению сил и внимания на одних направлениях деятельности и на продаже других. Реструктуризация может заключаться  в поглощении, слиянии, выделении, ликвидации или других трансформациях. Понятно, что никакие трансформации невозможны без проведения оценки стоимости компании. Судя по всему, именно активная реструктуризация предприятий и повлекла рост этого сегмента рынка на 160% за год. Основными клиентами этого сегмента являются крупные реструктуризирующиеся структуры, такие как РАО «ЕЭС», ОАО «Северсталь-групп» и т.п.

     Интересно, что востребована не только оценка недвижимого имущества, сколько  комплексная оценка всего бизнеса. Это связано с внедрением в  последние 2–3 года в отечественную практику концепции управления стоимостью, в соответствии с которой рост благосостояния акционеров измеряется не объемом введенных мощностей, количеством нанятых сотрудников или оборотом компании, а рыночной стоимостью предприятия, которым они владеют.

     IT-консалтинг  в России не только является  самым крупным сегментом консалтингового  рынка, но и проявляет тенденцию  к постоянному увеличению доли  своего присутствия.

     Востребованность IT-консалтинга легко объяснима  тем, что развивающимся компаниям  критически важно научиться в комплексе решать проблему разработки стратегии бизнес-развития вместе со стратегией развития информатизации. Спрос на информационные услуги растет и приобретает специфический оттенок. Клиенты нуждаются во все усложняющихся решениях, отвечающих требованиям рынков, на которых они оперируют. Объемы затрат на информатизацию внутренних ресурсов реально осознаются высшим руководством. Инвестиции ведущих российских компаний за последние 5 лет выросли на 65% и составляют около трети общего объема капитальных вложений. По экспертным оценкам рост российского IT-рынка составит не менее 20-40% в год. Более трети российских предприятий планируют увеличение расходов на информационные технологии на 50%

     Итак, с одной стороны, информационные технологии становятся жизненно важными для бизнеса, с другой – их эксплуатация все более усложняется. Поэтому требуются определенные инструменты и системы, с помощью которых можно было бы управлять этим процессом. Учитывая требования рынка, системные интеграторы дополняют свой традиционный набор сервисами, ориентированными на бизнес - такими, как стратегический и IT-консалтинг. На рынке консалтинга появляется новая категория – бизнес-интегратор.

     Интеграция  на рынке консалтинга

     Термин  «бизнес-интегратор» означает, что фирма предоставляет комплексный набор услуг по совершенствованию бизнес–процессов заказчиков с помощью информационных технологий. Разница между системным интегратором и бизнес–интегратором состоит в том, что первый из них имеет стандартный набор методик, приемов и решений и применяет их, не учитывая специфику бизнеса и ментальность клиента. Второй же начинает именно с изучения этих особенностей и смотрит, как подстроить свои методики под эту специфику.

     Помимо  диверсификации бизнеса компаний –  системных интеграторов, необходимо отметить тенденцию к слиянию классического управленческого и IT-консалтинга. Практика показывает, что эта модель является наиболее эффективной и перспективной как для самих консультантов, так и для клиентов. Как свидетельствует последний отчет IDC, рост консалтинговых компаний, которые способны решать проблемы своих клиентов, как в области управления, так и в области технологий, составляет 15-25%, в то время как у «чистых» консультантов он не превышает 10-13%.

     Объединение бизнесов характерно как для мирового – Ernst&Young и Cap Gemini, KPMG и Cisco Systems, Monday (бывшее консалтинговое подразделение PricewaterhouseCoopers) и IBM; так и для российского рынка: АЛЬТ и ITeam

     По  мнению экспертов, в будущем году продолжится развитие партнерских отношений между западными и российскими компаниями, работающими на рынке IT-консалтинга. Несомненно, что объединение опыта и технических разработок одних со знанием российской практики и реалий других даст весьма интересные результаты.

     Так уже многие российские компании получили статусы партнеров ведущих западных фирм – разработчиков IT. Например, компания Весть-МетаТехнология одной из первых стала участником партнерской программы Microsoft (статус Microsoft Gold Certified Partner). Компания IBS стала первой из российских компаний, получивших статус альянс-партнера SAP в области консалтинговых услуг в России, странах СНГ и Балтии, а также статус партнерства компании Robertson&Blums Corporation - ведущего поставщика решений для управления бизнесом, - кроме того, IBS, является официальным бизнес-партнером Adaytum Software. Такие партнерства дают компаниям несомненные конкурентные преимущества.

     Если  говорить о векторе развития IT-консалтинга  в России, то при благоприятных  макроэкономических условиях насыщения  рынка этого вида услуг не предвидится. Хорошим показателем насыщения  в этом сегменте станет полноправное появление на нем большого количества западных компаний, более прогрессивных в этом отношении. Тем не менее, у этого, на первый взгляд, не слишком привлекательного для российских консалтинговых компаний, факта есть и положительное значение: условия жесткой конкуренции ускорят переход от любительского к профессиональному состоянию российского рынка в целом, от кооперативных методов управления к профессиональному ведению бизнеса.

     Эффективное внедрение ИТ невозможно без постановки системы управления в компании, в  части оптимизации бизнес-процессов, систем планирования, бюджетирования, контроллинга и т.д., а также требует подготовки персонала компании. Именно поэтому рост IT-консалтинга косвенно способствует росту рынка управленческого консалтинга, в том числе и сегмента услуг по управления персоналом.

     Консалтинг в области управления персоналом этот сегмент в последнее время также отличается стремительным ростом - по сравнению с прошлым годом он увеличился на 170%.

     До  сих пор руководители предприятий  скептически относились к советам  по подбору, оценке и развитию персонала. Гораздо важнее были насущные проблемы вроде реструктуризации бизнеса. Но сама перестройка системы управления с целью повышения финансовых и производственных показателей, подготовка к слиянию или поглощению заставила руководство поменять свое отношение к проблеме. Возникшая необходимость в консолидации дочерних компаний в централизованный холдинг или решение вопросов повышения управляемости филиалов и отделений стала подталкивать руководителя к модернизации управления персоналом. Ведь новая система быстро станет неэффективной, если ее не будут поддерживать грамотные кадры.

     Спрос на консалтинговые услуги в этой области  на сегодняшний день предъявляют  не только промышленные предприятия, но и финансовые, страховые и рекламные  компании, а также крупные торговые холдинги. Со стороны среднего и мелкого бизнеса возрос спрос на услуги по оценке профессионально важных качеств менеджеров, определению потенциала управленцев. А крупному промышленному бизнесу в последнее время стал необходим VIP-консалтинг - коучинг, подразумевающий персональное консультирование руководителей высшего звена. Лидером в этом направлении среди российских компаний стала компания "Евроменеджмент".

     Следом  за подготовкой и подбором топ-менеджеров возникла потребность в подборе качественных операционных управленцев – среднего менеджмента, их отсутствие скорей всего приведет к тому, что стратегические цели не будут реализованы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Анализ рынка консалтинговых услуг за рубежом

     За  последние десять лет наблюдается очень большой рост консалтинговых услуг. Это связано с глобализацией мировой экономики. Последние достижения информационной технологии, глобальные информационные сети изменили представления о границах предприятий и о технологии производства, управления и ведения бизнеса. Насыщение традиционных рынков товаров потребовало поиска новых подходов к потребителю. Именно поэтому 81% портфеля заказов ведущих консультационных фирм составляют фактически заказы на услуги по реорганизации и реструктуризации бизнеса.

     На  сегодняшний день этот рынок оценивается  почти в 90 млрд.долл. с годовым  потенциалом роста порядка 15-20 процентов  в течении последних нескольких лет. В начале 80-х годов в отрасли  управленческого консультирования было занято приблизительно 18 000 консультантов, а на сегодняшний день число специалистов составляет около 700 000 человек, без учета консультантов, занимающихся только вопросами информационных технологий и управления кадрами.

     В мире насчитывается около 1720 фирм, специализирующихся в области управленческого консалтинга. По параметрам численности специалистов и объёма годового оборота услуг 40 фирм из этого числа можно считать крупными, 180 фирм - средними, а 1500 фирм - мелкими. Мировой рынок управленческих консультационных услуг при этом поделен следующим образом: 40 самых крупных консалтинговых фирм обслуживают 66% этого рынка, 180 средних фирм - 25%, 1500 мелких фирм - 9%. Крупная фирма имеет от 300 до 30000 профессионалов и годовой доход от 68 млн. до 3 млрд. долларов. В средней фирме трудится от 100 до 300 профессионалов, генерируя годовой доход до 20 млн. долларов. Мелкие фирмы - это фирмы, в которых в среднем около 4-х профессиональных консультантов и годовой доход не более 0.5 млн. долларов [3].

     Анализ  структуры услуг, производимых 40 крупнейшими управленческими консалтинговыми фирмами, дал следующие результаты [3]:

  • 31% - консалтинговые услуги по вопросам управления операциями и процессами, включая вопросы реорганизации бизнеса и всеобщего управления качеством (TQM),
  • 17% - консультирование по вопросам корпоративной стратегии,
  • 17% - консультирование по вопросам информационно-технологической стратегии,
  • 16% - консультирование по вопросам развития бизнеса,
  • 11% - консультирование по вопросам организационного проектирования,
  • 6% - финансовое консультирование,
  • 2% - услуги по вопросам маркетинга и продажам.

     Все эти результаты представлены в виде гистограммы на (рис.2.1).

     

     Рис. 2.1. Анализ структуры консалтинговых услуг

     Анализ  оказываемых консалтинговых услуг  по различным сферам деятельности имеет  следующий вид:

  • 22% - заказы от предприятий финансового сектора экономики,
  • 11% - от предприятий по производству товаров народного потребления,
  • 11% - от других промышленных предприятий,
  • 10% - от компаний сферы телекоммуникаций,
  • 9% - от предприятий энергетического сектора,
  • 9% - от правительственных учреждений,
  • 9% - от учреждений здравоохранения,
  • 8% - от научно-исследовательских учреждений,
  • 3% - от средств массовой информации и предприятий шоу-бизнеса,
  • 2% - от предприятий оптовой и розничной торговли,
  • 6% - от других источников.

Информация о работе Анализ рынка консалтинговых услуг за рубежом