Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 20:06, курсовая работа
Целью курсовой работы ознакомиться с основными принципами оказания, предоставления консалтинговых услуг с точки зрения мировой практики и его особенностей в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить ряд задач:
- ознакомиться с общей характеристикой консалтинга в России;
- проанализировать конкуренцию российских и западных компаний;
- выделить лидирующие сегменты консалтинга;
- рассмотреть рынок консалтинговых услуг за рубежом.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. КОНСАЛТИНГ В РОССИИ ……………….………..………………………5
1.1. Общая характеристика консалтинга в России ………………….5
1.2. Конкуренция российских и западных компаний ..……………...8
1.3. Лидирующие сегменты рынка консалтинга……………………..
2. Анализ рынка консалтинговых услуг за рубежом.......
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………32
Если же говорить о представленности на рынке различных секторов консалтинга, то, по данным «Коммерсант Деньги», по итогам 2005 г. сложилась следующий расклад (рис. 1.5).
Рис. 1.5. Источник: Коммерсант ДЕНЬГИ, 2006 г.
Несколько иначе выглядит структура рынка в исследовании «Эксперт РА» (рис. 1.6). По результатам этого исследования рыночная доля ИТ-услуг оказалась существенно выше, а доля налогового консалтинга – ниже, чем у «Коммерсант Деньги».
Рис. 1.6. Источник: «Эксперт РА»
Итак, структура российского рынка консалтинга все больше приближается к западной, где основными видами услуг являются стратегический, финансовый и IТ-консалтинг. По итогам прошлого года Россия очень близко подошла к европейскому уровню по доле на рынке услуг в области IT. Информационные технологии принесли более 30% дохода консалтинговым компаниям. Из них около 20% были получены от системной интеграции и других программных разработок и более 10% - от управленческого консультирования в области IT. В последнее время в области IТ-консалтинга наметилась тенденция к смещению акцента с системной интеграции на управленческое консультирование, что связано с увеличением объема консалтинговых услуг в ходе внедрения корпоративных информационных систем
Наибольший спрос на стратегическое планирование и организационное развитие наблюдается в отраслях с высокой конкуренцией. В условиях конкуренции менеджмент предприятий осознает необходимость иметь долгосрочную стратегию развития. В настоящее время доля выручки международных консалтинговых компаний в России по этому направлению составляет от 30% у Accenture и до 100% у McKinsey. У российских компаний на долю стратегического планирования и организационного развития сегодня приходится пока только 10-15% совокупной выручки.
Несмотря на то, что консалтинговый рынок активно развивается, у каждого сегмента есть свои специфические особенности.
Разработка стратегии приводит к сосредоточению сил и внимания на одних направлениях деятельности и на продаже других. Реструктуризация может заключаться в поглощении, слиянии, выделении, ликвидации или других трансформациях. Понятно, что никакие трансформации невозможны без проведения оценки стоимости компании. Судя по всему, именно активная реструктуризация предприятий и повлекла рост этого сегмента рынка на 160% за год. Основными клиентами этого сегмента являются крупные реструктуризирующиеся структуры, такие как РАО «ЕЭС», ОАО «Северсталь-групп» и т.п.
Интересно, что востребована не только оценка недвижимого имущества, сколько комплексная оценка всего бизнеса. Это связано с внедрением в последние 2–3 года в отечественную практику концепции управления стоимостью, в соответствии с которой рост благосостояния акционеров измеряется не объемом введенных мощностей, количеством нанятых сотрудников или оборотом компании, а рыночной стоимостью предприятия, которым они владеют.
IT-консалтинг
в России не только является
самым крупным сегментом
Востребованность
IT-консалтинга легко
Итак, с одной стороны, информационные технологии становятся жизненно важными для бизнеса, с другой – их эксплуатация все более усложняется. Поэтому требуются определенные инструменты и системы, с помощью которых можно было бы управлять этим процессом. Учитывая требования рынка, системные интеграторы дополняют свой традиционный набор сервисами, ориентированными на бизнес - такими, как стратегический и IT-консалтинг. На рынке консалтинга появляется новая категория – бизнес-интегратор.
Интеграция на рынке консалтинга
Термин «бизнес-интегратор» означает, что фирма предоставляет комплексный набор услуг по совершенствованию бизнес–процессов заказчиков с помощью информационных технологий. Разница между системным интегратором и бизнес–интегратором состоит в том, что первый из них имеет стандартный набор методик, приемов и решений и применяет их, не учитывая специфику бизнеса и ментальность клиента. Второй же начинает именно с изучения этих особенностей и смотрит, как подстроить свои методики под эту специфику.
Помимо диверсификации бизнеса компаний – системных интеграторов, необходимо отметить тенденцию к слиянию классического управленческого и IT-консалтинга. Практика показывает, что эта модель является наиболее эффективной и перспективной как для самих консультантов, так и для клиентов. Как свидетельствует последний отчет IDC, рост консалтинговых компаний, которые способны решать проблемы своих клиентов, как в области управления, так и в области технологий, составляет 15-25%, в то время как у «чистых» консультантов он не превышает 10-13%.
Объединение бизнесов характерно как для мирового – Ernst&Young и Cap Gemini, KPMG и Cisco Systems, Monday (бывшее консалтинговое подразделение PricewaterhouseCoopers) и IBM; так и для российского рынка: АЛЬТ и ITeam
По мнению экспертов, в будущем году продолжится развитие партнерских отношений между западными и российскими компаниями, работающими на рынке IT-консалтинга. Несомненно, что объединение опыта и технических разработок одних со знанием российской практики и реалий других даст весьма интересные результаты.
Так уже многие российские компании получили статусы партнеров ведущих западных фирм – разработчиков IT. Например, компания Весть-МетаТехнология одной из первых стала участником партнерской программы Microsoft (статус Microsoft Gold Certified Partner). Компания IBS стала первой из российских компаний, получивших статус альянс-партнера SAP в области консалтинговых услуг в России, странах СНГ и Балтии, а также статус партнерства компании Robertson&Blums Corporation - ведущего поставщика решений для управления бизнесом, - кроме того, IBS, является официальным бизнес-партнером Adaytum Software. Такие партнерства дают компаниям несомненные конкурентные преимущества.
Если говорить о векторе развития IT-консалтинга в России, то при благоприятных макроэкономических условиях насыщения рынка этого вида услуг не предвидится. Хорошим показателем насыщения в этом сегменте станет полноправное появление на нем большого количества западных компаний, более прогрессивных в этом отношении. Тем не менее, у этого, на первый взгляд, не слишком привлекательного для российских консалтинговых компаний, факта есть и положительное значение: условия жесткой конкуренции ускорят переход от любительского к профессиональному состоянию российского рынка в целом, от кооперативных методов управления к профессиональному ведению бизнеса.
Эффективное
внедрение ИТ невозможно без постановки
системы управления в компании, в
части оптимизации бизнес-
Консалтинг в области управления персоналом этот сегмент в последнее время также отличается стремительным ростом - по сравнению с прошлым годом он увеличился на 170%.
До сих пор руководители предприятий скептически относились к советам по подбору, оценке и развитию персонала. Гораздо важнее были насущные проблемы вроде реструктуризации бизнеса. Но сама перестройка системы управления с целью повышения финансовых и производственных показателей, подготовка к слиянию или поглощению заставила руководство поменять свое отношение к проблеме. Возникшая необходимость в консолидации дочерних компаний в централизованный холдинг или решение вопросов повышения управляемости филиалов и отделений стала подталкивать руководителя к модернизации управления персоналом. Ведь новая система быстро станет неэффективной, если ее не будут поддерживать грамотные кадры.
Спрос на консалтинговые услуги в этой области на сегодняшний день предъявляют не только промышленные предприятия, но и финансовые, страховые и рекламные компании, а также крупные торговые холдинги. Со стороны среднего и мелкого бизнеса возрос спрос на услуги по оценке профессионально важных качеств менеджеров, определению потенциала управленцев. А крупному промышленному бизнесу в последнее время стал необходим VIP-консалтинг - коучинг, подразумевающий персональное консультирование руководителей высшего звена. Лидером в этом направлении среди российских компаний стала компания "Евроменеджмент".
Следом
за подготовкой и подбором топ-менеджеров
возникла потребность в подборе качественных
операционных управленцев – среднего
менеджмента, их отсутствие скорей всего
приведет к тому, что стратегические цели
не будут реализованы.
2. Анализ рынка консалтинговых услуг за рубежом
За последние десять лет наблюдается очень большой рост консалтинговых услуг. Это связано с глобализацией мировой экономики. Последние достижения информационной технологии, глобальные информационные сети изменили представления о границах предприятий и о технологии производства, управления и ведения бизнеса. Насыщение традиционных рынков товаров потребовало поиска новых подходов к потребителю. Именно поэтому 81% портфеля заказов ведущих консультационных фирм составляют фактически заказы на услуги по реорганизации и реструктуризации бизнеса.
На
сегодняшний день этот рынок оценивается
почти в 90 млрд.долл. с годовым
потенциалом роста порядка 15-20 процентов
в течении последних нескольких
лет. В начале 80-х годов в отрасли
управленческого
В мире насчитывается около 1720 фирм, специализирующихся в области управленческого консалтинга. По параметрам численности специалистов и объёма годового оборота услуг 40 фирм из этого числа можно считать крупными, 180 фирм - средними, а 1500 фирм - мелкими. Мировой рынок управленческих консультационных услуг при этом поделен следующим образом: 40 самых крупных консалтинговых фирм обслуживают 66% этого рынка, 180 средних фирм - 25%, 1500 мелких фирм - 9%. Крупная фирма имеет от 300 до 30000 профессионалов и годовой доход от 68 млн. до 3 млрд. долларов. В средней фирме трудится от 100 до 300 профессионалов, генерируя годовой доход до 20 млн. долларов. Мелкие фирмы - это фирмы, в которых в среднем около 4-х профессиональных консультантов и годовой доход не более 0.5 млн. долларов [3].
Анализ структуры услуг, производимых 40 крупнейшими управленческими консалтинговыми фирмами, дал следующие результаты [3]:
Все эти результаты представлены в виде гистограммы на (рис.2.1).
Рис. 2.1. Анализ структуры консалтинговых услуг
Анализ оказываемых консалтинговых услуг по различным сферам деятельности имеет следующий вид:
Информация о работе Анализ рынка консалтинговых услуг за рубежом